Игорь
я могу внимательно слушать
давайте быть добрее друг к другу!
Игорь Корнилов
Все записи
текст

Горами рожденные

Обойтись без них при восхождении на Гималайские пики невозможно – альпинисты всего мира обращаются к ним за помощью. Уже больше ста лет на опаснейшую работу – доставлять грузы на большую высоту и прокладывать маршруты – нанимают шерпов. Слово «шерпы» облетело весь свет 29 мая 1953 года, когда на вершине Эвереста появились два человека: один высокий и худой, второй – ростом пониже и коренастый. Задержавшись ненадолго у края, они не спеша двинулись к центру крошечной площадки, на ходу снимая рюкзаки. Это были заключительные шаги к мировой славе, очень скоро обрушившейся на них.

     «Первым делом мы сделали то, что делают все альпинисты, взойдя на вершину горы: пожали друг другу руки. Но разве можно было ограничиться этим на Эвересте! Я принялся размахивать руками, потом обхватил Хиллари, и мы стали колотить друг друга по спине, пока не задохнулись, несмотря на кислород… Сияло солнце, а небо – во всю жизнь я не видел неба синее!.. В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то теплым, живым, дружественным. Она была словно наседка, а остальные вершины – цыплята, укрывшиеся под ее крыльями. Мне казалось, что я сам могу раскинуть крылья и прикрыть ими мои любимые горы». 

ЭТО ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «Тигр снегов» – автобиографии шерпа Тенцинга Норгея, местного проводника, который вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари впервые в истории поднялся на высочайшую гору планеты.

Фото: AP Photo/Tashi Sherpa, www.globaljournalist.org  

ШЕРПЫ (в единственном числе допускается «шерп» и «шерпа») – народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгмы (то есть Эвереста), и в Индии. Тибетское название народности «shar pa» переводится как «восточные люди». Сами себя они называют шаркхомбо – слово «шар» в тибетском языке означает «восток». Шерпы считаются потомками тибетцев, в средние века переселившихся к югу от Главного Гималайского хребта. Они живут в высокогорьях на границе с Тибетом компактными группами. Народность небольшая, но растет – перепись 2001 года насчитала около 155 тысяч человек (из них 100 тысяч живут в Непале), притом что в 1975 году шерпов было всего 25 тысяч. Говорят они на языке кангпо сино-тибетской семьи и исповедуют тибетский буддизм. Своей письменности у шерпов долгое время не было, поэтому история народа отличается большими пробелами в хронологии. Сейчас используются тибетская письменность, тибетский язык и язык непали. 

У ШЕРПОВ НЕТ ФАМИЛИЙ и отчеств, а личные имена могут меняться в течение всей жизни в зависимости от ее продолжительности, условий существования и социального статуса. Вот, к примеру, какие перипетии связаны с именем самого знаменитого шерпа – Тенцинга Норгея: «После рождения получил имя Намгьял Вангди. Затем, по совету ламы, был назван родителями Тенцинг Норгей, что означает “счастливый богатый приверженец религии”. В разное время именовался Кхумжунь, Ботиа. Родовое имя – Ганг Ла (“снежный перевал”)». 

ЖИЗНЬ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ заставила шерпов выработать ряд удивительных качеств, среди которых есть действительно уникальные. От живущих рядом индусов и пакистанцев их отличает всеядность: у шерпов нет пищевых запретов. Мясо, любые консервы, сушеные продукты, овощи, фрукты – все, что берут с собой туристы, съедается в охотку. Как говорится, все полезно, что в рот полезло. 


Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика