Елена
я могу Писать тексты
Внимание к словам
Елена Утехина
Все записи
текст

Сфера обдува (Статья Елены Утехиной и Владимира Саенко)

"ММ" №6/81 2012, с. 96

Давай окно откроем, жарко в машине.

Нет, пусть думают, что у нас кондиционер.

Этот диалог из голливудского фильма в 1990-х годах в России превратился в анекдот о бизнесменах в малиновых пиджаках, главной задачей которых было пустить пыль в глаза. Теперь жизнь стала куда проще. Нет кондиционера – открывай окно, не боясь выглядеть неудачником, ведь большинство соседей по пробке уже просто забыли о том, что есть на свете автомобили, не оснащенные этим устройством.

 


За прошедшие 20 лет кондиционеры значительно расширили «сферу обдува» и теперь холодят не только водителей авто премиум-сегмента, но и всю среднюю прослойку и даже эконом-класс. Последний гвоздь в гроб элитарности автокондиционеров забил «АвтоВАЗ», заявивший, что теперь в базовую комплектацию новых «Лад» входит не только печка, но и установка для охлаждения воздуха. Это объявление гордость отечественного автопрома сделала в 2008 году, всего за несколько лет до празднования 70-летия со дня изобретения кондея. Поторопились, а жаль. Можно было бы выпустить красивый пресс-релиз: «Не прошло и века...».

 

Пока российские производители только привыкают к тому, что автокондиционер – элемент базовой комплектации, а не роскошь, некоторые европейские экологи развернули настоящую войну против них. Так, автомобильный клуб VCD заявляет, что химическое соединение, которое используется в большинстве установок – R134a (тетрафторэтан) – в 1430 раз вреднее СО2. В автоконцернах недоумевают: откуда берутся такие цифры и как можно точно измерить степень вредности того или иного вещества? Эксперты концерна Volkswagen подсчитали, что автокондиционер нового типа, за который ратуют экологи, будет стоить от 12 тысяч евро за штуку, а значит эта вещь опять может вернуться в разряд «только для богатых». Самый верный защитник автокондиционеров сегодня – это статистика. Доказано, что установка по охлаждению воздуха значительно повышает показатели безопасности движения. Водитель комфортно себя чувствует при достаточно узком диапазоне температур: от +10 до +25. Если температура приближается к 27 градусам, то риск ДТП возрастает на 6 процентов, при 32-х — на 13, а выше 37 градусов на 33 процента! Открытые окна и люки не всегда решают проблему наилучшим образом: создавая прохладу, они пропускают внутрь салона пыль, запахи и сквозняки, которые совсем не полезны для здоровья, а на высокой скорости снижают управляемость автомобиля. Пока экологи не смогли убедить чиновников поменять нормативные акты по техническим требованиям к кондиционерам. Но одно из требований защитников природы уже услышано. Возможно, с 2013 года производителей автомобилей обяжут указывать в доступной для автолюбителя форме, например, на мониторе центральной консоли, насколько возрастает потребление топлива при использовании кондиционера.

 

О плюсах холодного воздуха в жару подробно говорить не стоит – все знают, как это удобно и приятно. Давайте поищем минусы. Например: в среднем работающий кондиционер «съедает» около 10 лошадиных сил от мощности двигателя. Это особенно заметно на малолитражных машинах. Если в Daewoo Matiz заберется вся семья с кошкой и рассадой, водитель, включив кондиционер, тут же заметит, что машина начала «тупить», хуже разгоняться, вяло отзываться на педаль газа, а на подъеме авто и вовсе может заглохнуть. При таком режиме расход топлива повышается в среднем на 5 процентов.

Автокондиционер – сложное устройство, и за ним нужен систематический уход, причем в специализированных мастерских. Осмотр, мелкий ремонт и заправка кондиционеров, как правило, обходятся владельцу автомобиля в 5–7 тысяч рублей в год. В эту сумму входит чистка испарителя и замена салонного фильтра. Это очень важный момент, потому что фильтр содержит все, что «прилетело» с улицы: пыль, крылья и лапы насекомых. После дождя туда обязательно попадет влага, что вкупе с плюсовой температурой создаст идеальные условия для активного размножения самых разнообразных бактерий. Как минимум – в салоне появится неприятный запах.

Некоторые водители жалуются, что кондиционеры вызывают простудные заболевания. Но эти жалобы автолюбителям лучше бы переадресовать себе. Прибор не виноват, нужно просто использовать его с умом. Не надо, перегревшись на солнцепеке, тут же выставлять температуру в салоне +10. Конечно, организм переохладится со всеми вытекающими последствиями.

Еще одна распространенная претензия – кондиционер сушит воздух. Такая проблема действительно существует, она тревожит в основном автоледи: слишком сухой воздух плохо влияет на кожу лица. Но важно помнить, что пересушивают только самые дешевые или старые модели кондиционеров. Современные установки красоте водительницы не угрожают.

 


Современные кондиционеры – это устройства, которые регулируют температуру, чистоту и циркуляцию воздуха в салоне автомобиля. За подачу воздуха отвечают вентиляторы, за очистку – фильтры. Их конструкция во всех кондиционерах примерно одинаковая. Основное отличие состоит в холодильной установке. Сегодня наиболее распространенной является та, что стоит в большинстве современных бытовых холодильников: парокомпрессорная, где поглощение тепла осуществляется за счет испарения специального хладагента – фреона.

В компрессоре происходит сжатие и сильное нагревание газообразного фреона. Затем разогретый фреон попадает в конденсор, где охлаждается с помощью вентилятора, а на ходу еще и потоком воздуха. Сжатый охлажденный фреон начинает конденсироваться, превращаясь в жидкость, и в таком виде проходит через ресивер-осушитель. Здесь он очищается от грязи, залетевшей в систему с улицы. Фреон течет в сторону салона автомобиля, по дороге пройдя через терморегулирующий вентиль. Попадая в испаритель, он из жидкого состояния переходит в газообразное и при этом сильно охлаждается. (Испаритель – это радиатор, но только меньших размеров.) Потом вентилятор сдувает в салон автомобиля с испарителя прохладный воздух. Все еще достаточно холодный фреон, пройдя через испаритель, попадает вновь в компрессор.

 

Охлаждение салона пришло в мировой автопром из Америки (хотя сам кондиционер был запатентован в Европе еще в 1815 году). Первые автокондиционеры, цена которых составляла до трети стоимости автомобиля, в начале 1930-х устанавливались не на заводе, а в тюнинговых ателье. А первой конвейерной моделью с кондиционером стал Packard Super 8 1939 года. Его климатическая установка занимала половину объема багажника.

Только к 1950-м годам удалось сократить габариты испарителя настолько, что он поместился под передней панелью – вместе с воздуховодами, вентилятором и печкой. Первым автомобилем с полноценной климатической установкой, правда, на ручном управлении, был Nash Ambassador 1954 года. Полностью автоматический климат-контроль появился десять лет спустя у Сadillak.

Европейские производители отстали от Америки на целое десятилетие. Mercedes предложил автоматическое управление скоростью вентилятора в середине 1970-х. А полноценный «климат» (это была крайслеровская разработка Auto-Temp II) появился лишь в 1979 году на Mercedes W126. На том же «сто двадцать шестом» два года спустя дебютировала система с раздельными регулировками для водителя и переднего пассажира. Раздельный климат-контроль для задних пассажиров появился не в Америке и не в Европе, а в Японии – на Toyota Crown 1991 года.

 

В СССР кондиционеры ставили только на правительственные лимузины. Установки, закупленные в США и Японии, перебирались в кремлевских автомастерских – чтобы убедиться в их безопасности, а заодно поменять таблички "Made in USA" на патриотичные «Сделано в СССР». В 1960-х годах примитивные установки для охлаждения воздуха за счет испарения воды использовали на грузовиках, работавших в жарких регионах, но массового распространения они не получили. Только в 1976 году после соответствующего приказа Минавтопрома кондиционерами начали оснащать карьерные самосвалы, «дальнобойные» грузовики и комбайны.

В 1990 году фирмой SANDEN по заказу АЗЛК был разработан кондиционер для «Москвича» «Алеко-2141» – под экспортные поставки в Саудовскую Аравию. Система была рассчитана на работу только при положительных температурах, печки в комплекте не было, то есть для работы на родине такой автомобиль был непригоден. В Саудовской Аравии он тоже не прижился.

В годы перестройки были выпущены небольшие партии кондиционеров для автомобилей «Жигули» и «Волга». Они очень хорошо холодили, но отъедали значительную часть мощности мотора. Их производство закрыли с распадом СССР.

 

Выставил температуру, например, 22 градуса – и забыл. Так должен работать идеальный климат-контроль. Хотя с момента изобретения прошло уже полвека, на многих машинах «климат» работает либо плохо, либо совсем плохо. Почему? Одна из причин – экономия на датчиках. Вспомните первый отечественный автомобиль с климат-контролем – ВАЗовскую «десятку». Автоматика с единственным термометром под потолком, измеряя «среднюю температуру по больнице», управляла климатом настолько неумело, что режим Auto остался практически невостребованным.

В салоне дорогих автомобилей устанавливают до шести термодатчиков: на потолке, на уровне пояса и в ногах – справа и слева, плюс датчики в воздуховодах. Но даже такую систему можно свести с ума, направив поток воздуха прямо на термодатчик. А вот на Skoda Fabia бюджетный Climatronic с двумя салонными датчиками работает отлично – датчики не на потолке, а на «торпеде».

Вторая причина дискомфорта – алгоритм работы автоматики. Многие системы упрямо гонят холодный воздух сразу после пуска двигателя, тогда как «умный» климат-контроль действует как опытный водитель: сначала включает малую скорость вентилятора и обдувает стекла, предотвращая их запотевание, и только когда мотор прогреется, подает теплый воздух в ноги.

 

Трех- и четырехзонный климат-контроль часто оказывается фикцией даже на очень дорогих автомобилях. Например, в Mercedes CLS дополнительные зоны обслуживает единственный вентилятор, который отнимает прохладу или тепло у водителя и переднего пассажира в пользу сидящих сзади. На многих автомобилях практически невозможно добиться реальной разницы температур слева и справа. В этом легко убедиться, установив 17 градусов для водителя и 24 » для пассажира. Одним производителям лучше удается «раздельный климат» на уровне подголовников, другим – в зоне ног. В области поясницы температура будет практически одинаковой.

Одной из наиболее серьезных климатических установок оснащался пятидверный минивэн Renault Espace 2002 года. Система из 14 воздуховодов с индивидуальными заслонками, датчики температуры внутри салона и за бортом дополнены датчиком солнечного излучения, сенсорами влажности и качества воздуха. Благодаря расположению основного блока в центре салона, даже с одним испарителем кондиционера и единственным радиатором отопителя Espace создавал комфортные условия для всех семи пассажиров.
Есть ли смысл в многозонном климат-контроле? Только если в задней части салона установлена вторая полноценная климатическая установка со своим испарителем кондиционера и радиатором отопителя. Так что при выборе автомобиля, даже дорогого, обращайте внимание на конфигурацию климатической установки. Сколько вентиляторов и заслонок, где расположены датчики, дефлекторы, есть ли дополнительный «зонный» обогреватель? На ваш комфорт влияют и форма сопел, и то, как воздуховоды стыкуются с днищем: ноги будут мерзнуть, если «печка» дует в уступ или в бортик резинового коврика. Если есть желание получить «климат» по максимуму, придется вникать в то, что написано сложным техническим языком в пухлой сопроводительной книжке к автомобилю. 


Читать журнал "Машины и Механизмы" здесь: http://www.21mm.ru/#003

Всего 4 комментария
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика