Ким
я могу что надо, то и могу
Ты дурак, если не восходил на Фудзияму. Но если ты был на ней дважды, ты дурак вдвойне (японская пословица)
Ким Александров
Все записи
текст

Проблема второго подбородка

Современный мегаполис – место прагматичное и к романтике мало располагающее. Масса горожан рискует за всю жизнь так и не увидеть одно из самых грандиозных и волнующих зрелищ: звездное небо над головой.
Проблема второго подбородка
Основных причин две: смог и засветка от городских огней (остеохондроз, не дающий запрокинуть голову, будем считать субъективным обстоятельством). К неосновным можно отнести особенности климата, «благодаря» которым жители, например, Скандинавии или Британии неделями не видят Солнце из-за плотной пелены облаков. А ведь любоваться звездной бездной полезно, хотя бы для того, чтобы, во-первых, предотвратить появление второго подбородка и, во-вторых, понимать простую вещь: кроме карьеры, политики и коммунальных платежей, есть еще и Бытие…

Но где же зреть звездные россыпи? В пустынных местностях, по возможности высокогорных и расположенных в котловинах, укрытых от сильных ветров: там воздух кристально чист, и в новолуние есть все шансы увидеть Млечный путь, зодиакальный свет, а если очень повезет – и противосияние (это редкое явление видел далеко не каждый профессиональный астроном). Однако любовь к звездному свету не настолько сильна, чтобы заставить среднего обывателя ехать за тридевять земель и надолго отрываться от благ цивилизации. Этот прискорбный факт был известен еще древнегреческим философам Анаксимандру и Эратосфену, которым приписывается изобретение звездного глобуса и армиллярной сферы (конструкции из нескольких колец, демонстрирующей основные линии небесной сферы). Но многие ли обладают развитым пространственным мышлением, чтобы «отразить» поверхность звездного глобуса на реальную небесную сферу? К тому же в этих выдающихся конструкциях присутствует элемент теософского цинизма: наблюдатель, аки бог, смотрит на небесную сферу снаружи!

Но мы-то ее видим изнутри! Не мудрствуя лукаво, в середине XVII века немецкий естествоиспытатель Адам Олеарий изготовил трехметровую сферу, внутри которой высокородные зрители могли наблюдать движение звезд и планет. Первым ее обладателем стал Петр I, охочий до всяких иноземных механических забав. Большой Готторпский глобус, первый планетарий так называемого птолемеевского типа, ныне находится в Кунсткамере Санкт-Петербурга.

А как сделать великолепное зрелище звездного неба доступным не для избранных персон, а для десятков и сотен человек? Такой вопрос задал себе Оскар фон Миллер, основатель и первый президент Немецкого музея в Мюнхене. Концепция музея, открытого в 1903 году, была уникальной: его экспонаты представляли собой не пыльные муляжи, а действующие модели реальных механизмов и экспериментальных установок! Планетарий в этом ряду был бы весьма органичен. Своей задумкой фон Миллер поделился с Максом Вольфом, директором астрономической обсерватории в Гейдельберге. Вольф горячо поддержал идею и посоветовал обратиться в знаменитую и по сию пору фирму Carl Zeiss, строившую лучшие в мире телескопы-рефракторы.

***

Франц А. Майер, один из старейших инженеров завода Цейсса, в «Журнале Союза немецких инженеров» за 1925 год пишет: «Когда в 1911–1912 гг. появилась идея открыть астрономическую выставку в Немецком музее с помощью усовершенствованных и крупногабаритных планетариев, в Германии не нашлось фирмы, пожелавшей принять заказ на их конструирование и постройку… Только осенью 1913 года фирма „Цейсс“ выказала готовность взяться за эту работу, после того как предварительные разработки и эскизы убедили в ее осуществимости. Запланировано было сделать два планетария: один должен был показывать звезды и планеты так, как они видны с Земли; второй, напротив, должен был стать моделью реальной картины, где Земля и другие планеты кружатся вокруг Солнца… Первый назвали Птолемеевским, а второй Коперниковским планетарием…»


Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
Мотовыставка IMIS
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK