Любовь
я могу вдохновлять
Светить – и никаких гвоздей!
Любовь Фельзингер
Все записи
текст
Мифы о мозге: проверьте себя
Сколько бы ни развивалась нейронаука, некоторые мифы о мозге и его деятельности слишком живучи. Или все-таки нет, и мы, наконец, все немного просветились?

Американские психологи решили провести исследование, насколько когнитивные науки помогают бороться с разного рода заблуждениями о мозге — его работе, развитии и так далее. Для этого они просто провели онлайн-тест на платформе testmybrain (там вообще много всяких тестов и для мозга и про мозг), а 10 августа опубликовали результаты в журнале Frontiers in Psychology.

Мифы не возникают из ниоткуда — порой их даже создают ученые. Достаточно из одного исследования сделать далеко идущие выводы — и все, получайте, миф полетит в массы, а вы уже и не успеете крикнуть вслед: «Подождите, это еще не всё!». Самый простой пример из этой серии — заблуждение о том, что у одних людей больше развито правое полушарие, а у других — левое. Заблуждение очень удобное, так как объясняет, почему якобы один человек более творческий, а другой — рациональный. Сформировался миф на основе исследования, показавшего, что полушария мозга просто не повторяют в точности все функции друг друга, а частично специализируются на некоторые мыслительных процессах, например речи.



Респонденты были разделены психологами на три группы, и результаты их веры в мифы следующие:
  • широкая публика (кто никогда не занимался когнитивными науками) — верили в 68% мифов;
  • преподаватели — 56%;
  • студенты, проходившие куры по нейрофизиологии — 47%.
Всего в опросе нужно было ответить на 30 вопросов. Точнее, даже не вопросов, а утверждений, на которые, как на уроке английского, нужно выбрать True or False (Правда или Вымысел), или Да или Нет. Нечто подобное можно провести прямо сейчас — нужно только сосредоточиться и быстро ответить так, как представляется верным.

Начнем? Да или Нет? Правда или вымысел?

  • Пропущенный завтрак плохо сказывается на успеваемости.
  • Развитие мозга заканчивается с наступлением половой зрелости.
  • Прослушивание классической музыки улучшает мыслительные способности детей.
  • В среднем у мальчиков мозг больше, чем у девочек.
  • Мозг работает 24/7, даже если мы спим.
  • Внимание детей снижается от сладкого.
  • Физкультура улучшает мыслительные функции.
  • Человек лучше усваивает информацию, поданную в соответствии с его типом обучения (визуальным, кинестетическим, аудиальным).
  • Мы используем только 10% своего мозга.
  • При дислексии человек видит буквы задом наперед.

Ответили? А теперь давайте проверим результаты.


  • Да. Казалось бы, мелочь, но без завтрака умственные способности школьников действительно снижаются, как впрочем и от общего недоедания. Об этом свидетельствуют и исследования National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion.
  • Конечно, нет, хотя в случае отдельных личной порой и кажется, что да. Рассуждения о том, когда именно мозг перестает развиваться, весьма популярны и порой неоднозначны. Иногда финишную черту проводят не в юношестве, а позже — в 25 лет, а то и в 40. На самом же деле даже в старости в мозгу образуются новые клетки, хоть и не очень много. Об этом подробнее можно прочитать на сайте Гарвардской медицинской школы.
  • Увы, но нет — миф об «эффекте Моцарта» всё же пока остается мифом. Сама идея восходит к небольшому исследованию, опубликованному в 1993 году. Всего у 36 студентов от прослушивания Моцарта в течение 10 минут на несколько пунктов улучшились результаты IQ-теста. Эффект, однако, длился всего в течение 15 минут. Дальнейшего подтверждения результатов не вышло.
  • Да. Никакого сексизма здесь нет, и объем мозга не влияет на интеллект — просто это факт. Более того, современная наука не видит особых различий в интеллектуальных способностях мужчин и женщин.
  • Конечно, да. Ну, кажется, здесь можно не сомневаться, мозг работает и во сне, и при нашем бодрствовании.
  • Нет. Это удобный родительский миф. Он появился в 1920-х годах, и в него легко поверить: стоит только понаблюдать, как дети бесятся на чьем-нибудь дне рождения, наевшись перед этим сладкого. Однако современные исследования отрицают, что причиной того является именно сахар.
  • Да, поднимаемся с диванов и перестаем грустить. После пробежки лучше соображают не только люди, но даже улитки, доказательства здесь. А еще даже простая зарядка делает нас более оптимистичными и уверенными в себе.
  • Нет. Этот миф появился в 70-е, и совпал с дискуссией и разработкой большого разнообразия стилей обучения. Однако он не подтверждается научными исследованиями.
  • Нет. Скрытых резервов умственных способностей у нас, увы, нет. Мозг пашет на все 100%, теперь это можно увидеть благодаря современным технологиям. Однако до бессоновской Люси нам все равно далеко. А вот истоки самого мифа теряются в веках. По одной из версий, начало ему было положено американским психологом Уильямом Джеймсом, который писал, что большинство людей вряд ли достигают и 10% своего интеллектуального потенциала, что потом пошло в народ как “10% мозга”.
  • Нет. Здесь нужно просто представлять, что такое дислексия. У страдающих этим заболеванием есть проблемы с чтением и соотношением письменной и устной речи, но «буквы задом наперед» — это немного обидный миф, появившийся в 20-х благодаря американскому неврологу Самуэлю Ортону.

Ну что, как ваши результаты?

У меня, признаюсь честно, было 8 из 10 правильных ответов.


При подготовке поста использовались материалы научно-популярного издания «Чердак». 


1  /  2
 
 
Всего 4 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
OK OK OK OK
Яндекс.Метрика