Любовь
я могу вдохновлять
Светить – и никаких гвоздей!
Любовь Фельзингер
Все записи
текст
Фотограф – штормовое предупреждение
Обожаю сюрреалистов и просто фотографов или художников с неограниченной фантазией!

Его называли шестым участником Pink Floyd и музыкальным Сальвадором Дали, он создал лучшие обложки для музыкальных альбомов Led Zeppelin, Muse, Cranberries, Pendulum и многих других "титанов". В 70-80-е он начал делать то, что для остальных стало возможным лишь с появлением Photoshop.

Знакомьтесь, британский фотограф, дизайнер музыкальной одежды – Сторм Торгерсон (Storm Thorgerson, 1944-2013). Многие ошибочно полагают, что обложки альбомов или книг никак не влияют на продажи... Ясно, что эти люди далеки как от искусства маркетинга, так и от искусства дизайна. Несмотря на то, что CD-диски, не говоря уж о пластинках, выходят из моды и всё хуже продаются, обложки авторства Торгерсона после каждого их появления – это событие не только для индустрии музыки, но и фотографии.

Во многих своих работах Сторм использовал сюрреалистические элементы и мотивы, помещая объекты в непривычную для них обстановку, расщепляя их стандартное восприятие и добавляя новые, порой неожиданные, смыслы.

Вот такие обложки, например, Сторм сделал для Pink Floyd:


Pink Floyd, альбом «Delicate Sound of Thunder», 1988.



Pink Floyd, альбом «Tree Of Half Life», 1997.

Моя любимая:

Pink Floyd, альбом «Division Bell — Stone Heads», 1994.


Pink Floyd, альбом «A Momentary Lapse of Reason», 1987.

«Я люблю шалить с реальностью, искажать реальность. Некоторые из моих работ озадачивают вопросом — это реально или нет?».

Собственно, фотографом Торгерсон стал по стечению счастливых обстоятельств. На художественном факультете Кембриджского университета он сначала познакомился с архитектором Роджером Уотерсом, а потом и вовсе оказался окружен музыкантами из Pink Floyd – на факультет пытался поступить основатель группы, в будущем легендарный Сид Барретт.

Сложно поверить, но большинство первых работ Торгерсона выполнены просто с помощью клея, ножниц и, конечно, тонн фантазии. Свои шедевры для Pink Floyd он начал создавать с напарницей Обри Пауэлл, что в скором времени выросло в проект-студию «Hipgnosis». С Обри они не расставались практически на протяжении всей его карьеры.

В этой студии «Hipgnosis», просуществовавшей до 1983 года, Торгерсон и создавал свои неповторимые обложки. После закрытия студии Сторм основал другую, которую скромно назвал Storm. Сейчас здесь продолжается работа над оригинальными творениями для музыкантов – и после смерти дизайнера в 2013 году.

Да, и это тоже придумал он!


Pink Floyd, альбом «Dark Side of the Moon», 1973.

А вот такой обложка стала через 30 лет:



И еще одна легенда:


Pink Floyd, альбом «Wish You Were Here», 1975.


К созданиям всех своих произведений Сторм подходил с порой даже изнуряющей скрупулезностью. К примеру, для того чтобы сделать фото для обложки Wish You Were Here, каскадер, изображавший двойника, был вынужден надеть огнеупорный костюм поверх пиджака и брюк. Но сцена в итоге получилась крайне символичная: из-за боязни «сгореть» люди часто скрывают свои истинные чувства и предпочитают оставаться сдержанными копиями себя в деловых костюмах.

Сторм явно тяготел к крупным или многочисленным формам – то у него кровати расставлены на берегу, то игрушечные мишки словно прорастают из земли, то тысяча воздушных шариков будто замирает в воздухе... При этом для него было принципиальным минимальное использование искусственного, то есть сделанного в Photoshop. Например, это настоящий огромный клубок ниток, которым позднее дизайнер украсил свой сад. А почему бы и нет?



И это тоже всё настоящее. Прямо-таки Стэнли Кубрик фотографии!

Cranberries, альбом «Wake Up and Smell The Coffee», 2001.


Muse, сингл «Uprising», 2009.


Muse, альбом «Absolution», 2003.





А как думаете, люди тут тоже реальные сидят?)




Pendulum, альбом «Watercolour», 2010.

«Это красивая и простая идея. Преломление солнечного света мы видим повсюду вокруг нас, например, в радуге. Я бы и рад сказать, что это мое изобретение, но, к сожалению, оно мне не принадлежит!».

Мне творчество Торгерсона чем-то напоминает картины Рене Магритта, думаю, фотограф и сам не стал бы отрицать влияние сюрреалистов. Ну, например, эта обложка – чистой воды вариация на «Влюбленных» бельгийского художника.

The Mars Volta, альбом «Frances the Mute», 2005.

Еще немного сюра и красоты (а где их у Сторма нет). Меня его работы почти гипнотизируют.

Biffy Clyro, альбом «Opposites», 2013.

Biffy Clyro, альбом «Only Revolutions», 2009.

Disco Biscuits, альбом «Planet Anthem», 2010

А здесь Торгерсон попытался обыграть идею вечного пламени, воплощенного при этом в металлической скульптуре. Съемки провели в крайне удачной локации – на вулканическом острове Лансароте в Канарском архипелаге или «острове огнедышащих гор».

Audioslave, альбом Audioslave, 2005.

Немного романтики и дождя:


Peter Gabriel, альбом «Peter Gabriel 1 Car», 1980.

Или вот очень символичная обложка для альбома Muse. Что вы здесь видите? Подумайте, рассмотрите всё внимательно, а потом уже прочитайте комментарий внизу.

Muse, альбом «Black Holes and Revelations», 2006.

Для того, чтобы запечатлеть такой снимок, Сторм отправился на каньон, где зачем-то разместил четырех лысых мужиков за столом, и – о чудо! – воспользовался Photoshop, чтобы пририсовать к ним коней. Что все это, черт возьми, значит? Лошади почему-то есть и на столе и возле него, и двигаются они в разных направлениях. Первая, сама собой напрашивающаяся ассоциация, – это, конечно, всадники Апокалипсиса, которых было, как известно, тоже четверо. Если присмотреться внимательнее, можно заметить, что у каждого лысого – свой узор на костюме. У одного – крестики и полумесяцы, у второго – глаза, у третьего – костюм золотой, а у четвертого одежда словно блистает зеркалами. Какие здесь прочитываются символы? Религия, власть, деньги (?) и самолюбование? Такую версию, по крайней мере, предлагают некоторые критики. Дальше рассуждать можно сколько угодно – изображение полностью открыто для интерпретаций и только развивает фантазию зрителя.

Как же Сторму удавалось так передавать услышанное с помощью визуального? На самом деле, совсем не обязательно переслушивать весь альбом вдоль и поперек. Порой достаточно лишь яркого названия, которое даст толчок к ассоциации, образу.

Вот что он сам думал на этот счет:

«Я слушаю музыку , читаю тексты, разговариваю с музыкантами как можно больше. Я ощущаю себя своего рода переводчиком…мне нравится исследовать двусмысленность и противоречивость, чтобы шокировать, но слегка, тонко».
А как вам такая обложка?) По-моему, от нее веет умиротворением.

10CC, альбом «Look Here?», 1980.

«Эта овечка на психоаналитической кушетке была разработана как постер альбома 10cc 1980 года «Look Here». Группа попросила «что-то оригинальное». У меня никогда не было четкого представления о том, что означает это выражение … Я подумал, что было бы более интересно задать вопрос, и между собой мы придумали: «Вы нормальный человек?» Во всяком случае, вопрос привел к идее нормальности и того, что может быть более нормальным, чем овцы, которые склонны следовать друг за другом. Но чтобы быть нормальным, тебе понадобится длительная доза психотерапии».

И еще немного красоты:

Deepest Blue, альбом «Waves», 2004.


Pendulum, сингл «The Island», 2010.

А вот великий выдумщик собственной персоной:



Подробнее с работами Торгерсона можно познакомиться на его официальном сайте.

Также о фотографе не так давно был снят документальный фильм Taken by Storm.

Для фанатов в честь 40-летия творчества автора была издана коллекционная книга.

А как вам творчество Сторма Торгерсона? Какие ассоциации возникают при взгляде на его работы?

И еще, глупый, но все же, вопрос: как вы думаете, что изображено на самой известной работе Торгерсона – обложке «The Dark Side of the Moon»?

Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика