мы
«Все гениальное просто!»
можем
Машины и Механизмы
(научно-популярный журнал)
Все записи
текст

Кто и зачем придумал жетоны в метро?

Телеграм-канал «Метро. Повседневности» рассказал о том, кто внедрил в метро эти монетки, отчасти ставшие сувенирами.

     Петербургский телеграм-канал, рассказывающий о жизни городского метрополитена посвятил очередной выпуск рубрики «А почему?» жетонам. Удивительно, но их появление случилось во многом благодаря самим пассажирам, а точнее одному из них.
Раньше на входе в станции людей встречали контролеры и проверяли у ленинградцев бумажные билеты или проездные документы. Однажды это всем надоело, потому что такая процедура отнимала огромное количество времени и у пассажиров, и у работников метро и создавала толкучку и очереди. И тогда в 1957 году 24-летний студент ИТМО (Университет уже тогда лоббировал десятки инновационных идей) Борис Гринчель предложил ввести автоматизированную систему оплаты и контроля.
Такая перспектива сократить время и разгрузить заполняемость вестибюлей метрополитеновцам понравилась сразу. Борис стал работником метрополитена и с напарником за несколько месяцев сконструировал два образца турникетов. В 1958 году экспериментальные аппараты уже стояли на «Нарвской». Идея с жетонами тоже принадлежит ему – по его задумке турникет пропускал пассажиров на станцию после опускания монеты в приёмник. Но в 1958 году проезд в метро стоил 50 копеек, а монет с таким номиналом не было, Борис Михайлович предложил использовать специальные жетоны и спроектировал их макет.
На фото: первый жетон, 1958 год, архив метрополитена


Всего 4 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Борис Акулин
    20:01   /  21 марта 2018
    развернуть
    Борис Акулин
         В 1961 году после денежной реформы (номинал денег был уменьшен в 10 раз) население всей страны целых 30 лет радостно бросало в турникеты "пятачок" (кто не знает, это монета достоинством в 5 копеек).  Вот это была стабильность!


         Было очень удобно - никаких билетов и жетонов. Да и стоимость проезда была не заметной для кошелька. Никто о ней не задумывался.
         С переходом на рыночную экономику структура цен на товары и услуги стремительно менялась. Что-то (одежда, бытовая техника, даже автомашины) по покупательной способности дешевело, а вот все виды транспорта, конечно, стали лидером по повышению стоимости проезда.
         Небольшой анализ применительно к метро. До 1991 года при средней зарплате в 150 руб. количество поездок за эту сумму было равно: 150 руб. / 5 коп. = 3000. Спустя 27 лет цена разового проезда в метро составляет 45 руб. При средней зарплате, скажем, в 30000 руб.  количество поездок на эту сумму составляет уже: 30000 руб. /45 руб. = 667. То есть относительная стоимость проезда в метро при этих данных увеличилась за это время в 3000 /667 = 4,5.
         Сейчас поездки на метро, да и на других видах транспорта  стали уже весьма чувствительной статьей расходов.
  • Андрей Басов
    03:35   /  22 марта 2018
    развернуть
    Андрей Басов
    Да, я помню эти маленькие, никелевые жетончики для турникетов на Нарвской. К сожалению, новация не просуществовала долго. Возможно, потому что жетоны растащили на сувениры. От жетонов до пятачков прошло довольно много времени. Или мне так показалось...
  • Анна Лаптева
    09:56   /  22 марта 2018
    развернуть
    Анна Лаптева
    А в моих детских воспоминаниях сохранилась история о том, как лет в восемь я удивила своих родителей, принеся домой штук двадцать совершенно новых "золотых" пятаков. Вместе с классом в тот день мы собрались в какой-то театр на метро. И когда в специальных автоматах на Горьковской начали менять более солидную мелочь на пятачки, в лоток посыпались просто сказочно сверкающие красивые монетки... Все карманные капиталы моих одноклассников были тот час конвертированы в данную валюту)))
  • Ольга Иванова
    14:58   /  22 марта 2018
    развернуть
    Интересно, получает ли дивиденды за свое изобретение Этот самый Борис Гринчель или, как обычно, другому в карман вся прибыль идет?)
OK OK OK OK OK OK OK