Евгений
я могу немалое
Хочешь быть счастливым - будь им!
Евгений Федоров
Все записи
текст

Поперек реки

Водные артерии всегда были головной болью как атакующих, так и отступающих боевых подразделений. И если в Средние века имущество бойца можно было переправить на другой берег на лошади, то с появлением самоходной техники и артиллерии родилась новая инженерная профессия – понтонёр.

     Вообще понтонные парки, с помощью которых на войне обустраивают паромные переправы, – очень долгоживущий вид военной инженерии, сравнимый разве что с кораблями. Принципиальные новинки тут случаются раз в столетие и буквально входят в историю. Даже люди, далекие от воинского дела и паромного судоходства, помнят эпизод с персидским царем Ксерксом, который высек море. Поставив десятки кораблей борт к борту, Ксеркс планировал по такому импровизированному мосту-ленте переправить армию на другой берег пролива Геллеспонт. Однако ночной шторм разметал корабли по акватории, чем немало взбесил царя, – досталось и строителям моста, и морю. В итоге персы все-таки переправились на другой берег, чтобы сразиться с греками в знаменитом Фермопильском сражении 480 г. до н. э. Переправились с помощью наплавного моста, сооруженного по примеру того, что впервые построил когда-то отец Ксеркса – царь Дарий.

ПЕРСИДСКИЕ НАРАБОТКИ по наплавным мостам не пропали даром – римские войска в походах активно использовали штурмовые плоты. Перед форсированием реки вдоль берега строили деревянный плавучий мост длиной, равной ширине водотока, крепили его канатами с обоих концов и в самый ответственный момент перерубали крепеж, расположенный выше по течению. Сила воды поворачивала мост-ленту поперек реки, соединяла противоположные берега, и римляне продолжали экспансию.

Дальше в истории появляются понтоны-лодки, служившие опорами для наплавных мостов. Они позволяли, во-первых, оперативно возводить переправы, а во-вторых, повышать грузоподъемность. В армиях многих стран образовались целые службы, отвечавшие за форсирование рек. Но и в мирное время понтонные переправы заняли свое скромное место. Вы знали, например, что первый мост, который в 1727 году через Неву соединил Васильевский остров с материковой частью Петербурга, был как раз наплавным? В качестве понтонов использовались плашкоуты – плоскодонные барки с высокими бортами, прикрепленные ко дну якорями, с помощью которых разводили плавучие секции моста для прохождения судов. В различных модификациях Исаакиевский наплавной мост просуществовал до 1916 года. 

ПЛАВУЧИЕ ОПОРЫ для пролетных строений были основой многовековой консервативной схемы. Понтонные переправы отличались только материалами – от парусины до резины. Взять, например, отечественный понтонный парк капитана Андрея Немого: в системе образца 1759 года разборные понтоны ради легкости обшивали парусиной. Количество понтонов в парке достигало сотни, что позволяло подразделению развернуть на стоячей воде мост длиной до 250 м и грузоподъемностью под 3,5 т. Перед возведением моста определяли параметры реки – глубину, ширину, скорость течения, характер берегов и грунт дна. После якорями поперек реки крепили канат – его натягивали не меньше пятнадцати лошадей! Затем к канату поочередно цепляли лодки-понтоны, каждый из которых бросал якорь на дно выше по течению. Понтонерам оставалось положить сверху мостовое полотно, натянуть через русло еще один фиксирующий канат и организовать движение по переправе. 

Система Немого была настолько удачной, что в 1862 году воюющие северяне в Гражданской войне в США приняли понтонный парк на вооружение и успешно им пользовались. Впрочем, такие заимствования российских наработок заокеанскими соседями были далеко не единственными. 

Например, мост-лента по новой системе Томиловского, который впервые проявил себя в Русско-турецкой войне в 1877 году, для тех лет был лучшим в мире. Ядром конструкции являлись полупонтоны двух типов: носовой, с обтекаемой передней частью, и средний, с плоскими бортами. В парке имелось  44 носовых полупонтона и 12 средних, что позволяло соорудить переправу длиной до 225 м и грузоподъемностью около 7 т. 

Рекомендуемые

Новости партнеров

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK