мы
«Все гениальное просто!»
можем
Машины и Механизмы
(научно-популярный журнал)
Все записи
текст

Научная ирония года

Текст: Владимир Семыкин

Подстегнуть интерес людей к науке и технологиям – несмотря на разницу форматов, цели «ММ» и учредителей престижной Шнобелевской премии совпадают. Чем отличились в этом году частые герои наших материалов – автопроизводители?

22 сентября в Гарварде состоялась 26 церемония вручения Шнобелевской премии. В номинации «Химия» победила компания Volkswagen за изобретение способа обмануть тесты на определение вредных выбросов автомобиля.


Сама Шнобелевская премия вручается за открытия, которые не имеют очевидного практического применения, не претендуют на научность и попросту могут вызвать смех. И победа автоконцерна выглядит действительно смешно, по-злому смешно. Официальная формулировка Шнобелевского комитета звучит так: «За автоматическое, электромеханическое решение проблемы превышения нормы автомобильных выбросов, когда бы ни тестировались автомобили». Дело в том, что на протяжении второй половины 2015 года в США и Европе разгорался скандал вокруг Volkswagen именно из-за подделывания результатов вредных выхлопов.


Вся эта история началась ещё в 2012 году, когда глава концерна Мартин Винтеркорн поставил перед специалистами Volkswagen невыполнимую цель: к 2015 году снизить содержание в выхлопах на 30%. Для выполнения этой задачи технические специалисты немецкого автоконцерна произвели манипуляции с программным обеспечением автомобилей. Кроме того, в конструкцию автомобилей с дизельным двигателем было добавлено устройство, которое включает на полную мощность систему контроля за выхлопами только во время соответствующей проверки машины. А во время обычного использования автомобиля данная система отключается. Благодаря этой системе, во время тестов не фиксируются многие опасные вещества, например, двуокись азота, которая может вызывать приступы астмы.


О подобных мошеннических действиях со стороны компании стало известно благодаря инженеру из Вольфсбурга, который обнаружил обман и сообщил об этом своему руководству. Как сообщила газета Bild am Sonntag, руководство Volkswagen знало о махинациях еще до того, как разгорелся скандал. Издание отмечает, что "уже в конце августа Фридрих Айхлер, главный разработчик двигателей, получил задание рассказать ЕПА (Агентство по охране окружающей среды США) правду" о реальных показателях выбросов вредных веществ. Реальные данные он предоставил агентству 3 сентября 2015 года. "Американцы на основании этого подготовили доклад, который и опубликовали в "черную пятницу" (для концерна)", — сообщила газета. Отмечается, что Айхлер отправился в США по заданию шефа, сейчас отстраненного от работы главы подразделения по развитию компании Хайнца Якоба Нойссера, которого подозревают в мошенничестве. Также последствиями этого скандала стала отставка главы представительства Volkswagen в США Майкла Хорна.


В мировом соглашении между немецким концерном и американскими потребителями была установлена компенсация в размере 1 млрд долларов. Сама компания организовала массовый отзыв автомобилей ещё в январе 2016 года. На приведение в порядок дизелей объемом 1,2, 1,6 и 2,0 л в планах концерна была установлена сумма в 6,5 млрд долларов. По некоторым оценкам, в кампании примут участие до 11 млн автомобилей марок VW (включая коммерческий транспорт), Audi, Skoda и Seat.


Между тем, потери концерна в итоге могут оказаться куда более значительными. Эксперты, оценившие расходы на отзыв, возможные судебные санкции, потерю репутации и снижение стоимости акций концерна, заявили, что этот скандал может обойтись концерну Volkswagen примерно в 80 млрд евро.


Компания Volkswagen своими мошенническими действиями получила Шнобелевскую премию, что в контексте всей истории выглядит особенно иронично. Вспоминается девиз Шнобелевской премии "за достижения, которые сначала заставляют засмеяться, а потом задуматься". Действительно, Volkswagen раскрыл всему миру мошеннический способ обойти тест на вредные выхлопы. И теперь подобные действия можно будет пресекать у других компаний. Эта ситуация очень схожа с историей Фрэнка Абигнейла – бывшего мошенника и нынешнего миллионера. Фрэнк много лет занимался подделкой банковских чеков, дипломов об образовании, всевозможных удостоверений и т.д. С помощью поддельных чеков он за несколько лет получил из банков более 2 млн долларов, а с помощью самодельного удостоверения притворялся пилотом самолета и бесплатно путешествовал по всему миру. Но в конце концов Абигнейла поймали и посадили на 12 лет, из которых он просидел только четыре, благодаря сотрудничеству с ФБР. После тюрьмы Фрэнк начал консультировать банки в сфере безопасности и мошенничества, и даже разработал собственную специальную бумагу для защиты от подделывания чеков. Сейчас Фрэнк Абигнейл продолжает сотрудничество с ФБР, читая лекции в академии и профильных отделах бюро. Благодаря своему бизнесу Фрэнк Абигнейл на данный момент является официальным миллионером.

На примере этой истории понятно, что вся ситуация с Volkswagen может поспособствовать улучшению мер по борьбе с мошенничеством в сфере автомобилестроения и экологии. Озвученная проблема действительно серьёзна: современные государства имеют разветвленную систему автодорог, вдоль которых нередко пролегают сельскохозяйственные поля. И любое изменение нормы выпадения вредных веществ может означать серьезные экологические проблемы в будущем для природы и здоровья людей. 

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK