Камилла
я могу сочетать несочетаемое
Редкая удача совместить работу и любимое занятие
Камилла  Андреева
Все записи
текст

Время теплохладности

"ММ" №7/106 2014, с. 10
В христианской традиции леность – смертный грех, а с кем еще беседовать о грехе, как не с духовным лицом? На вечные и насущные вопросы издателю «ММ» ответил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, настоятель Александро-Свирского монастыря.



Александр Новиков: Ваше Преосвященство, первый мой вопрос немного провокационный. Я думаю, вы неоднократно сталкивались с тем, что люди, которые вас окружают, подвержены лени. Как вы относитесь к этому явлению?

Епископ Мстислав: Если брать точку зрения христианина, воспринимающего мир как творение Божие, то лень, леность – один из смертных грехов. Из-за нежелания трудиться, заниматься чем-то полезным человек постепенно приходит к мысли, что ему нужно все и сразу получить без малейших усилий. А труд необходим, нужно постоянно работать над собой, над своими проблемами.
Каждый подвержен греху лености, начиная с самых малых лет, и зачастую этому способствуют родители, пытаясь оградить своих детей от любых забот.
Леность держит человека в таких клещах греха, из которых часто очень сложно вырваться. И в духовной жизни такое бывает. Люди приходят разные, некоторым нужно очень много времени, чтобы войти в ритм церковной жизни. У нас есть определенные правила, утренняя и вечерняя молитва. И как бы тяжело ни было вечером молиться, нужно найти эти 15 минут для того, чтобы почитать правило. Ведь молитва – это общение с Богом. Это постоянство. Если мы всю жизнь проявляем постоянство, тогда молитва дает нам не только осознавать свои грехи, но и почувствовать радость через ощущение духовной пищи, которой не хватает.
Я думаю, борьба с леностью присуща всем людям, и нет в мире такого человека, который не мог бы себя где-то, в какой-то момент пожалеть или оправдать. Хочется больше полежать, больше поспать.

АН: То есть леность – это плохо, это грех. Хотя есть мнение, что лень – это двигатель прогресса. Правда, я с этим не совсем согласен, но такая версия есть.

Е.М: Вопрос совершенствования технологий связан не с леностью, а с прогрессом людей. Это все-таки интеллектуальное состояние человека, это желание и стремление к чему-то высшему. Человек всегда что-то ищет, даже летающие тарелки, но забывает о том, что мы видим чудеса совсем рядом. Вот у нас, в монастыре. Даже если человек не молится или приходит в первый раз, но в душе просит помощи, Господь помогает и этого человека уже не оставляет. И смотришь, через год-два человек меняется.

АН: Господь, конечно, помогает. Но мне кажется, что Он все-таки помогает людям, которые хотят этого и сами что-нибудь делают для того, чтобы Он им помог…
Вот я вчера разговаривал с племянником, он студент. Спрашиваю его: «Скажи мне, для тебя, для твоего поколения, что такое лень?» Он мне с улыбкой отвечает: «Лень – это наше все». Ну, понятно, он пошутил, чтобы я от него отстал. Но, на самом деле, не кажется ли вам, что нынешнее молодое поколение более ленивое, чем были мы в их возрасте?

Е.М: В чем сейчас заключается основа воспитания молодежи? Наслаждаться жизнью через телевидение и Интернет. А это приводит молодежь в состояние безразличия, теплохладности, даже по отношению к себе. Во времена нашей молодости у государства были какие-то устои, были законы, которые давали молодежи определяться. Думаю, у нас была цель в жизни. Сейчас у многих ее нет. Компьютер и все, что окружает нынешнюю молодежь, – это мыльный пузырь, который отвлекает ее от реальности.
Ваш племянник, даже не думая об этом, сказал самые правильные слова.



АН: Но тут же есть серьезное противоречие: мы стремимся к тому, чтобы получить материальные блага и сделать жизнь наших детей легче и лучше, но вот эти благие намерения приводят к тому, что нашим детям ничего делать не надо, потому как у них все есть. Что провоцирует лень и праздность, а в дальнейшем может привести к серьезной деградации общества в целом.
Может быть, мы тогда не должны стремиться к благосостоянию? Может, мы должны стремиться к чему-то другому? К молитве, например.

Е.М: Молитва, вера без дел мертва есть. В понимании монастыря – это непрестанный труд и молитва. А в миру…
Быт сейчас как устроен? У тебя есть карточка, ты нажал кнопку и все получаешь. Тебе все привезут, можно месяцами не выходить из дома.
Мама дочери ногти красит с маленьких лет и говорит, что она принцесса. Сейчас детей ставят на уровень принцесс и принцев. Забывают о том, что основой всего является семья, папа и мама. И когда ребенок стоит выше родителей, тогда все перед ним прыгают. И он начинает управлять ситуацией. И поэтому я спрашиваю – а зачем вы над ребенком издеваетесь? Вы ребенка ведите в бассейн, съездите за город. Дайте ему жить реальной жизнью, вытащите его из-за компьютера.
Я захожу к знакомым. У Маши триста игрушек. Я спрашиваю: «Машенька, а что это за игрушка?» – «Слоник». – «А где он живет, слоник?» – «Не знаю. Наверное, там, где много снега». Значит, родители не занимаются. Проще купить ребенку игрушку. Это вот такой откуп от детей. А их нужно воспитывать. И, может быть, все-таки чуть-чуть ниже себя.

АН: Так может быть, мы с вами выросли неправильно? Вы же говорите, что родители должны воспитывать детей, а мы на каком-то этапе потеряли понимание, как их воспитывать. Нынешняя молодежь – это ведь наши дети!

Е.М: Я считаю, что нас воспитывали правильно. Нам объясняли, что такое добро и зло, что есть моменты, когда ты должен брать на себя ответственность.
Сейчас кажется, что прогресс пошел вверх, но на самом деле это не прогресс, а возвращение человека в состояние животного. Люди не имеют своего мнения, ими легче управлять, легче повести за толпой и навязать все что угодно. И однополые браки, и развал семьи, и разрушение государства.
Я думаю, что Церковь, наверное, всегда была основой государства. Для любого христианина важна была защита своего народа, своей семьи, близких, родных. А сейчас ребята не идут в армию. Это страх потерять «наслаждайся и радуйся», страх оторваться от денег и опеки родителей. Если человек нормальный, активный, занимается спортом, то год потерпит. Сам. И подальше от родителей.

АН: Конечно, я светский человек, но тут вообще трудно спорить. Явно что-то происходит неладное.

Е.М: Развращенность молодежи.
Вот я был недавно в одной из стран Запада, и мне рассказывают такую историю: папа с зятем держат на руках девочку, подходит пара, пожилые люди, и говорят: «Как мы рады, что у вас такой замечательный ребенок!» Они подумали, что это однополая семья.
Какова цель этого всего? Генетически уничтожить людей, которые имеют отношение к правильному пониманию добра и зла.
Или другой вариант, когда в детском садике ребенок рисует двух мам. Говорит: «Это моя семья. Мама, мама и я». Наш ребенок, из России, говорит: «Такого не может быть. У меня папа и мама и брат. Ты меня обманываешь». И ударил мальчика в глаз. И заведующая этим государственным детским садом в европейской стране говорит: «Извините, пожалуйста, но у нас свобода выбора. И пожалуйста, ребенку объясните. А если не объясните, мы просим перевести в другой садик». Как ребенку маленькому это объяснить – две мамы или два папы?

АН: Вы говорите абсолютно правильные вещи. Только давайте поищем причину и способ, как из этого выйти.

Е.М: Мы должны пересмотреть основы нашей жизни. Я думаю, что есть люди, которые заинтересованы развалить основу добра, основу веры в Бога. Это связано и с финансовыми вопросами, и с геополитической жизнью всей планеты.
Я не говорю про совершенство, это только Господь может определить.
Не знаю, почему образованные люди из других стан на Россию смотрят с надеждой. Наверное, потому, что именно Россия сможет сохранить понимание добра и зла.

АН: Ну, я, например, не согласен с тем, что мир безнадежно катится вниз. На сегодняшний день он находится в некой стадии деградации. Мы с вами это понимаем, значит, этому уже противодействуем. И такие люди еще есть, значит, на каком-то этапе это все равно должно остановиться.

Е.М: Европа не остановилась.

АН: Да Европа не должна быть показателем для нас.

Е.М: Почему? Это наши соседи.

АН: Я вот слушал вас и хочу сказать, что мое детство прошло в Советском Союзе, но мои родители не уделяли мне так уж много времени.

Е.М: Школа, пионеры, комсомол, октябрята…
Что такое коммунистическая система? Это христианская система, лишенная Бога, устроенная умными людьми. Я говорю о том, что система была нравственная. Если мы хотим будущего, а никакой нравственности не будет, то ничего мы с вами тут не сделаем. Будет все хуже и хуже. Потому что издадут какой-то закон, согласно которому будут закрывать храмы и в катакомбах или подвалах молиться, вот и все. И никому не говори, что у тебя еще жена есть, что это не однополый брак.

АН: Ну уж до такой степени, я думаю, мы не доживем с вами.

Е.М: Я говорю не о себе, я говорю о наших близких людях. Я за них переживаю. А что они будут говорить? Мы умрем, а после нас хоть потоп?

АН: Нет-нет. Мы с вами вот сейчас, между прочим, для них это пытаемся объяснить.



Е.М: У нас система была, нравственная система. Греха не было у нас.

АН: Так, значит, надо строить систему.

Е.М: Так я вам объясняю. Это вопрос правильного воспитания не только родителей, это правильное воспитание школы.

АН: Вы абсолютно правы. Но только есть все-таки более глобальная причина, почему все это происходит. И не только в школах, а в любой другой жизни. Нас кормят плохими продуктами, теряется понимание профессии, в институтах не учат… Про науку я вообще молчу, там тоже хватает нюансов. Это везде. На сегодняшний день нарушен баланс между духовными и материальными ценностями в сторону материальных. И очень резко. Люди начали забывать о том, что есть еще духовная жизнь, и стали на это мало обращать внимания. И все ушло в материальное.
И вот когда мы говорим про лень, то один из ключевых вопросов борьбы с ленью – это движение к какой-то цели. Должна быть цель.

Е.М: И труд.

АН: Да, и труд. Но если идти к цели, ты должен что-то делать, совершать какие-то поступки, брать на себя ответственность, двигаться.

Е.М: Есть основная вещь, очень важная. Человек должен определиться, зачем он пришел в этот мир. Это один из самых главных моментов. Вот дали ему жизнь. А зачем? Просто так?

АН: Понимаете, вот тут я не согласен. Дело в том, что я, дожив до своего возраста, условно, 50 лет, сейчас совершенно точно, конкретно и безоговорочно понимаю, для чего я пришел в эту жизнь. Что я делаю, куда я стремлюсь, какие у меня задачи и цели. Боюсь, что 15 лет назад мне это было непонятно. Уже не говоря про то, когда я был юношей. Я был в системе, и система мною управляла, воспитывала и двигала вперед. Она, наверное, знала, куда я должен двигаться.
Я хочу подчеркнуть, что цели бывают разные. Я разговариваю со многими молодыми людьми, и они говорят, что у них есть цель – деньги заработать. Сначала чтобы прокормить семью, потом чтобы купить машину или яхту. И очень редко человек мне говорит, что его цель – стать настоящим профессионалом, мастером своего дела.
Духовность, на мой взгляд, выражается не только в вере в Бога, но и в творчестве, в любви, в отношении к другим людям и так далее. И люди перестали ставить духовные цели, их цели материальные – хочу много денег! И вот эта подмена ценностей, мне кажется, переворачивает мир с ног на голову.
Люди перестали ценить человеческие отношения, веру в Бога. Ну, и вообще любое идеологическое окружение. Они начали любить только деньги и стремление к деньгам. А деньги – это вещь очень скользкая, за деньги можно совершить любое преступление, если отвлечься от нравственного, так сказать, их содержания, этих денег. Вот тут, мне кажется, основная проблема, которая происходит.

***
Александр Свирский (1448–1533) – русский православный святой, почитаемый в лике преподобного (в православии так называют святых, угодивших Богу монашеским подвигом). Он родился в приладожском селе Мандеры (недалеко от современного Лодейного Поля). 19-летним юношей он отправился на Валаам, где 7 лет жил в качестве послушника, потом принял постриг. В 1485 году Александр ушел на Святое озеро, что неподалеку от Олонца и реки Свирь. Именно там спустя годы появилась обитель, ныне известная как Александро-Свирский монастырь. Преподобный Александр – один из немногих русских святых, который был канонизирован вскоре после смерти – всего через 14 лет. В 1641 году при перестройке церкви были обретены его мощи.
В декабре 1918 года большевики вывезли мощи из монастыря в рамках кампании по разоблачению святынь. В отчете врачебной комиссии, созданной по поручению исполкома Северной области, было написано, что вскрытие обнаружило фальсифицированность мощей, и далее след их затерялся.
В 1998 году начались поиски мощей преподобного. Организатором их стала инокиня Леонида (Сафонова) – в миру кандидат биологических наук, гистолог, сотрудница НИИ имени Пастера, автор более 60 научных работ. Тело святого Александра Свирского было обнаружено в музее при кафедре нормальной анатомии Военно-медицинской академии. 80 лет оно тайно находилось там в качестве экспоната – «мумифицированного тела неизвестного мужчины», не зарегистрированного ни в одном каталоге. В ВМА не единожды приходили сотрудники НКВД, чтобы забрать мощи, и тогда безымянный «экспонат» прятали между шкафом и стеной.
Подлинность мощей проверялась в течение полугода – в исследованиях участвовали антропологи, рентгенологи, судебные эксперты и анатомы, специалисты музеев, архивов и библиотек. Сейчас святыня находится в Преображенском соборе Александра-Свирского монастыря и открыта для поклонения.


Е.М: Я думаю, что цель одна – каждый на своем месте должен делать то, что ему поручено. Церковью, государством. Между добром и злом выбирать добро. И я считаю, что это поможет не только лично человеку, но это поможет обществу. Это очень тяжелый и сложный путь.
Лично для меня понимание добра и зла – это выражение любви. Потому что человек ради любви готов идти на подвиг. Потому что любовь – это терпение, по сути. Но основа для молодежи, мне кажется, в том, что у нее должна быть цель. И не только заработать много денег. Это, может быть, и неплохая цель, но вопрос в другом – в том, насколько эти деньги выше всего остального.

АН: Я с вами абсолютно согласен в том, что мы не должны жить ради того, чтобы баловать своих детей, не должны пользоваться своим родительским эгоизмом.
Должны учить их работать, объяснять им, что только труд и никак не лень – это то, что даст им в жизни возможность быть счастливыми. Потому что лень превратит их в овощ. Не принесет ни счастья, ни успеха в жизни.

Е.М: Живая рыба против течения плывет, а мертвая – по течению.


Читать эту статью в онлайн версии журнала "ММ":  http://www.21mm.ru/?mag=106#010 
Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика