Анна
я могу двигать собой
Успех - это не конец, и неудача несмертельна, важно только мужество, чтобы двигаться вперед
Анна Шумицкая
Все записи
текст
На все готовенькое
"MM" № 10\121 2015, с.30

Если работоспособный человек не зарабатывает, а живет на иждивении государства, общество воспринимает его не иначе как социального паразита. И если кому-то одному удается особо преуспеть в получении пособий, не имея на то серьезных оснований, это может бросить тень на всех тех, кто действительно нуждается в материальной поддержке. В результате рождаются мифы, с помощью которых можно успешно манипулировать общественным сознанием.

 

Термин «социальный паразитизм» вызывает стойкие ассоциации с риторикой советских времен. В то время люди, не занимающиеся физическим трудом, считались работающими как бы не всерьез, а отсутствие у гражданина постоянного места работы на любом предприятии и вовсе было уголовным преступлением. По статье за тунеядство были осуждены десятки тысяч людей, в том числе поэт Иосиф Бродский в 1964 году, просто за то, что писал стихи, а не трудился по своей специальности – фрезеровщиком. С концом Советского Союза отношение к людской занятости изменилось, такое явление, как безработица, было признано законодательно, а к социальным паразитам стали причислять скорее тех, кто сознательно злоупотребляет государственной поддержкой. Именно такое понимание характерно не только для современной России, но и для всех других стран с развитой системой социальной поддержки.

 

Конечно, в России социальный паразит такого рода вряд ли может рассчитывать на безбедное существование – для этого у нас слишком малы государственные пособия. Так, 500 рублей в месяц, выплачиваемые в качестве пособия одинокой матери, мало что изменят в ее бюджете. То же самое можно сказать о 800 рублей в месяц на человека в качестве помощи малоимущим семьям. И даже пособие по безработице, которое составляет от 850 до 4900 рублей в месяц, вряд ли позволит человеку хотя бы выжить без посторонней помощи.

 

В богатых государствах Европы жить не трудясь гораздо легче. В Дании можно не работать в течение двух лет и получать материальную помощь в размере до 90 % от предыдущей заработной платы, хотя и не больше 513 евро в неделю. В Голландии возможно уйти на поиски себя аж на целых три года и получать 75 % от последней зарплаты. Одно из самых щедрых пособий по безработице предлагает Германия, которая заботится о том, чтобы ее граждане по возможности никогда не выпадали за черту крайней бедности. В первый год государство выплачивает безработным немцам 60 % от предыдущей зарплаты, или 67 %, если в семье есть дети. Но даже если спустя год человек так и не смог найти подходящее место работы, его переводят на пособие по безработице второго типа, которое он может получать десятилетиями. В этом случае ему выплачивается 399 евро в месяц. Само по себе это не очень много, примерно в два раза меньше средней заработной платы в стране. Однако помимо денег на общие расходы государство также платит за аренду жилья, включая отопление, и за медицинское обслуживание, а детям дает возможность получить образование. На таких условиях действительно можно прожить не один год, особенно если жизненные запросы не очень высоки.

 

В европейских странах помимо пособий по безработице существует много других категорий социальных выплат. Суммируя их, безработные люди могут жить не намного хуже или даже лучше тех, кто трудится на низкооплачиваемых работах. Такая щедрая забота о гражданах, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, может не только лечь тяжким бременем на экономику страны, но и лишить людей стимула работать. Это наглядно демонстрируют результаты исследования американского института CATO. Экономисты изучили, на какую социальную поддержку может рассчитывать гипотетическая мать с двумя детьми в 23 ведущих европейских странах. Оказалось, что в девяти государствах она может жить на субсидии более чем €15 тысяч в год. В пяти странах – около €20 тысяч в год (в Австрии, Финляндии, Ирландии, Нидерландах и Великобритании). Самой же щедрой оказалась Дания, живя в которой, такая женщина могла бы получать €31,7 тысяч в год. Это не просто теоретические выкладки – люди, полностью отказавшиеся от работы, действительно существуют. Пару лет назад мировые СМИ облетело интервью с 36-летней жительницей Дании, одинокой матери двоих детей, которая с удовольствием рассказывала, как ей удается жить на пособия в €2,7 тысяч в месяц и не работать с 16 лет.

 


Высокие социальные выплаты не только ложатся тяжелым бременем на плечи налогоплательщиков, но и могут превратиться в ловушку для их получателей. В странах с высокими налогами на доходы, дорогими медицинскими страховками, образованием и другими обязательными тратами, включая, к примеру, расходы на транспорт, цена возвращения к работе может оказаться слишком большой. Малообразованный человек, который способен устроиться только на низкооплачиваемую работу или найти место с неполной занятостью, может обнаружить, что жизнь на субсидии даст ему больше реального дохода, чем работа, и при этом он сохранит уйму свободного времени. Человек может попасть в зависимость от социальной помощи и на более высоком уровне, когда он работает, но продолжает получать пособия как малоимущий. Он и рад бы перейти на более высокооплачиваемую работу, но тогда ему откажут в выплате пособий и лишат налоговых льгот, что в итоге лишь снизит его уровень жизни.

 

В Великобритании уже много лет пытаются найти действенный способ, как помочь людям выбраться из этих ловушек. 15 лет назад премьер-министр Гордон Браун ввел систему, согласно которой люди, работающие не менее 16 часов в неделю, получали скидку на налоги и помощь в оплате яслей для ребенка. Для людей это был шанс выйти на работу и действительно улучшить условия жизни, что дало резкий рост занятости малоимущих, особенно матерей-одиночек. Однако эта система не смогла стать панацеей. Когда Гордон Браун вносил инициативу, он рассчитывал, что она обойдется казне всего в несколько миллиардов фунтов дополнительных расходов в год. Сначала так и было, но прошли годы, и расходы на предоставление налоговых льгот выросли до £30 млрд. Правительство Великобритании посчитало это слишком большой суммой и, в итоге, в 2014 году начало урезать пособия для частично занятого населения, несмотря на опасность вновь спровоцировать рост отказа от работы в пользу социальных выплат.

 


Еще одна опасность в предоставлении щедрых пособий заключается в том, что они привлекают людей из менее благополучных стран. Безработные граждане могут отправляться в другое государство исключительно с целью получения социальной помощи. Это явление даже имеет специальный термин – туризм за пособиями. В Европе, где действует фундаментальное право свободного перемещения граждан ЕС по территории Союза, эта проблема встала особо остро. Первый случай в Европе, когда мигранту из одной страны ЕС отказали в пособии в другой стране ЕС, произошел совсем недавно – в ноябре прошлого года, когда гражданка Румынии, живущая в Германии, попыталась получить пособие по безработице, не проработав в стране и дня. Получив отказ, женщина обратилась в Европейский суд, но проиграла дело. Тем самым был создан прецедент, с воодушевлением принятый лидерами таких стран, как Германия, Великобритания, Дания, которые привлекают больше всего мигрантов-охотников за пособиями.

 

Борьба с неконтролируемой миграцией и туризмом за пособиями вот уже несколько лет является одним из главных лейтмотивов для политических речей британского премьер-министра Дэвида Кэмерона. Он заявляет, что мигранты обязаны получать приглашение на работу, прежде чем переезжать в Великобританию, что необходимо разрешить им претендовать на социальные пособия лишь после нескольких лет жизни в стране на законных основаниях и что нужно запретить эмигрантам пересылать пособия детям, живущим за пределами страны. Впрочем, судить о серьезности ситуации по его громокипящим речам было бы неразумно. Европейская комиссия в течение трех лет просила британское правительство предоставить доказательства существования туризма за пособиями в стране. В итоге в 2013 году эти данные были собраны, однако цифры показали, что Великобритания не выбивается из общеевропейской статистики, согласно которой в большинстве стран Союза среди людей, обращающихся за пособием, доля мигрантов из других стран ЕС не превышает 5 %. По официальным данным британского Департамента труда и пенсии, в ноябре прошлого года пособие по безработице получили 5,3 млн человек, из которых 4,9 млн были британцами, всего 131 тыс. – выходцы из ЕС, и 264 тыс. – мигранты из других стран.

 

Что касается мигрантов из других стран, то они обычно не имеют прав на получение социальных пособий в силу своего миграционного статуса. При этом они вынуждены платить налоги, как и все местные жители. Это справедливо и для Европы, и для США. В Америке, например, ненатурализованные иммигранты платят налог каждый раз, когда покупают себе что-то в магазине, заправляют машину бензином, приобретают или снимают жилье. По оценке американского Агентства социального обеспечения, в 2013 году иммигранты уплатили в бюджет страны $13 млрд налогов, из которых гражданам США оплачивались те социальные пособия, на которые мигранты не могут претендовать даже теоретически.

 

В любой стране мира социальный паразитизм в чистом виде встречается все же довольно редко. В основном за счет пособий живут те, кто по какой-то причине не смог найти себе достойное применение в современном обществе. Благо что рост производительности труда позволяет содержать больше таких людей, чем раньше. Остается только надеяться, что для невостребованных трудовых ресурсов в будущем найдутся новые занятия, а не только щедрые пособия по безработице. 

Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK
Яндекс.Метрика