я могу сделать мир лучше
Не теряйте голову. Жизнь хочет вас по ней погладить!
Екатерина Сазонова
Все записи
текст

Сокровища Рериха

Одну из стен родового имения семьи Рерихов украшала старинная картина. Старший сын Николай часто останавливался около нее и подолгу всматривался в изображение заснеженных горных вершин, золотившихся в лучах заката. Много лет спустя он поймет, что гора – это знаменитая Канченджанга, один из массивов священных Гималаев, которые в будущем станут его последним пристанищем.
Сокровища Рериха
Одну из стен родового имения семьи Рерихов украшала старинная картина. Старший сын Николай часто останавливался около нее и подолгу всматривался в изображение заснеженных горных вершин, золотившихся в лучах заката. Много лет спустя он поймет, что гора – это знаменитая Канченджанга, один из массивов священных Гималаев, которые в будущем станут его последним пристанищем.
«К сердцу Азии потянуло давно, можно сказать, от самых ранних лет. Весь эпос монгольский, уже не говоря о сокровищах Индии, всегда привлекал», – писал Николай Рерих в своих «Листах дневника». Даже название усадьбы, где прошло его детство, – Извара, – по словам Рериха, имело восточные корни: от санскритского слова Ishvara, означавшего «господь, всевышний». Правда, местные жители уверяли, что у слова все же финское происхождение: от iso – гора и vaara – большой.

Привольно и весело жилось обитателям «большой горы»: родители – петербургский нотариус Константин Федорович Рерих и его супруга Мария Васильевна Калашникова – поощряли любые начинания своих четверых детей, а дом всегда был полон гостей, среди которых можно было встретить общественных деятелей, ученых, людей искусства. Не удивительно, что Николай рос человеком творческим и крайне увлекающимся: приезд в отцовское имение известного археолога обернулся для маленького Рериха любовью к раскопкам, частые походы в театр – сооружением домашней сцены и написанием собственных пьес, появление в Изваре лесовода – проектированием дендрария. Кроме того, Рерих очень любил литературу: он не только много читал, но и записывал сказы и былины, передававшиеся из уст в уста, и целые тетради заполнял собственными сочинениями. Очерки пятнадцатилетнего Рериха об охоте даже публиковались в двух журналах.

Не отошли эти увлечения на второй план и тогда, когда в жизни Рериха появилась живопись. Случилось это в 1891 году: друг семьи художник Михаил Микешин обратил внимание на то, что у семнадцатилетнего Николая есть склонность к рисованию, и предложил свою помощь в его обучении. Но, несмотря на серьезность и регулярность занятий под руководством чуткого учителя, мальчик не желал отказываться от изучения и других наук, в частности, истории, философии, археологии. Пора было выбирать будущую профессию, и самым верным решением ему показалось поступить одновременно и в Академию художеств, и на исторический факультет университета. Но Константин Федорович был непреклонен: Николай должен пойти по стопам отца, а не податься в «рисовальщики». В итоге Рериху удалось отстоять свое право на обучение в Академии, но от исторического факультета пришлось отказаться в пользу юридического.

Рерих-студент никогда не испытывал тяги к богемной жизни, столь распространенной среди начинающих художников. Не выносил он и сквернословия: густо краснел, едва заслышав «скоромное» слово, за что даже получил прозвище «красная девица». Такое поведение вызывало у однокашников недоверие, что заставляло и без того склонного к уединению Рериха все больше времени проводить в одиночестве.

Несмотря на весьма скромный образ жизни, с поступлением в Академию возросла нужда Николая в деньгах: регулярная покупка холстов, кистей и красок ощутимо била по карману. Не желая просить денег у отца, который так и не смог смириться с тем, что сын столь серьезно относится к живописи, Рерих стал задумываться о заработке. Он не тешил себя надеждой на то, что работы начинающего живописца вызовут ажиотаж у покупателей, и занялся иконописью, сулившей стабильный доход. Кроме того, не забыл он и о литературе: регулярно писал очерки, стихи и аллегорические сказки в журналы. Таким образом он мог продолжать занятия живописью, которые составляли смысл его жизни.

После окончания Академии Рерих отправился учиться в мастерскую Архипа Куинджи, автора «Лунной ночи на Днепре», который в то время уже был известным художником. Позже Рерих не раз отмечал, какое грандиозное влияние оказал на его жизнь седобородый и немногословный Куинджи, и называл его «учителем не только живописи, но и жизни».

Именно благодаря этим урокам Рерих приобрел свою неповторимую манеру письма. Куинджи не отказывался от рисования с натуры, но настаивал, чтобы ученики писали картины по памяти, в течение определенного времени вынашивая в себе образ, продумывая цветовое решение, – точно так же, как это делали русские и византийские иконописцы, буддистские художники, старые итальянские и голландские мастера. Всю оставшуюся жизнь Рерих писал картины именно так, называя их «сочинениями». На картинах то и дело, словно дань детским мечтам, появлялись горы – совершенно неземные: на фоне желтого неба, укрытые сиреневым снегом. Гораздо позже Юрий Гагарин, вернувшись из первого космического полета, скажет: «Необычно, как на полотнах Рериха».

Увлечение археологией тоже не оставляло юношу: летние каникулы молодой Рерих посвящал археологическим раскопкам в окрестностях Петербурга, Псковской или Новгородской губерниях. До сих пор в Государственном Эрмитаже хранится коллекция предметов каменного века, обнаруженных Николаем Рерихом. В местах проведения раскопок художник всегда внимательно расспрашивал местных жителей об обычаях и легендах этого поселения в надежде отыскать заброшенное кладбище или древнее городище.

Именно любовь к археологии и привела Николая Рериха в дом князя Путятина, тоже страстно увлекавшегося раскопками, где художнику суждено было встретить женщину, с которой он счастливо прожил всю свою жизнь.

Елена Ивановна Шапошникова стала для Николая Константиновича женой, музой, спутницей и «другиней». Она часто проводила лето в Бологом, в гостях у княгини Путятиной, которая приходилась ей родной теткой. Там и состоялось ее знакомство с Рерихом, обернувшееся любовью с первого взгляда. Несмотря на протесты родных, считавших, что художник – плохая партия для Елены, молодые люди обвенчались.

В браке у Рерихов с разницей в два года родилось двое сыновей – старший Юрий, ставший впоследствии известным востоковедом, и младший Святослав, который пошел по стопам отца и занялся живописью. Рерихи уделяли большое внимание воспитанию детей, читая им книги, занимаясь с ними иностранными языками и музыкой. Юрий и Святослав росли едва ли не в более творческой атмосфере, чем сам Николай Константинович: вместе с родителями они посещали лучшие спектакли, концерты и выставки, общались с художниками, регулярно приходившими в дом.

Елена Рерих поддерживала все начинания мужа: в 1903–1904 годах они посетили 40 русских городов в поисках истоков национальной истории и культуры, она сопровождала его во всех археологических экспедициях, собирала семейную коллекцию предметов искусства, помогала проводить спиритические опыты и сеансы автоматического письма.

Рерихи много путешествовали: в 1916 году семье пришлось уехать в Финляндию в связи с тяжелой болезнью легких Николая Константиновича, через три года состоялся переезд в Англию, затем – в Америку… На индийскую же землю художник впервые ступил в 1923 году. Его Гималайская серия, насчитывающая больше двух тысяч полотен, стала самой известной и грандиозной – ее Рерих писал с этого самого момента и до конца своей жизни.

В Индии семейство провело почти четверть века, и об этом этапе их жизни написаны десятки, если не сотни, книг и статей. Да и вообще, говоря о Рерихе, почему-то принято подразумевать духовные учения и экспедиции в поисках Шамбалы, а не старую усадьбу под Гатчиной и не аудитории Академии художеств. Хотя кто знает, что было бы, не будь в жизни столь необыкновенного человека, как Рерих, которого поклонники называют то «Посланником Вознесенных Владык», то «Воином Света», таких простых и совершенно обыкновенных вещей.

Личность

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK