я могу все!
Идти вперед, любить и делать дело (с)
Анна Михалевская
Все записи
текст

Из неудачников в принцы. Краткое пособие

Исследование тенденций современного сетевого фэнтези
Из неудачников в принцы. Краткое пособие
      Что может быть интереснее, чем играть в Бога? Разве что только быть им. И в этом здорово помогает увлечение литературой, писательством и, конечно же, волшебными мирами фэнтези. Там по воле автора герои оказываются в таких местах, которые ни один  нормальный человек даже в кошмарном сне не увидит; ну и по той же воле возвращаются в привычную реальность – со щитом или на щите, не так уж важно. Щит в нашем мире все равно мало применим.  
 О классике фэнтези сказано довольно много. Да что там сказано – она впиталась в нашу жизнь, прочно засев кольцом всевластья на указательном пальце. И, насмотревшись на эпические битвы великих несуществующих народов, мы начали изобретать свои – и битвы, и народы, и кольца. И пошла новая волна современного фэнтези. Из чего же оно состоит? Давайте попробуем разобраться.  
     
Не будем далеко ходить за примерами, оглянемся вокруг и посмотрим, что выкладывают в сеть авторы разной степени известности и мастерства. Как оказалось, «командуют парадом» здесь попаданцы. Любимый сюжетный ход – забросить неудачника из привычного мира куда-нибудь в условную Европу условного Средневековья (и ни разу для разнообразия в первобытные времена к неандертальцам!). Но даже условное Средневековье многим авторам рисовать лень. Там люд ругается вполне по-современному, мыслит современными понятиями и ведет себя тоже узнаваемо современно. Хотя чаще всего поступают еще проще – не привязываются ко времени и месту (даже условному), а придумывают сказку. И казалось бы – хороший шанс воспользоваться фантазией, которой у писателя-фантаста по определению должно быть предостаточно! Но что-то наших писателей сдерживает. И вместо оригинальных волшебных миров в каждом втором (это не преувеличение!) романе мы встречаем обязательный фэнтези-сет: Дар (здесь и далее все понятия с большой буквы, дабы читатель вдруг не проглядел мега-супер-пупер-важную фичу!), Артефакт, Священные Земли, Кристалл, Бог Хаоса, Бог Тьмы, Мир грез, Мироздание, Бездна, Проклятый. Поначалу меня такая стилистическая солидарность удивляла, но, немного подумав, я нашла объяснение. Отбросим самое явное – лень и скудный словарный запас. Единицы – может быть, но повторений слишком много. Здесь авторы намеренно рисуют знакомый антураж. Потому что так привычнее, психологически спокойнее, повторение одного и того же мира дарит внутреннюю уверенность, и таким образом люди снова могут переживать те эмоции, которые испытали, когда сами прочитали книгу, где был сконструирован похожий мир. То есть – это психологическая защита, поиск стабильности в постоянно меняющемся мире. Помните, как дети постоянно просят рассказывать одну и ту же сказку? Знают наизусть, но каждый раз слушают, открыв рот. 
Идем дальше. Сюжет наших попаданческих историй тоже стабилен. Попав в параллельный мир, неудачник занимает место «особы, приближенной к императору», а то и самого «императора». Ну вот ни разу безвестным сапожником не остался. У него обязательно проклевывается Великий Дар, или на худой конец обнаруживаются высокопоставленные родственники. Распространенный ход – потерянный отпрыск королевских кровей. И, конечно же, в том, волшебном мире, у неудачника сходу все начинает получаться, и он становится героем. Ладно бы усилия к этому прилагал, но зачастую превращение в героя происходит просто по факту нахождения в новом мире. И как-то само собой выходит, что в финале наш попаданец оказывается на троне. Чего ж мелочиться? И – тадам! – поворотный момент: теперь-то наделенный полномочиями, он знает, КАК вернуться в свой родной мир. Знает, но уже не хочет. И правда, что он там забыл: надоедливые родственники, нелюбимые женихи и невесты, нерешенные проблемы. Другое дело – всемогущий придуманный мир!.. 
 По большому счету желание попасть в волшебные миры – это нормально. В основе всех сказок лежит один сюжет: герой получает невыполнимое задание и отправляется в волшебный мир, чтобы найти то, что поможет ему это задание решить. Однако замечу: в сказках герои всегда возвращаются в «свою» реальность и всегда в своей реальности достигают определенных целей. Волшебный мир там как средство. А современные попаданцы зависают на середине сценария – в волшебный мир попадают, но возвращаться не хотят. 
 Такие шаблоны отношения к жизни психологически опасны для читателя. Ведь мы ему рассказываем, что реальность – это плохо, там люди несчастны, недооценены, там их не понимают, там страдание и страх. А вот в придуманном мире герой наконец может развернуться и проявить себя. И в голове закладывается модель – не надо пытаться поменять что-то в реальности, когда можно просто сбежать в фантазии. Информация для статистики: из выборки нашелся только один роман с полностью завершенным сюжетом волшебной сказки. Так-то! 
 К вопросу обрывочного сюжета добавляется еще и шаблонная инертность героя – особенно женская фэнтези без конца повторяет сценарий: из Золушки в принцессы за десять дней! Только современные золушки не обладают ни добротой, ни трудолюбием, ни отзывчивостью героини сказки, принц им положен априори. А лучше – несколько запасных, если с одним что-нибудь случится. Разное бывает: в аварию попадет, партнеры по бизнесу подставят, что ж принцессе потом с неудачником мучиться? 
 Резюмируя эти тенденции, задаешься вопросом: что сломало мудрый сказочный сценарий? Почему мы сейчас довольствуемся его обрывками? И почему именно эти обрывки так популярны? Отражение всеобщей фрагментарности сознания? Дурной вкус, привитый обилием низкопробной литературы? Патологическое желание жить легко, не замечая, что это чертовски сложно – закон сохранения энергии никто не отменял, и, не отдавая своих активных усилий, человек отдает что-то другое. Может быть, душу… 
 С другой стороны, литература и писательство – это всегда встреча с собой и попытка что-то изменить в себе хотя бы на уровне нового сценария. Все эти счастливые превращения в принцесс – что это как ни мечты и надежды? Но тут надо помнить, что никакие перемены невозможны без встречи с Тенью. Поэтому и сказки, и учебники по писательскому мастерству говорят одно и то же: не жалейте своих героев, заставляйте их смотреть в лицо страху, работать, ставьте перед ними сложные проблемы, учите их отдавать, принимать, любить. В конце концов для себя стараетесь. Возможно, совершенствуясь в литературе, вы что-то поменяете в реальности. Ведь хорошие книги всегда честно отражают жизнь.
Тем не менее нашлись и оригинальные романы с продуманным миром (даже картами!), интересным сюжетом, яркими героями, написанные хорошим языком! Среди них тоже прослеживается одна интересная тенденция – по сюжету фэнтезийный мир оказывается ответвлением (закрытым экспериментом) технократического общества. Желание объяснить волшебство наукой можно рассматривать как потребность в рационализации (одна из психологических защит по Фрейду), но также как и возможность взглянуть на жизнь под разными углами зрения. Какую трактовку выберете – ваше дело!
Анализ был проведен по работам романного конкурса «Фэнтези-2017»:
Статья вошла в 16-й номер журнала портала Мастерской писателей:

Общество

Машины и Механизмы
Всего 8 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Ева Корчагина
    14:43   /  07 сентября 2017
    развернуть
    Ева Корчагина
    Сложно придумать новый сюжет. Считается, что есть всего тридцать шесть драматических ситуаций. Так что тут особо не разбежишься. 
    А вообще разве может книга навредить человеку? Она либо приносит пользу, либо вообще не оставляет никакого отпечатка.  Фэнтези - это в каком-то смысле попытка скрыться от реальности. Но, так наверное любая интересная книга работает. Ты читаешь - ты расслабляешься, мозг переключается, отдыхает от умственного и эмоционального напряжения. Как правило, человек, желающий убежать от своих проблем, выбирает другой путь. И это не книга. 
    А вот по поводу неоригинальности... Найти что-то действительно захватывающее очень сложно. Казалось бы, фэнтези - это ж вообще супер коктейль из фантазии и драйва. Но, к сожалению, не всех писателей волнует уникальность и необычный сюжет. И лучше они выпустят много однообразных романов, и наверное больше заработают на этом, чем плодотворно и долго поработают над одной какой-то хорошей идеей. А может им просто не дано последнее. 
    • Анна Михалевская
      18:28   /  07 сентября 2017
      развернуть
      Ева, спасибо, что откликнулись! 

      Новый сюжет вообще невозможно придумать, как и идею, как и героев. Тем не менее есть книги, которые завораживают, пусть даже там говорится об избитых истинах. Почему? А потому что автор пропускает эту старую истину через свой опыт, свое понимание, свое мировосприятие, свои эмоции - и вот это преломление дает новизну и притягательность, ведь каждый человек уникален. К сожалению, штампы на то и штампы, что они идут не от "я пережил, я хочу поделиться", а "я хочу получить то, что считается крутым". 

      Да, я считаю литература может влиять на людей. Кто-то в ней ищет ответы на волнующие вопросы. А даже если читать ради развлечения, все равно в голове откладываются ценности, которые диктует книга. Истории - очень древний способ программирования сознания)  
  • Полина Агеева
    18:01   /  07 сентября 2017
    развернуть
    Полина Агеева
    В этом плане меня всегда Толкин поражал. Придумать целый мир со своим собственным языком - это круто.
  • Камилла Андреева
    18:09   /  07 сентября 2017
    развернуть
    Камилла Андреева
    А я не люблю Фэнтези! И читаю много, и часто обсуждаем прочитанное, но с этим жанром не удалось подружиться. Как и со сказками)

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK