я могу сочетать несочетаемое
Редкая удача совместить работу и любимое занятие
Камилла  Андреева
Все записи
текст

Гонки квадрокоптеров

Новый спорт на стыке виртуальной реальности и авиамоделирования уже заглядывается на программу Олимпиады. И первооткрывателями стали жители Екатеринбурга, в их числе автор текста Дмитрий АНДРЕЕВ и фотограф Артём УСТЮЖАНИН
Гонки квадрокоптеров

Ещё пару лет назад слово "квадрокоптер" повергало в священный трепет, а "дроном" некоторые люди разве что называли своего друга Андрея. Сейчас беспилотные летательные аппараты снимают нам красивые фотографии, видеоролики, доставляют товары из интернет-магазинов и используются серьёзными людьми в военной форме. Не так давно энтузиасты в России и мире поняли, что на шустрых квадрокоптерах можно ещё и устраивать гоночные заезды. Новый вид спорта получил название дрон-рейсинг и развивается бурными темпами. Чтобы встретиться с екатеринбургскими гонщиками на дронах, мы отъезжаем от города на 25 километров и оказываемся натурально "в чистом поле". Уральское лето с нами на редкость любезно: тепло, светит солнце, идиллические пейзажи вокруг напоминают обои для рабочего стола Windows. Ласточки пикируют в клеверные поля и взмывают обратно, в вышине вальяжно нарезает круги коршун. 
Ребята из команды Sable team достают из припаркованных автомобилей элементы тренировочной трассы, расставляют их на поляне, берут в руки пульты и надевают очки виртуальной реальности. Дроны взмывают в воздух, отчаянно жужжат винтами и проносятся на сумасшедших скоростях на сверхмалой высоте. Периодически кто-нибудь из пилотов не рассчитывает манёвр, и коптер плюхается и отскакивает от земли, как мячик. Через пару минут тренировки коршуны и ласточки куда-то пропадают – в небе остаются только птицы из пластика.

– В Екатеринбурге всё началось около полутора-двух лет назад, – рассказывает капитан команды Вячеслав Баранов. – Тогда наш "отец-основатель", Евгений Лебедев, собрал первый коптер. Мы с ним до этого занимались авиамоделированием – я вертолётчик, а он самолётчик. Евгений заразил меня своим энтузиазмом, и мы ушли от авиамоделей к дронам. Тогда мне казалось, что только мы вдвоём и гоняемся в Екатеринбурге, и я решил создать свою команду. Оказалось, нас всё же побольше.

– Дроны для гонок находятся в свободной продаже, или их надо собирать/модифицировать самому?
– На данный момент дроны делятся на два типа: так называемые "летающие штативы" и гоночный класс. Гоночные коптеры меньше по размеру, и у них полностью отсутствуют системы GPS и стабилизации, дрон полностью от и до контролируется пилотом. Свои аппараты мы заказываем из-за рубежа, в России очень туго с магазинами.

– Как вы получаете разрешение на полёты? 
– Мы легально летаем на этом поле, получаем разрешение от местного руководителя ДОСААФ.

– Что должен сделать и сколько денег потратить человек, который хочет заняться дрон-рейсингом? Какими навыками обладать?
– Давайте сначала про навыки. Я думаю, тут как везде – всё приходит с опытом. Мы проводили даже эксперименты – брали взрослого человека старше 30 лет и ребёнка, который играет в компьютерные игры. Ребёнку для того, чтобы полететь, нужно в среднем полчаса, взрослому – несколько часов. И не факт, что он успешно полетит. То есть это спорт молодых, у кого рефлексы хорошо работают.

– Что нужно купить и за сколько, чтобы себя попробовать?
– Ну, в общем, как я уже сказал, заказываем всё из-за границы, соответственно – это доллары и евро. Для входа в хобби нужно примерно 500 долларов. Самый минимум.
Помимо этого Вячеслав советует запастись отвёртками, паяльником, изолентой и пластиковыми стяжками.

– Какой баланс между навыками пилота и технической начинкой дрона?
– К гоночным коптерам предъявляется одно главное техническое требование: размер рамы по диагонали не больше 250 миллиметров. Дальше кто во что горазд. Недавно была гонка GPS-Глонасс, организованная Роскосмосом – там пилоты летали по HD-картинке. Это абсолютно другого порядка оборудование, и если у тебя его не было, то не допускали до соревнования. Многие, конечно, стремятся уменьшить вес и поставить более мощный двигатель, это допускается, но я не могу сказать, что это сильно повлияет на результат, потому что трассы бывают скоростные, а бывают технические. Мы вот трассу сегодня построили и с теми, и с другими участками. Технические участки требуют не скорости, а чистоты выполнения элементов.

- А что нужно делать? Какие элементы выполнять?
– Как правило, это кольца, ворота, в которые нужно попасть. Ещё есть флаги – из них делаются, например, "змейки". Стараемся экспериментировать с форматом трассы, стремимся разнообразить, модернизировать, чтобы не привыкнуть к чему-то одному постоянному.

– Как вообще проходят соревнования? Как определяется победитель?
– Мы проходим трассу, как в "Формуле-1". Предварительно проводятся квалификационные залёты на время, по их итогам составляется таблица участников. Во время самой гонки время уже неважно, главное – прийти первым. За прохождением трассы следят судьи. За каждым пилотом закреплен один судья, и ему на очки передаётся картинка с камеры коптера.

– Каждый день ломаете что-нибудь?
– Да. Бывает, что приехали за тридевять земель потренироваться, через 15 минут все переломались и уехали. Бывает, что летаем часами, бывает, что чинимся в поле, возим паяльники с собой. Все люди семейные, у большинства дети. У меня у самого почти двухлетний ребёнок, обожает дроны, но не летает, а таскает их в руках, отрывает антенны, гнёт пропеллеры.

– Как популяризируете это всё и заманиваете зрителей?
– Зрители заманиваются сами благодаря гонкам, это наше основное "средство продвижения". Случается, что мы летаем в более-менее людных местах – ну, со скидкой на технику безопасности. Бывали случаи, что держали дрон в руках, запускали и полосовали себе руки. Поэтому мы уезжаем в поля подальше от людей.
Поломки во время тренировочных заездов случаются постоянно, и ремонт в полевых условиях, соответственно, тоже.

– Как вообще зрителям удаётся за всем этим уследить?
– Ну да, там скорость от 100 до 150 км/ч, такую муху тяжело наблюдать. Поэтому ставятся большие экраны, куда выводится изображение с камеры каждого пилота.

– Что этот спорт развивает помимо вестибулярного аппарата?
- Я думаю, что всё, начиная от реакции и заканчивая работой мозжечка. Дроны стали очень активно использоваться при рекламных съёмках, особенно за границей. Пилот сидит в машине и на ходу управляет дроном (видел у BMW). Мы пробовали несколько раз исполнить нечто подобное и сломали себе мозг. Представьте: машина поворачивает налево, тело, соответственно, в этой машине движется в ту же сторону, а дрон – в противоположную. Начинается сбой, но опытному пилоту нужно минут 30-60, чтобы к этому привыкнуть.

Закончив беседовать с капитаном команды, я иду отвлекать других гонщиков. 
Евгений, профессиональный музыкант, виолончелист в филармонии: "Для начала просто собрал дрон из любопытства. Этот у меня уже пятый, я их собирал не только себе, тут нужен определённый опыт и знания, ну и вообще. Гоночные дроны собранные начали продавать совсем недавно в Китае. И то – к нему нужно самостоятельно подключить радиоприёмник, нужен пульт, аккумуляторы и зарядник. А раньше вообще ничего не было: и моторы, и регуляторы, и вот это всё собирали по кускам". 

Алексей – учёный-физик: "Я летаю с прошлого года, увидел в интернете ролик, понравилось, как там классно гоняют, заказал самый простенький вариант – детали, рамы, моторы – собирал сам. И вот с осени я в команде, летаем, тренируемся посерьёзнее. От первого полёта была паника, потому что дрон куда-то улетел, его ветром сдуло, и пришлось за ним бежать очень резко. Вообще, конечно, здесь много адреналина, но при этом абсолютно безопасно – руки-ноги не поломаешь, как на сноуборде. Физически напрягаться и ходить в зал тоже не надо, а спорт тем не менее активный – попробуйте побегать по полям за дроном".

Полная версия репортажа на сайте http://m.e1.ru/news/474867

1  /  1
 

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 3 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK