я могу думать о приятном
Бороться и искать, найти и перепрятать!
Кирилл Родионов
Все записи
текст

Мы делили F1

Поклонникам Формулы-1 прекрасно известно, что мир «Больших призов» – это не просто соревнования, но и колоссальный бизнес, в котором задействованы как всемирно известные автопроизводители, ежегодно инвестирующие сотни миллионов долларов в развитие собственных «конюшен», так и крупные международные корпорации, рассматривающие королевские гонки в качестве перспективного рекламного рынка. Кто, как и сколько зарабатывает на самой престижной гоночной серии мира?
Мы делили F1
     Два главных слова должен запомнить всякий, кто желает понять, как же делится формульный «апельсин»: Договор Согласия (англ. Concorde Agreement). Кто и с чем соглашается при его подписании? Во-первых, Международная автомобильная федерация (FIA) – осуществлять технический контроль над организацией и проведением гонок. Во-вторых, сами гоночные команды – участвовать в турнире. И, в-третьих, компания-обладатель прав на извлечение финансовой прибыли из чемпионата – сделать так, чтобы эта прибыль была, и не забыть поделиться. Коммерческим владельцем Формулы-1 является группа Formula One Management (FOM), доход которой формируется, в основном, из продажи прав на телевизионные трансляции соревнований. У руля FOM стоит бессменный Берни Экклстоун (Bernard «Bernie» Ecclestone): ему принадлежит последнее слово при корректировке Договора Согласия, а также приоритет в выборе трасс, за включение которых в официальный гоночный календарь принимающие страны платят девятизначные суммы.
Вокруг пирога F1 за кулисами турнира явно кипят нешуточные страсти. Но зрителю об этом остается судить лишь по кратким заявлениям организаторов и участников в прессе – Договор Согласия является конфиденциальным и никогда не публикуется в открытых источниках. Известно, что за более чем 30 лет он претерпел семь редакций. Последнюю – в 2013 году. По ней больше половины из получаемой FOM прибыли распределяется между десятью лучшими командами сезона, остальное же уходит акционерам, крупнейший из которых – инвестиционный фонд CVC Capital Partners.

рейтинг зп формула 1.jpg
Все команды Формулы-1 либо находятся в собственности известных производителей спорткаров (Ferrari, McLaren, Mercedes), либо принадлежат частным предпринимателям, основная деятельность которых не связана непосредственно с миром авто (Red Bull Racing, Force India, Caterham). Соответственно, сами «конюшни» существуют под колпаком спортивных подразделений автогигантов или являются частью интернациональных корпораций. Прибыль от участия в гонках перераспределяется между всеми акционерами компаний-владельцев команд. Однако для того, чтобы этот доход распределить, хозяевам «конюшен» его еще нужно получить, успешно покрыв все издержки, в том числе и денежные выплаты пилотам. В прошлом сезоне средняя зарплата гонщиков составила 4,8 млн евро, а порог в миллион евро превысили годовые гонорары девяти спортсменов: Льюиса Хэмильтона (20 млн), Фернандо Алонсо (20 млн), Дженсона Баттона (16 млн), Себастьяна Феттеля (12 млн), Нико Росберга (11 млн), Марка Уэббера (10 млн), Фелипе Массы (6 млн), Кими Райкконена (3 млн) и Серхио Переса (1,5 млн).

В Формуле-1 на голом энтузиазме далеко не уедешь в прямом смысле слова. Не секрет, что уровень финансовой устойчивости команд напрямую влияет на их результаты. Гонщикам, выступающим за недавно созданные и не очень богатые «конюшни», – например, Marussia или Caterham, – довольно сложно попасть в очки; и наоборот, команды с длительной историей участия в чемпионате и мощной спонсорской поддержкой, такие как Ferrari или McLaren, практически в каждом сезоне борются за Кубок конструкторов. Солидная материальная база Red Bull Racing позволяет команде хорошо платить гонщикам, нанимать талантливых конструкторов и выстраивать систему подготовки молодых пилотов, в то время как слабая инвестиционная привлекательность конюшен-середняков заставляет их прибегать к услугам рента-драйверов, которые получают возможность выступления в гонках лишь при условии масштабного привлечения спонсорских средств – то есть фактически сами платят за участие в турнире. Последнее вызывает массу нареканий со стороны экспертов и болельщиков; однако такое положение вещей отчасти связано с нестабильностью мировой экономики, вынуждающей бизнес отказываться от непрофильных активов. Впрочем, у каждой из команд ситуация складывается по-своему.

Red Bull Racing

В прошедшем году основными статьями дохода команды австрийского бизнесмена Дитриха Матешица (Dietrich Mateschitz), «окрыляющего» весь мир жидкостью с кофеином и таурином, являлись субсидии со стороны самой компании Red Bull (110 млн фунтов), инвестиции спонсоров (60 млн фунтов), а также призовые выплаты от FOM (70 млн фунтов). Несмотря на прибыль в размере 4,5 млн фунтов, команда стремится обрести известную долю независимости от производителя энергетических напитков. Достижению этой цели в немалой степени могут поспособствовать успехи Себастьяна Феттеля (Sebastian Vettel): немецкий автогонщик четыре раза подряд завоевывал чемпионский титул F1 – это заметно повышает привлекательность команды в глазах потенциальных спонсоров. Существенный вклад в триумф «конюшни» внес и Эдриан Ньюи (Adrian Newey), один из самых успешных дизайнеров в истории автоспорта: в 1990-е годы пилоты, выступавшие на проектировавшихся под его руководством болидах Williams и McLaren, выиграли целую россыпь чемпионских титулов. Именно поэтому доминирование Феттеля – лишнее доказательство того, что пилот – лишь острие копья, древком которого является кропотливая работа коллектива профессионалов.

Scuderia Ferrari

Ferrari – старейшая в истории команда, которая при этом является единственной из «конюшен», строящей свой болид исключительно самостоятельно, не используя комплектующих от других производителей. В 2012 году доход Ferrari составил 260 млн фунтов, из которых 180 млн – вложения спонсоров и клиентов и еще 80 млн – выплаты FOM; тогда же была зафиксирована чистая прибыль в размере 10 млн фунтов. Бренд Ferrari сам по себе обеспечивает существенное подспорье в финансовой стабильности Скудерии, что неудивительно: герб с изображением гарцующего жеребца на желтом фоне знаком даже людям, живущим в тех местах, где еще и дорог-то с твердым покрытием нет. При всем этом немаловажную роль здесь играют фигуры пилотов, о чем свидетельствует, например, сотрудничество с «конюшней» банка Santander с момента прихода в Скудерию испанского пилота Фернандо Алонсо (Fernando Alonso) – двукратного чемпиона мира.

McLaren Racing

В год проведения 63-го чемпионата мира в классе машин Формула-1 (2012) доход McLaren достиг 180 млн фунтов, из которых 120 млн составили средства спонсоров и еще 60 млн – выплаты от FOM. Довольно долгое время McLaren использовал моторы Mercedes, а также сотрудничал с телекоммуникационным оператором Vodafone. Однако в прошлом ноябре команда начала искать нового титульного спонсора и объявила о подписании соглашения с японским концерном Honda, моторы которого будут использоваться ею начиная с 2015 года. Стоит напомнить, что в конце 80-х тандем McLaren и Honda был символом всепоглощающего успеха в F1: так, в сезоне-1988 Айртон Сенна и Ален Прост, являвшиеся тогда напарниками по команде, победили в 15 этапах из 16. Время покажет, сможет ли дуэт Дженсона Баттона и Кевина Магнуссена, нынешних пилотов команды, повторить это достижение.

Lotus

Команда из британского Энстоуна является фактическим преемником «конюшен» Benetton и Renault F1, в составе которых по два чемпионских титула выиграли Михаэль Шумахер и Фернандо Алонсо. Несмотря на относительный спад конца 2000-х годов, команда все-таки сумела вернуть себе место в авангарде пелетона, войдя в четверку лучших в зачете Кубка конструкторов по итогам последних двух сезонов. Вместе с тем, «конюшня» испытывает серьезные финансовые затруднения, о чем свидетельствуют убытки в 56,8 млн фунтов по итогам 2012 года – рекордные за всю историю Формулы-1. В этом отношении Lotus умудрился перекрыть «достижения» команд Marussia и BAR, в 2011 и 1999 годах потерявших 46,3 млн фунтов и 41,9 млн соответственно. Команда остается на плаву во многом благодаря финансовым вливаниям фонда Genii Capital (30 млн фунтов), спонсорской поддержке (45 млн фунтов) и выплатам FOM (45 млн фунтов). Сумеет ли она выправить свое финансовое положение, пока не очень понятно.

Mercedes Grand Prix

Хотя номинально Mercedes является наследником существовавших в 1950-е «Серебряных стрел», в реальности команда возникла на базе коллектива Brown GP, выигравшего ровно пять лет назад и личный зачет, и Кубок конструкторов. В 2010 году в команду пришел легендарный Михаэль Шумахер: семикратный чемпион мира вернулся в гонки после нескольких лет отсутствия. К огорчению миллионов поклонников, в течение трех сезонов выступлений за Mercedes «Красному барону» не удалось одержать ни одной победы. Единственный раз серьезная надежда у фанатов Михаэля возникла в мае 2012 года, когда их кумир завоевал «поул» в квалификации гран-при Монако; однако штраф в пять позиций стартовой решетки не позволил титулованному немцу выиграть на узких улочках Монте-Карло в шестой раз в карьере. В прошлом сезоне его место в команде занял Льюис Хэмильтон, который на пару с Нико Росбергом выиграл три гонки. Вполне вероятно, что в этом году выступления «конюшни» окажутся еще более успешными, поскольку в ходе предсезонных тестов она практически не испытывала технических проблем и показывала хорошие результаты. Немаловажным подспорьем в улучшении спортивных показателей будет финансовая устойчивость Mercedes, обеспечиваемая массивной поддержкой со стороны головного концерна.

Несмотря на то, что в последние годы в чемпионате наблюдается доминирование пяти перечисленных выше команд, за попадание в очковую зону и тройку лучших борются и середняки, лидером среди которых является Sauber. Швейцарский коллектив унаследовал от BMW развитую инфраструктуру, что, в частности, позволяет команде время от времени создавать конкурентоспособный болид, как это было, например, в 2012 году, когда раскрылся талант мексиканца Серхио Переса (Sergio Pérez). Молодой пилот, пользующийся спонсорской поддержкой, сумел тогда трижды подняться на подиум, что позволило ему перебраться в McLaren. Вместе с тем, в прошлом сезоне команда испытывала существенные финансовые трудности и потому вела интенсивные переговоры о привлечении стороннего инвестора. Минувшим летом в прессе сообщалось о том, что Sauber сумел найти партнеров в России. Косвенно об этом свидетельствовал тот факт, что руководство «конюшни» заключило предварительное соглашение с молодым российским гонщиком Сергеем Сироткиным. Однако наш соотечественник так и не занял место призового пилота, и в этом сезоне за команду будут выступать Адриан Сутиль (Adrian Sutil) и Эстебан Гутьеррес (Esteban Manuel Gutiérrez Gutiérrez). Сумеет ли Sauber пройти нынешний сезон без финансовых осложнений, и сможет ли команда привлечь к партнерству швейцарские марки Rolex и UBS, до сих пор сотрудничавшие только с FOM, покажет время.

Другим середняком пелетона является команда Force India, собственность индийских миллиардеров Виджея Мальи (Vijay Mallya) и Субраты Роя (Subrata Roy), каждому из которых принадлежит по 42,5 % акций, а также нескольких голландских миноритариев, инвестировавших в «конюшню», еще когда она выступала под названиями Jordan, Midland и Spyker. Треть бюджета коллектива, равного 100 млн фунтов, поступает от группы Sahara, еще 45 % покрывают выплаты от спонсоров и FOM. Команда иногда попадает в призы: многие болельщики до сих пор помнят второе место Джанкарло Физикеллы (Giancarlo Fisichella) на трассе бельгийского Спа в 2009 году. Однако достичь успеха 1999 года, когда «конюшня» заняла два третьих места в личном зачете пилотов и в Кубке конструкторов, команда еще не смогла.

Далека от былой славы и Williams, доминировавшая на протяжении большей части 1990-х годов и весьма конкурентоспособная в первой половине 2000-х. Сегодня она напоминает лишь бледную тень самой себя: единственную победу за прошедшие десять лет принес венесуэлец Пастор Мальдонадо (Pastor Maldonado) – в Барселоне в 2012 году.

Что касается таких команд, как Marussia и Caterham, то для них источниками дохода являются средства владельцев, а также поступления от пилотов и FOM. Сегодня оба эти коллектива соревнуются за предпоследнее место в чемпионате и в серьезной борьбе за очки, а значит и прибыль, участия не принимают.


Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK