Лариса
я могу ошибаться
Кто хочет - ищет способ, кто не хочет - ищет причину
Лариса Усачева
Все записи
текст

Детское творчество: открытые и закрытые задачи

       – Самая распространённая педагогическая ошибка – если дети, в процессе обучения, постоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», т.е. имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение – считает детский психолог Ольга Кузнецова. – В результате у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Но черты креативного мышления будут формироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «Открытого типа»! Эти задачи предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения...

       – Самая распространённая педагогическая ошибка – если дети, в процессе обучения, постоянно сталкиваются с задачами «закрытого типа», т.е. имеющими заданный набор элементов и единственное правильное решение – считает детский психолог Ольга Кузнецова. – В результате у детей формируется тип мышления, базирующийся на ранее сформированных знаниях и операциях. Но черты креативного мышления будут формироваться только в том случае, если у ребенка есть возможность работать с заданиями «Открытого типа»! Эти задачи предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным выдвигать любые решения проблем. Включайте и наблюдайте детишек как можно в большем количестве деятельностей. Творческие способности легче и чаще всего проявляются именно в том, к чему у ребенка есть определенные склонности.

       – Не пропустите период наивысших возможностей в  развитии креативности – 3-5 лет! С конца 2-го по 4-й год жизни у деток появляется потребность в подражании деятельности взрослого. Именно в это время ребенок максимально восприимчив к развитию творческих способностей через подражание. А потребность и способность к творческому труду развиваются как минимум с 5 лет. Возраст 3-5 лет благоприятен для формирования креативности еще и потому, что ребенок к этому возрасту, с одной стороны, готов к социализации, а с другой –  еще не социализирован. Мир для малыша еще полон загадок, неопределённостей, которые стимулируют поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Именно многовариантность обеспечивает возможность их нахождения. Желательно, чтобы окружающая среда содержала образцы креативного поведения и его результаты.

       – А что, все дети креативны? – Разумеется, основной потенциал заложен природой. Но творчество – это тоже естественная природная функция. Так что творческие способности заложены в каждом ребёнке. И потенциально все дети креативны. А взрослому нужно внимательно подмечать – в чём именно проявляется индивидуальная креативность его ребенка, и стремиться её развивать. Где и как? Да в обычных домашних делах. Цветы сажаете-поливаете-подрезаете? Завтраки-обеды готовите? Пыль протираете? Винтики-шпунтики закручиваете? Делайте всё это вместе с вашими малышами. И подходите ко всему – творчески. Да побольше разных игрушек-самоделок! Креативность – это совокупность способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности.

        – А какую роль играет социальная среда? Оказывается – огромное: среда оказывает 95 % влияния на формирование вариаций креативности, и только 5 % - остаётся на долю наследственных задатков. Тем не менее, среда не «создает», а «проявляет» таланты. И ещё! Учтите, что жёсткие требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут как стимулировать, так и подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом. 

       Теперь поговорим о процессах, регулирующих творчество. Что? Как можно? Это же творчество! Оказывается, и оно требует чуткого и внимательного руководства. В первую очередь обратите внимание на восприятие! Детей необходимо обучать восприятию и видению мира. Потому как восприятие само по себе обладает всеми первичными признаками креативности, подготавливая материал для будущей работы мышления. Кроме того, восприятие – это источник получения и хранения информации. Ведь чтобы создать нечто новое, необходимо опираться на нечто известное, иметь в памяти достаточно обширный материал, чтобы свободно им оперировать. При этом пассивно накопленная информация не всегда выполняет свои «творческие функции» и хранится в подсознании как балласт. А для того, чтобы этого не произошло, детишек надо ориентировать на активное восприятие. Так, чтобы им захотелось воспроизвести что-либо – для себя или для мамы, папы, бабушки…

       Другой психологический процесс, отличающий творческую индивидуальность - процесс воображения, присущий каждому человеку. Особенно интенсивно он выражен в детстве, но постепенно утрачивает свою яркость и силу. Почему? Возможно, в период обучения эта функция теряет значимость и перестаёт развиваться. Расширяйте опыт ребёнка, обогащайте его разнообразными мелочами, стимулируйте яркими материалами для занятий, поощряйте творческие импульсы. Эмоции и чувства играют большую роль в любом творческом процессе. Однако не забывайте о саморегуляции и самоконтроле. Обучайте этому детей на самых простых примерах. Нужно научить ребёнка контролировать процесс воображения, чтобы он мог свободно фантазировать, не теряя контакта с действительностью.

       Подробности: WWW.childpsy.ru

Всего 4 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Борис Акулин
    10:14   /  31 марта 2016
    развернуть
    Борис Акулин
    Красиво сказано! Только вот один вопрос: кому это адресовано? Родителям? Судя по опросам ВЦИОМ, таких талантливых мизер. Может быть, учителям школ? Так сама школа с пресловутым ЕГЭ губит в детях все творческое. Может быть, чиновникам от образования? Вряд ли, у них другие приоритеты. И получается, что сейчас ребенок, далее подросток и вот он уже взрослый человек практически в своем развитии копирует наше общество, качество которого в своей массе оставляет желать много лучшего. Было справедливо  отмечено о роли социальной среды в развитии детей и вообще людей. Увы, наша среда под руководством государства раз за разом побеждает, на мой взгляд. Хотел бы ошибаться...
  • Камилла Андреева
    06:41   /  01 апреля 2016
    развернуть
    А по-моему как-то пусто и напыщенно. Много пышных фраз - а смысл-то в чем? Вот так, коротко - 1,2,3...? 
     Если ваш ребенок талантлив и вы с ним разговариваете, поверьте, вы все увидите и почувствуете. И никто его не забьет, все равно проявится талант)
  • Лариса Усачева
    11:18   /  01 апреля 2016
    развернуть
    Лариса Усачева
    Статья адресована, в первую очередь, родителям. Ведь в 3-5 лет ребёнок ещё дома и в саду. Школа, безусловно, "забьёт", но убить творческий потенциал полностью этой системе не удастся. А смекалистых детишек, на самом деле, много! 
    • Борис Акулин
      01:12   /  01 апреля 2016
      развернуть
      Борис Акулин
      Родителям? Это тем, кто по 10-12 часов пашут на работе и ребенка видят только спящим? Ах да, есть еще выходные. Или тем, кому высокие теории развитии инвивидуальной креативности ребенка просто до лампочки? Или просто ассоциальным родителям, коих предостаточно? И как мыслится образовывать самих родителей для понимания ими проблем развития детей? Мне кажется, что это все красивые слова, к практике имеющие отдаленное отношение. Вспомните свое детство. Или посмотрите на наше общество. На осинах редко апельсины растут. ИМХО.
OK OK OK OK OK OK OK