Илья
я могу многое
Илья Ведмеденко
Все записи
текст

Стратег будущего

"MM" № 6\129 2016, с.102

В октябре прошлого года произошло знаменательное для всего авиационного мира событие: компанию Northrop Grumman выбрали в качестве разработчика для перспективного американского бомбардировщика LRS-B, который сменит все аналогичные машины в арсенале американцев. Но как именно будет выглядеть новый «стратег» и какие конкуренты у него появятся?

 

Бомбардировщики активно использовались уже в годы Первой мировой, но настоящее рождение бомбардировочной авиации произошло только в 1920-е годы. Именно тогда итальянский генерал и военный теоретик Джулио Дуэ выдвинул концепцию «воздушной войны», в рамках которой победу можно было одержать исключительно с помощью налетов на важные для экономики противника объекты. В годы Второй мировой войны американцы развили идеи Дуэ: многотысячные армады B-17, B-24 и B-29 день и ночь висели над вражескими городами, стирая в пыль заводы и фабрики. Следующей вехой эволюции бомбардировщика стала холодая война. Только теперь тяжелые крылатые машины должны были доставлять к цели атомные бомбы.

Но противостояние США и СССР подошло к концу, а у бывших непримиримых врагов оказался большой флот стратегических бомбардировщиков. Достаточно сказать, что американцы за годы войны произвели 744 Boeing B-52 Stratofortress. Конечно, большая их часть давно выведена из состава ВВС, аналогичная судьба постигла и некоторые более поздние B-1B Lancer, а также многие советские Ту-160 и Ту-95. Но отказываться от стратегов полностью никто, кроме европейцев, не собирался. Причина – в уникальных возможностях этих машин.

Получив новое высокоточное оружие и современные прицельные системы, стратегические бомбардировщики превратились в оружие для локальных конфликтов. За один вылет такой самолет может сбросить огромное количество управляемых бомб или выпустить несколько десятков крылатых ракет. Во время второй иракской кампании «Иракская свобода», на самолеты B-1B пришлось примерно 43% всех сброшенных корректируемых бомб JDAM. Так что в некоторых случаях эта стратегия вполне оправданна. При этом для поражения точечных целей лучше использовать, конечно, истребители-бомбардировщики или ударные беспилотники. А с поддержкой пехоты на поле боя эффективнее справляются самолеты-штурмовики и ударные вертолеты.



Сегодня в арсенале американцев 65 стратегов B-52H, примерно 60 B-1B Lancer и 19 малозаметных B-2. ВВС России располагают 16 бомбардировщиками Ту-160 и 30 устаревшими турбовинтовыми Tу-95МС/МСМ. Продолжают нести службу и дальние бомбардировщики Ту-22М3. Со всеми этими самолетами связано ближайшее будущее бомбардировочной авиации. Так, Россия заявила о намерении возобновить производство Ту-160 – предполагается, что армия получит дополнительно 50 новых машин в варианте Ту-160М2. Часть Ту-160 уже обзавелась новыми возможностями: в пользу этого говорит применение в Сирии новейших крылатых ракет  Х-555 и Х-101. Но назвать Ту-160 современным пока нельзя. В отличие от американских, самолет не имеет новых прицельных приспособлений, таких как подвесной контейнер Sniper Advanced Targeting Pod (его могут использовать, в частности, самолеты B-1B). Кроме того, в кабине Ту-160 остались аналоговые приборы, в то время как американцы на своих боевых самолетах давно устанавливают компьютерные дисплеи.



США вообще привыкли подходить к модернизации военной техники с размахом. Предложили, например, создать на базе B-1B новый B-1R, где «R» означает «региональный». Концепция – совершено уникальна, ведь такой тяжелый бомбардировщик хотят вооружить десятками ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 AMRAAM. При этом сохранятся и ударные возможности самолета: он сможет применять новейшие высокоточные бомбы и ракеты класса «воздух-поверхность». За счет мощных двигателей Pratt & Whitney F119, установленных на истребителях F-22, самолет будет развивать 2,2 М. Правда, дальность в сравнении с базовым B-1B снизится на 20%.

Если идея воплотится в жизнь – мы увидим самый многофункциональный бомбардировщик в истории. Своего рода «воздушный линкор», который сможет решить любую задачу. Можно представить, как малозаметные истребители собирают информацию о воздушных целях, передают ее по закрытым каналам B-1R, а он, в свою очередь, наводит на самолеты противника десятки ракет «воздух-воздух». Правда, это вряд ли когда-то осуществится. США хотят по максимуму урезать свой «раздутый» военный бюджет и максимально унифицировать Военно-воздушные силы. Раньше они уже оказались от тактического бомбардировщика FB-22 на базе F-22 Raptor.

Как Ту-160М2, так и полуфантастический B-1R – лишь глубоко модернизированные старые самолеты. А что с новыми стратегами? Работа над ними уже кипит, а внешность бомбардировщиков будущего можно увидеть уже сейчас. Речь о малозаметном Northrop B-2 Spirit, выполненном по аэродинамической схеме «летающее крыло». Это разновидность схемы «бесхвостка» с редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и полезную нагрузку. Самолет B-2 дозвуковой, а его главным преимуществом является стелс-технология (комплекс мер по снижению заметности). В наши дни эта концепция представляется единственно верной, невзирая на невысокие (на фоне предшественников) характеристики и огромную (свыше 1 млрд долларов) цену. Уровень ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух» достиг таких высот, что никакая скорость не поможет бомбардировщику уйти от преследования. Так что единственный шанс выжить при условии наличия у противника мощной ПВО – уйти в тень. Ограничивающая характеристики схема «летающее крыло» подходит для этого идеально. Косвенно ее достоинства подчеркивает и то, что и Америка, и Россия избрали дозвуковой B-2 в качестве прообраза для новых машин.



Остается вопрос цены. B-2 создавался в годы холодной войны, когда стоимость не имела особого значения, все решала боевая эффективность, а сейчас он не по карману даже США (построен всего 21 такой самолет). Будущий бомбардировщик создадут, исходя из новой экономной философии.

Каким он будет? Понятно, что самолет построят по схеме «летающее крыло». Отметим, что проект LRS-B (Long Range Strike Bomber) сформировался на основе закрытого NGB (Next-Generation Bomber), а он, в свою очередь, стал развитием программы «Бомбардировщик 2018 года». Окончательный облик сформирует компания Northrop Grumman, подписавшая 55-миллиардный контракт на строительство. Решение военных США выбрать, в качестве разработчика, именно эту компанию вполне логично: только у нее есть нужный опыт создания малозаметных бомбардировщиков (B-2 – именно ее детище). Отдавать победу Boeing или Lockheed Martin слишком рискованно.

LRS-B – «рабочее» название. При поступлении на вооружение самолет будет называться B-3, по аналогии с бомбардировщиками прошлых десятилетий.

 

Предполагаемые характеристики B-3:

Аэродинамическая схема: «летающее крыло»

Экипаж: два человека (возможна беспилотная версия)

Стелс-технология: присутствует

Максимальная скорость: дозвуковая

Размеры: меньше, чем B-2

Боевой радиус действия: примерно 3800 км

Боевая нагрузка: около 12 тыс. кг

Вооружение: перспективные управляемые бомбы, крылатые ракеты


 

Бросается в глаза уменьшенная, в сравнении с B-2, боевая нагрузка (старый самолет берет на борт до 27 тыс. кг). Что же до боевого радиуса, то он может уменьшиться примерно на треть. Это значит, что новый самолет станет маленьким и дешевым аналогом B-2. Снижению цены поспособствуют и новые технологии, появившиеся в авиастроении после дебюта Spirit-а. При этом B-3 не станет хуже своих пращуров, он сможет выполнять все задачи, которые раньше лежали на плечах B-1/B-2/B-52.

Самым подходящим вооружением для новой машины кажутся новейшие мини-бомбы GBU-53/B, и еще крылатые ракеты, такие как AGM-158 JASSM. С помощью ракет можно эффективно подавлять мощную ПВО, а для поражения остальных целей лучше подойдут менее дорогие управляемые бомбы. Не нужно забывать и то, что США активно работают над боевыми лазерными системами. Некоторые из них в перспективе смогут обеспечивать защиту крылатой машины от ракет «воздух-воздух» и «земля-воздух».

Цена B-3 должна составить около 500 млн. долларов. Опыт подсказывает, что реальная стоимость будет выше предполагаемой, однако новый самолет все равно окажется дешевле B-2. Всего американцы хотят получить около 100 новых бомбардировщиков. Они постепенно будут заменять B-1B и «ветеранов» B-52, а также дополнят B-2 Spirit, который США выведут из состава ВВС еще очень нескоро. Жизненный цикл стратегических бомбардировщиков вообще чрезвычайно высок. Самолет B-52, например, эксплуатируют с 1955 года, и он будет находиться на вооружении еще несколько десятков лет. Неудивительно, если B-3 останется на службе ВВС США в течение семи-восьми десятков лет. А там уже и до столетнего юбилея недалеко.

Предполагается, что на вооружение новый самолет поступит в 2020-е. Возможно, главным отличием от предшественников станет беспилотная версия: создатели изначально заложат в конструкцию такую возможность. При этом первая модификация, скорее всего, будет пилотируемой. Дело в том, что испытания БПЛА Northrop Grumman X-47B показали чрезмерную дороговизну крупных малозаметных беспилотников. Даже для вооруженных сил США.

А как же мы? Не считая США, Россия – единственная страна, которая вплотную подошла к разработке бомбардировщика нового поколения. Для РФ этот самолет действительно станет инновационным, ведь отечественного бомбардировщика-невидимки типа B-2 не существовало никогда. В свое время нынешний вице-премьер Дмитрий Рогозин заявлял о планах создать «не имеющий аналогов гиперзвуковой бомбардировщик». Но время шло и стало ясно, что этим планам сбыться не суждено. Сейчас инженеры ОАО «Туполев» работают над дозвуковым аналогом B-2, который, как и заокеанская машина, будет малозаметным и тоже выполненным по аэродинамической схеме «летающее крыло». Эта схема вообще не предполагает сверхзвуковой полет, и, тем не менее, подход выбран совершенно верно. Для российских конструкторов, не имеющих большого опыта создания малозаметных самолетов, лучше идти по уже проторенной американцами дорожке. Тем более, что «летающее крыло» давно доказало свою эффективность.

Рабочее название комплекса – ПАК ДА (Перспективный авиационный комплекс дальней авиации). Самолет должен совершить свой первый полет в 2019-м, а Воздушно-космические силы получат его не раньше середины 2020-х. Характеристики машины пока в тайне, но, нужно полагать, они будут сравнимы с таковыми у LRS-B. Малозаметность, применение широкого спектра перспективных АСП (авиационные средства поражения), возможности беспилотного полета – все это будет отличать новый российский самолет. Двигатель, вероятно, создаст ОАО «Кузнецов». В арсенал самолета может войти уже упомянутая крылатая ракета Х-101 и перспективные образцы российских вооружений, которые еще предстоит создать.



Но путь создания проекта может оказаться тернистым – по финансовым причинам. ПАК ДА – один из приоритетных российских оборонных проектов, но и он может стать жертвой затяжного экономического кризиса.

А если пофантазировать, то можно представить себе парк стратегических бомбардировщиков России и США через несколько десятков лет. У американцев будет 20 самолетов B-2 и около сотни B-3. Россия оставит в своем распоряжении 10-15 Ту-160 и построит 20-30 ПАК ДА (если такой самолет появится). Причем последние не только заменят устаревшие Ту-95, но и дополнят дальние бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М. У нашей страны к тому времени будет к тому же и большой флот тактических узкоспециализированных фронтовых бомбардировщиков Су-34, уже доказавших свои способности в Сирии.

В СМИ периодически мелькает информация о работе над новым бомбардировщиком в Китае. Речь о малозаметном бомбардировщике, «не похожем на все остальные и способном развивать  гиперзвуковую скорость». Но пока это не более чем слухи. Даже если китайцы выберут более скромный подход, их самолет появится позже американского и российского аналогов. Это случится не раньше конца 2020-х – начала 2030-х годов.

Сами США, кстати, рассматривают B-3 в качестве переходного звена к сверхзвуковому бомбардировщику 2037 Bomber, облик которого еще не определен, и работы по которому начнутся не раньше 2020-х. Этот самолет точно будет беспилотным и, возможно, обзаведется гиперзвуковым прямоточным воздушно-реактивным двигателем, позволяющим выйти на гиперзвук. Так что его скорость будет превосходить скорость всех пилотируемых летательных аппаратов. Впрочем, к тому времени многое может измениться. 

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика