Лариса
я могу ошибаться
Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину
Лариса Усачева
Все записи
текст

Детское творчество: открытые и закрытые задачи

       – Самая распространённая педагогическая ошибка – если дети, в процессе обучения, постоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», т.е. имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение – считает детский психолог Ольга Кузнецова. – В результате у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Но черты креативного мышления будут формироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «Открытого типа»! Эти задачи предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения...

Детское творчество: открытые и закрытые задачи

       – Самая распространённая педагогическая ошибка – если дети, в процессе обучения, постоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», т.е. имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение – считает детский психолог Ольга Кузнецова. – В результате у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Но черты креативного мышления будут формироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «Открытого типа»! Эти задачи предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным выдвигать любые решения проблем. Включайте и наблюдайте детишек как можно в большем количестве деятельностей. Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в том, к чему у ребенка есть определенные склонности.

       – Не пропустите период наивысших возможностей в  развитии креативности – 3-5 лет! С конца 2-го по 4-й год жизни у деток появляется потребность в подражании деятельности взрослого. Именно в это время ребенок максимально восприимчив к развитию творческих способностей через подражание. А потребность и способность к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, а с другой –  еще не социализирован. Мир для малыша еще полон загадок, неопределённостей, которые стимулируют поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Именно многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Желательно, чтобы окружающая среда содержала образцы креативного поведения и его результаты.

       – А что, все дети креативны? – Разумеется, основной потенциал заложен природой. Но творчество – это тоже естественная природная функция. Так что творческие способности заложены в каждом ребёнке. И потенциально все дети креативны. А взрослому нужно внимательно подмечать – в чём именно проявляется индивидуальная креативность его ребенка, и стремиться её развивать. Где и как? Да в обычных домашних делах. Цветы сажаете-поливаете-подрезаете? Завтраки-обеды готовите? Пыль протираете? Винтики-шпунтики закручиваете? Делайте всё это вместе с вашими малышами. И подходите ко всему – творчески. Да побольше разных игрушек-самоделок! Креативность – это совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности.

        – А какую роль играет социальная среда? Оказывается – огромное: среда оказывает 95 % влияния на формирование вариаций креативности, и только 5 % - остаётся на долю наследственных задатков. Тем не менее, среда не «создает», а «проявляет» таланты. И ещё! Учтите, что жёсткие требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут как стимулировать, так и подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом. 

       Теперь поговорим о процессах, регулирующих творчество. Что? Как можно? Это же творчество! Оказывается, и оно требует чуткого и внимательного руководства. В первую очередь обратите внимание на восприятие! Детей необходимо обучать восприятию и видению мира. Потому как восприятие само по себе обладает всеми первичными признаками креативности, подготавливая материал для будущей работы мышления. Кроме того, восприятие – это источник получения и хранения информации. Ведь чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. При этом пассивно накопленная информация не всегда выполняет свои «творческие функции» и хранится в подсознании как балласт. А для того, чтобы этого не произошло, детишек надо ориентировать на активное восприятие. Так, чтобы им захотелось воспроизвести что-либо – для себя или для мамы, папы, бабушки…

       Другой психологический процесс, отличающий творческую индивидуальность - процесс воображения, присущий каждому человеку. Особенно интенсивно он выражен в детстве, но постепенно утрачивает свою яркость и силу. Почему? Возможно, в период обучения эта функция теряет значимость и перестаёт развиваться. Расширяйте опыт ребёнка, обогащайте его разнообразными мелочами, стимулируйте яркими материалами для занятий, поощряйте творческие импульсы. Эмоции и чувства играют большую роль в любом творческом процессе. Однако не забывайте о саморегуляции и самоконтроле. Обучайте этому детей на самых простых примерах. Нужно научить ребёнка контролировать процесс воображения, чтобы он мог свободно фантазировать, не теряя контакта с действительностью.

       Подробности: WWW.childpsy.ru

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 4 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Борис Акулин
    10:14   /  31 марта 2016
    развернуть
    Борис Акулин
    Красиво сказано! Только вот один вопрос: кому это адресовано? Родителям? Судя по опросам ВЦИОМ, таких талантливых мизер. Может быть, учителям школ? Так сама школа с пресловутым ЕГЭ губит в детях все творческое. Может быть, чиновникам от образования? Вряд ли, у них другие приоритеты. И получается, что сейчас ребенок, далее подросток и вот он уже взрослый человек практически в своем развитии копирует наше общество, качество которого в своей массе оставляет желать много лучшего. Было справедливо  отмечено о роли социальной среды в развитии детей и вообще людей. Увы, наша среда под руководством государства раз за разом побеждает, на мой взгляд. Хотел бы ошибаться...
  • Камилла Андреева
    06:41   /  01 апреля 2016
    развернуть
    А по-моему как-то пусто и напыщенно. Много пышных фраз - а смысл-то в чем? Вот так, коротко - 1,2,3...? 
     Если ваш ребенок талантлив и вы с ним разговариваете, поверьте, вы все увидите и почувствуете. И никто его не забьет, все равно проявится талант)
  • Лариса Усачева
    11:18   /  01 апреля 2016
    развернуть
    Лариса Усачева
    Статья адресована, в первую очередь, родителям. Ведь в 3-5 лет ребёнок ещё дома и в саду. Школа, безусловно, "забьёт", но убить творческий потенциал полностью этой системе не удастся. А смекалистых детишек, на самом деле, много! 
    • Борис Акулин
      01:12   /  01 апреля 2016
      развернуть
      Борис Акулин
      Родителям? Это тем, кто по 10-12 часов пашут на работе и ребенка видят только спящим? Ах да, есть еще выходные. Или тем, кому высокие теории развитии инвивидуальной креативности ребенка просто до лампочки? Или просто ассоциальным родителям, коих предостаточно? И как мыслится образовывать самих родителей для понимания ими проблем развития детей? Мне кажется, что это все красивые слова, к практике имеющие отдаленное отношение. Вспомните свое детство. Или посмотрите на наше общество. На осинах редко апельсины растут. ИМХО.
Мотовыставка IMIS
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK