Игорь
я могу внимательно слушать
давайте быть добрее друг к другу!
Игорь Корнилов
Все записи
текст

Горами рожденные

Обойтись без них при восхождении на Гималайские пики невозможно – альпинисты всего мира обращаются к ним за помощью. Уже больше ста лет на опаснейшую работу – доставлять грузы на большую высоту и прокладывать маршруты – нанимают шерпов. Слово «шерпы» облетело весь свет 29 мая 1953 года, когда на вершине Эвереста появились два человека: один высокий и худой, второй – ростом пониже и коренастый. Задержавшись ненадолго у края, они не спеша двинулись к центру крошечной площадки, на ходу снимая рюкзаки. Это были заключительные шаги к мировой славе, очень скоро обрушившейся на них.
Горами рожденные
     «Первым делом мы сделали то, что делают все альпинисты, взойдя на вершину горы: пожали друг другу руки. Но разве можно было ограничиться этим на Эвересте! Я принялся размахивать руками, потом обхватил Хиллари, и мы стали колотить друг друга по спине, пока не задохнулись, несмотря на кислород… Сияло солнце, а небо – во всю жизнь я не видел неба синее!.. В великий момент, которого я ждал всю жизнь, моя гора казалась мне не безжизненной каменной массой, покрытой льдом, а чем-то теплым, живым, дружественным. Она была словно наседка, а остальные вершины – цыплята, укрывшиеся под ее крыльями. Мне казалось, что я сам могу раскинуть крылья и прикрыть ими мои любимые горы».

ЭТО ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ «Тигр снегов» – автобиографии шерпа Тенцинга Норгея, местного проводника, который вместе с новозеландцем Эдмундом Хиллари впервые в истории поднялся на высочайшую гору планеты. 
Фото: AP Photo/Tashi Sherpa, www.globaljournalist.org  
ШЕРПЫ (в единственном числе допускается «шерп» и «шерпа») – народность, живущая в Восточном Непале, в районе горы Джомолунгмы (то есть Эвереста), и в Индии. Тибетское название народности «shar pa» переводится как «восточные люди». Сами себя они называют шаркхомбо – слово «шар» в тибетском языке означает «восток». Шерпы считаются потомками тибетцев, в средние века переселившихся к югу от Главного Гималайского хребта. Они живут в высокогорьях на границе с Тибетом компактными группами. Народность небольшая, но растет – перепись 2001 года насчитала около 155 тысяч человек (из них 100 тысяч живут в Непале), притом что в 1975 году шерпов было всего 25 тысяч. Говорят они на языке кангпо сино-тибетской семьи и исповедуют тибетский буддизм. Своей письменности у шерпов долгое время не было, поэтому история народа отличается большими пробелами в хронологии. Сейчас используются тибетская письменность, тибетский язык и язык непали.

У ШЕРПОВ НЕТ ФАМИЛИЙ и отчеств, а личные имена могут меняться в течение всей жизни в зависимости от ее продолжительности, условий существования и социального статуса. Вот, к примеру, какие перипетии связаны с именем самого знаменитого шерпа – Тенцинга Норгея: «После рождения получил имя Намгьял Вангди. Затем, по совету ламы, был назван родителями Тенцинг Норгей, что означает “счастливый богатый приверженец религии”. В разное время именовался Кхумжунь, Ботиа. Родовое имя – Ганг Ла (“снежный перевал”)».

ЖИЗНЬ В СУРОВЫХ УСЛОВИЯХ заставила шерпов выработать ряд удивительных качеств, среди которых есть действительно уникальные. От живущих рядом индусов и пакистанцев их отличает всеядность: у шерпов нет пищевых запретов. Мясо, любые консервы, сушеные продукты, овощи, фрукты – все, что берут с собой туристы, съедается в охотку. Как говорится, все полезно, что в рот полезло. 
Супершерп Аппа Тенцинг. Фото: Apa Sherpa Foundation, www.cobrt.com
Постоянное хождение в горы повлияло и на телосложение шерпов. И мужчины, и женщины низкорослы и коренасты. Шерп, накинув себе на лоб (а не на плечи, как все) лямку груза, может очень долго нести тяжесть, достигающую две трети его собственного веса.

Но главной особенностью шерпов считается их фантастическая выносливость в горах. Если обычные люди примерно с 3000 метров над уровнем моря начинают испытывать приступы горной болезни, то шерпы на таких высотах чувствуют себя абсолютно нормально. Эта стойкость даже получила научное название – «высокогорная адаптация человека» (high-altitude adaptation in humans). 
Лакпа Шерпа (между прочим, мать троих детей). Фото: Michael Kodas, www.mountainplanet.co
УЧЕНЫХ ДАВНО ИНТЕРЕСОВАЛА причина такой выносливости. Исследования в середине XX века показали, что содержание кислорода в артериальной крови тибетцев такое же, как и у людей, живущих в низинах. Но ткани организма шерпа потребляют столько же кислорода, сколько ткани и органы людей, проживающих на уровне моря. Причину такой аномалии установили, измеряя характеристики кровотока. Оказалось, что объем кровотока через артерии у шерпов в два раз больше, чем у людей, живущих на уровне моря, соответственно, кислорода в ткани доставляется также в два раза больше. В чем же причина рекордного кровотока? 
Рекорды
по количеству восхождений на Эверест тоже принадлежат шерпам. 
• С 1990 по 2011 г. Аппа Тенцинг совершил 21 восхождение на Эверест, за что его прозвали Супершерпом. 
• Бабу Чири Шерпа в 1995 г. поднялся на Эверест два раза в течение двух недель. В 1999-м вынужденно провел на вершине 21 час, в том числе всю ночь, спасая своего товарища. В 2000 г. установил рекорд скоростного восхождения на высочайшую гору – от базового лагеря на леднике Кхумбу поднялся на вершину за 15 ч. 56 мин. Все восхождения Бабу Чири совершил без применения кислорода. В 2001 г., поднимаясь на Эверест в 11-й раз, он погиб, упав в трещину. 
• В 2004 г. шерп Пемба Дордже побил рекорд скоростного восхождения на Эверест, взойдя на вершину из базового лагеря за 8 ч. 10 мин. 
• Лакпа Шерпа – единственная женщина в мире, поднявшаяся на Эверест 9 раз. 
ГРУППА УЧЕНЫХ из Западного резервного университета Кейза в США, опираясь на исследования 1997 года о влиянии оксида азота на расширение сосудов, провела эксперименты с целью определить его количество у тибетцев. Известно, что оксид азота и его метаболиты расширяют кровеносные сосуды, а значит, способствуют увеличению объема крови, проходящей по ним. Как показал сравнительный химический анализ, концентрация биологически активных продуктов распада оксида азота в крови (различных нитратов и нитритов) у шерпов в десять раз превышает содержание подобных веществ у людей, живущих в низинах. Для «равнинных» это практически смертельная концентрация оксида азота, а шерпы не испытывают на этот счет никаких неудобств. Тенцинг Норгей вспоминал, что в шутку его называли человеком с «тремя легкими». 

ИТАК, РАСШИРЕННЫЕ СОСУДЫ объясняют механизм повышения уровня кислорода в организме тибетцев. Но как быть с гемоглобином, от количества которого зависит вязкость крови? Обычная реакция организма на понижение уровня кислорода – увеличение количества гемоглобина, ведь именно этот белок крови связывает кислород и служит транспортом для доставки его в ткани. Правда, при этом кровь становится очень вязкой, что чревато инсультами, отеками мозга и другими проблемами. Но у жителей Тибета уровень гемоглобина низкий, такой же, как у жителей равнин. Международная команда ученых из Пекинского университета и Западного резервного университета Кейза выяснила, что за это отвечает ген EPAS1 на хромосоме 2, задействованный в производстве эритроцитов и регуляции гемоглобина в крови. Специалисты обработали образцы крови шерпов из трех регионов Гималаев и жителей близлежащих равнинных территорий Китая. Все люди являются носителями копии гена EPAS1, и только у тибетцев он немного изменен. Эта особенность – пример самой быстрой эволюции организма человека, поскольку произошла она менее чем за 3000 лет, а такой временной промежуток в теории естественного отбора – мгновение.

ШЕРПЫ ИЗВЕСТНЫ как проводники и носильщики в горах. Именно они выполняют самую сложную в альпинизме работу – доставляют грузы в промежуточные лагеря. Именно они прокладывают по снежной целине, ледникам и трещинам перильные веревки, держась за которые, остальные участники экспедиции поднимаются вверх.
Фото: Associated Press, www.chinatimes.com
КАКИМИ БЫ великолепными возможностями в адаптации ни обладал человек, они не делают его сверхчеловеком. Об этом говорит печальная статистика восхождений на Эверест, который часто именуется «горой смерти», – свыше 250 смертей с момента первого покорения. И большая часть погибших – шерпы. В 2014 году 16 шерпов погребла лавина на ледопаде Кхумбу и один скончался от отека мозга. В 2015-м во время землетрясения в Непале погибло 15 шерпов и еще трое – при попытке восстановить маршрут через ледопад, чтобы спустить застрявших на горе альпинистов.   
В базе данных восхождений, которая ведется с начала альпинистской истории Гималаев, зафиксировано 174 погибших шерпа. Центр по контролю и профилактике заболеваний (США) поставил работу шерпов первой в перечне самых опасных работ в мире (не считая военной службы). А если сравнивать с войсками, то вероятность гибели шерпа на Эвересте в 3,5 раза выше, чем вероятность гибели пехотинца в течение первых четырех лет войны в Ираке.

В ТО ЖЕ ВРЕМЯ многие шерпы остаются инвалидами из-за камнепадов, обморожений, инсультов или отека головного мозга. И дальнейшее их существование нерадостное – пенсий или каких-нибудь социальных благ у них нет, жить можно только на ранее накопленные сбережения, небольшую выплату по страховке, а затем просто на подаяние. 
Шерпы ведут переговоры с властями по улучшению условий их работы. Фото: www.bbc.com
Но какие-то подвижки в социальном обеспечении шерпов все-таки начались. Толчком послужил 2014 год, когда после массовой гибели шерпов при сходе лавины ассоциация альпинистов Непала (Nepal Mountaineering Association) объявила бойкот восхождениям на Эверест из-за малой денежной компенсации жертвам трагедии и слабой спасательной операции. Тогда правительство Непала пошло на уступки, увеличило страховые выплаты и расходы на аварийно-спасательные работы. Но затем случился 2015 год, знаменитое непальское землетрясение, и поток альпинистов резко уменьшился…

ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА количество подъемов на Эверест сократилось, и основной заработок у шерпов тоже. С другой стороны, развивается образование, строятся новые школы (до середины прошлого века шерпы учились в монастырях), и Непал становится более открытым. Раньше все шерпы были пастухами, земледельцами или носильщиками – теперь у них есть возможность стать высокооплачиваемыми гидами, выучить языки, начать торговать, освоить современную профессию или переехать в другие страны. Что победит – традиции или современность? Самый знаменитый шерп – Тенцинг Норгей – относился к этому философски:

«Мальчик-шерп смотрит вверх – он видит гору. Потом он смотрит вниз и видит груз. Он поднимает груз и идет на гору. Он не видит в этом ничего необычного или неприятного. Идти с грузом – его естественное состояние, и ноша для него все равно что часть его тела». 

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Всего 0 комментариев
Комментарии
Журнал «Машины и механизмы»
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK