я могу поступать правильно
Если не я, то кто-то другой. Поэтому, лучше я =)
Игорь Зубов
Все записи
текст

Виртуальный таксопарк

Какое количество машин нужно иметь, чтобы открыть свою собственную службу такси? Правильный ответ – ноль. У создателя нашумевшего Uber – международного «извозчика», работающего в 53 странах и 200 городах мира, – не было на балансе ни одного автомобиля. Только опыт в сфере Интернет-бизнеса.
Виртуальный таксопарк
    Гаррет Кэмп (Garrett Camp) буквально за пару месяцев до начала истории международного такси продал eBay другую свою компанию StumbleUpon, предоставлявшую пользователям услуги умного Интернет-поиска («глупый» поиск – это когда ты хочешь найти необычный или красивый сайт, а первые 2000 поисковых «ответов» выдают полную ерунду). Поэтому были и деньги для старта, и, что важнее, опыт и нужные контакты. Тестовую версию Uber запустили в Нью-Йорке в 2010 году, на тот момент в системе было зарегистрировано всего три автомобиля. Сейчас их количество исчисляется многими тысячами. Изначально это были только машины не ниже класса Mercedes S Series, сейчас требования к автопарку проще, но все равно остаются высокими, так что «ведро с болтами» по запросу в приложении Uber к вам не приедет.
Сама идея проста, как бумажный самолетик. Зачем заказывать такси с непредсказуемыми ценами, выбирая разные службы, когда можно щелкнуть в смартфоне, и к вам приедет машина, которая довезет вас куда надо и за меньшие деньги? Никакого наличного расчета, отговорок, что «нету сдачи с 1000 рублей», и других попыток выманить деньги – по окончании поездки ее стоимость списывается с привязанного к аккаунту счета. Причем она рассчитывается автоматически, водитель не может ее установить. У Uber есть интересный алгоритм, высчитывающий цену поездки, исходя из средней стоимости такси в регионе, спроса на услугу в данный момент и некоторых других показателей. Это внешняя сторона сервиса – то, что видит клиент. Есть и изнанка: то, с чем сталкивается водитель. Для него у Uber тоже есть специальное приложение, которое устанавливается на смартфон после того, как кандидат заполнит анкету и пройдет ряд проверок в местных и международных органах правопорядка. Не числится ли за ним правонарушений за последние семь лет, и не участвовал ли его автомобиль в ДТП по вине водителя? Если все чисто, «драйвер» выстраивает собственный график работы и начинает получать заказы от клиентов.

Уже в октябре 2010-го эта бизнес-идея собрала 1,25 млн долларов инвестиций от различных компаний. Это было только начало. С годами количество денег, вливающихся в Uber, достигло рекордного значения. В 2011-м они получили более 48 млн, а в 2013-м один только Google инвестировал 258 млн долларов, получив кресло в совете директоров. В декабре 2014-го компания привлекла уже 1,2 млрд. Приблизительная стоимость ее активов оценивается сейчас в 41 млрд долларов. 

Однако такой стремительный взлет не может пройти без препятствий. В некоторых странах, например Германии, Uber пытались законодательно запретить, потому что водители не обладают правом извоза пассажиров и страховкой на них, проще говоря, у них нет лицензии таксистов. Тем не менее, Uber в Германии работает, хотя Taxi Deutschland (что-то вроде немецкого профсоюза таксистов) и заявил, что намерен искать все возможные способы, чтобы запретить компании вести деятельность в стране.

Но проблемы в одном государстве трудно назвать неразрешимыми, особенно когда за присутствие компании на рынке выступает пользователь. Хуже, когда он говорит обратное. Такое с Uber тоже случалось: хитрый алгоритм, рассчитывающий стоимость поездки, ведет себя логично с точки зрения математики, но не всегда корректно с точки зрения человека. Например, в канун рождества в Нью-Йорке стоимость средней поездки через Uber возросла в четыре раза – ажиотаж ведь! И если эта оплошность еще простительна, то аналогичное поведение сервиса после разрушительного урагана Сэнди пользователи посчитали недопустимым. Uber обещал исправиться.

Кроме того, начались и ожидаемые проблемы с конкурентами. В 2012 году появилась компания Lyft, которая работает по схожей схеме – городское такси по низким ценам. И вот сейчас Uber и Lyft обвиняют друг друга в грязной игре: якобы первые бронируют поездки у вторых, а затем отменяют, и наоборот. Количество таких отмен, поднимающих цены и мешающих работе сервиса, может доходить до нескольких тысяч в месяц.

Но внутренние проблемы малоинтересны пользователю. Ему интересно, например, как Uber зарабатывает. На самом деле, это самая простая часть. Uber берет 20% от стоимости поездки, а, учитывая количество поездок, экономисты подсчитали, что доход компании в неделю составляет около 20 млн долларов. Конечно, из них надо вычесть налоги, технические расходы и затраты на сохранение лояльности пользователей, но цифра все равно остается внушительная. Впрочем, недооценивать риски Uber не собирается и уже всячески диверсифицирует свой бизнес. Так, были запущены тестовые грузовые перевозки, служба срочной городской доставки Uber Rush, которая использует велосипеды, и абсолютно не связанный с транспортом проект по поиску фрилансеров с почасовыми договорами.

Ключевая идея Uber не нова. Способ взаимодействия, когда пользователь и поставщик услуг минуют какую-либо промежуточную структуру, называется peer-to-peer. Например, если у вас есть газонокосилка и вы хотели бы сдать ее в аренду, вам придется либо подавать объявление, либо отказаться от затеи, потому что у компании Газонокосилкин Inc. уже давно схвачен рынок, и вряд ли вам удастся начать зарабатывать на ней. Но как только появится сервис, который объединит тысячи владельцев садового инвентаря и десятки тысяч садоводов, минуя Газонокосилкина, система заработает. Сделка заключается не между компанией и человеком, а между человеком и человеком. Аналогичным способом работает другой известный стартап – Airbnb, правда, его сферой является краткосрочная аренда жилья.
Единое мировое информационное пространство лучше всего подходит для бизнес-модели peer-to-peer. Теперь у пользователя есть выбор – найти такого же человека, который может предоставить услугу, или же обратиться к компании. Помимо аренды транспорта или жилья стоит ожидать появления частных услуг и в других сферах. Главное препятствие здесь – законодательство, в котором границы между «помог другому» и «занимался незаконной коммерческой деятельностью» практически нет. В большинстве случаев законы, регулирующие такие отношения, приняты задолго до бурного развития Интернета, а значит, не соответствуют реалиям современного мира, когда найти нужного человека с газонокосилкой куда быстрее, чем заключать договор аренды с фирмой.

Технологии

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK