Илья
я могу многое
Илья Ведмеденко
Все записи
текст

«Валькирия» и «Сотка»: супероружие холодной войны

Это трагическая история о боевых самолетах, которые должны были стать революционным оружием. И которые им почти стали, но в итоге оказались на свалке истории.

Эволюция «бомбера»

Почти все современные стратегические бомбардировщики – это развитие машин, которые появились более полувека назад. B-52, впервые поднявшийся в воздух в 1952 году, до сих пор считают основным самолетом такого типа в составе ВВС США. В свою очередь, советский Ту-95, совершивший первый полет в том же году, – основа стратегической авиации современной России. Примечательно, что оба эти самолета – дозвуковые (что, впрочем, не делает их неэффективными).

И B-52, и Ту-95 прошли долгий путь из доработок и модернизаций. Сейчас новые продвинутые сенсоры B-52H пригодились во время антитеррористических рейдов. Не стоит забывать, что стратегический бомбардировщик, в отличие от истребителя, имеет очень большую продолжительность полета и может долго «висеть» над целью. Имеются в виду цели, у которых нет современных систем ПВО. В противном случае судьба самолета будет печальной.

B-52F сбрасывает бомбы Mk 117 750 lb (340 кг) во время Вьетнамской войны. Фото: USAF, www.metaljournal.com

СПАСТИСЬ ОТ ВРАЖЕСКОЙ противовоздушной обороны в годы холодной войны старались с помощью скорости и высоты. Сейчас они не уберегут от ракет класса «земля-воздух» или «воздух-воздух», но до начала 60-х могли гарантировать самолету почти полную неуязвимость. Достаточно вспомнить высотный разведчик Lockheed U-2, который вплоть до 1960-го (когда и был сбит) безраздельно хозяйничал в советском небе. Его видели радары, но военные ничего не могли сделать. Ну а «эстеты от авиации» наверняка вспомнят о Lockheed SR-71 Blackbird, сверхзвуковая крейсерская скорость которого достигала 3000 км/ч. В сумме с большой высотой полета и ранними стелс-технологиями самолет был весьма живучим. Стратегические бомбардировщики тоже могли стать «суперменами». Увы, история распорядилась иначе, так что увидеть по-настоящему скоростные самолеты этого типа мы можем разве что в музее в Монино.


Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK