Илья
я могу многое
Илья Ведмеденко
Все записи
текст

Дай пять!

В августе 2017 года впервые поднялся в небо десятый летный прототип российского истребителя пятого поколения Су-57, созданного в рамках программы ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Прошло всего полгода, но уже можно делать кое-какие выводы.

Мы живем в эпоху революционных изменений в тактике и стратегии применения боевой авиации. Связано это с началом активного использования истребителей пятого поколения. Строго говоря, первую такую «птичку» – F-22 Raptor – американцы применяют уже давно, с 2005 года. Но построили этот самолет относительно небольшой серией в 195 машин, после чего сборочные линии закрыли. Сейчас же силу набирает новый заокеанский «ястреб» – F-35. И таких собираются продать более трех тысяч. Очень солидное число, даже по меркам холодной войны, когда самые дорогие истребители строили тысячами, не считая денег.
Теперь вот появились российский Су-57, китайский J-20 и ряд малоизвестных «пятерок», судьба которых сомнительна в силу сложности и дороговизны разработки. Российская машина впервые поднялась в небо в 2010 году. С тех пор построили чуть более десяти летных прототипов и образцов для наземных испытаний. Для сравнения – F-35, совершивший первый полет в 2000 году, сейчас построен серией в более чем 230 самолетов.

Что же такое истребитель пятого поколения? И чем такие машины лучше самолетов, которые строили раньше?
Истребители четвертого поколения, такие как советский Су-27 и американский F-15, активно применяли уже в 1980-е. Они лаконично сочетают в себе высокую скорость, отличную маневренность, мощную радиолокационную станцию и сильное вооружение.
Проблема в том, что и зенитные ракетные комплексы тоже постоянно совершенствовались. Сейчас ни высокая скорость, ни сверхманевренность, ни даже большая высота уже не являются панацеей от всевидящих «глаз» РЛС и ракет, мчащихся на перехват воздушной цели. Выжить в таких условиях самолету будет очень тяжело.
Ответом на вызов стала технология стелс. Машины, которые ее используют, прозвали «невидимками», но правильней называть их малозаметными, поскольку радиолокационная заметность не гарантирует полной свободы действий в зоне, насыщенной вражескими ПВО. На определенной дистанции и при определенных углах облучения расчет зенитного ракетного комплекса сможет увидеть любой стелс и навести на него ракеты.
Вопрос лишь в том, на какой дистанции ЗРК увидит самолет-«невидимку». Если на дальности 100 км и больше, шансов выжить у истребителя-бомбардировщика будет не так уж много. А если на расстоянии 20–30 км, то он сможет свободно «отработать» по целям и уйти на свой аэродром. Благо дальность действия современных авиационных бомб и ракет это позволяет.

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK