Анна
я могу все!
Идти вперед, любить и делать дело (с)
Анна Михалевская
Все записи
текст

Из неудачников в принцы. Краткое пособие

Исследование тенденций современного сетевого фэнтези
Из неудачников в принцы. Краткое пособие
        Что может быть интереснее, чем играть в Бога? Разве что только быть им. И в этом здорово помогает увлечение литературой, писательством и, конечно же, волшебными мирами фэнтези. Там по воле автора герои оказываются в таких местах, которые ни один  нормальный человек даже в кошмарном сне не увидит; ну и по той же воле возвращаются в привычную реальность – со щитом или на щите, не так уж важно. Щит в нашем мире все равно мало применим.  

 О классике фэнтези сказано довольно много. Да что там сказано – она впиталась в нашу жизнь, прочно засев кольцом всевластья на указательном пальце. И, насмотревшись на эпические битвы великих несуществующих народов, мы начали изобретать свои – и битвы, и народы, и кольца. И пошла новая волна современного фэнтези. Из чего же оно состоит? Давайте попробуем разобраться.  

      Не будем далеко ходить за примерами, оглянемся вокруг и посмотрим, что выкладывают в сеть авторы разной степени известности и мастерства. Как оказалось, «командуют парадом» здесь попаданцы. Любимый сюжетный ход – забросить неудачника из привычного мира куда-нибудь в условную Европу условного Средневековья (и ни разу для разнообразия в первобытные времена к неандертальцам!). Но даже условное Средневековье многим авторам рисовать лень. Там люд ругается вполне по-современному, мыслит современными понятиями и ведет себя тоже узнаваемо современно. Хотя чаще всего поступают еще проще – не привязываются ко времени и месту (даже условному), а придумывают сказку. И казалось бы – хороший шанс воспользоваться фантазией, которой у писателя-фантаста по определению должно быть предостаточно! Но что-то наших писателей сдерживает. И вместо оригинальных волшебных миров в каждом втором (это не преувеличение!) романе мы встречаем обязательный фэнтези-сет: Дар (здесь и далее все понятия с большой буквы, дабы читатель вдруг не проглядел мега-супер-пупер-важную фичу!), Артефакт, Священные Земли, Кристалл, Бог Хаоса, Бог Тьмы, Мир грез, Мироздание, Бездна, Проклятый. Поначалу меня такая стилистическая солидарность удивляла, но, немного подумав, я нашла объяснение. Отбросим самое явное – лень и скудный словарный запас. Единицы – может быть, но повторений слишком много. Здесь авторы намеренно рисуют знакомый антураж. Потому что так привычнее, психологически спокойнее, повторение одного и того же мира дарит внутреннюю уверенность, и таким образом люди снова могут переживать те эмоции, которые испытали, когда сами прочитали книгу, где был сконструирован похожий мир. То есть – это психологическая защита, поиск стабильности в постоянно меняющемся мире. Помните, как дети постоянно просят рассказывать одну и ту же сказку? Знают наизусть, но каждый раз слушают, открыв рот. 

Идем дальше. Сюжет наших попаданческих историй тоже стабилен. Попав в параллельный мир, неудачник занимает место «особы, приближенной к императору», а то и самого «императора». Ну вот ни разу безвестным сапожником не остался. У него обязательно проклевывается Великий Дар, или на худой конец обнаруживаются высокопоставленные родственники. Распространенный ход – потерянный отпрыск королевских кровей. И, конечно же, в том, волшебном мире, у неудачника сходу все начинает получаться, и он становится героем. Ладно бы усилия к этому прилагал, но зачастую превращение в героя происходит просто по факту нахождения в новом мире. И как-то само собой выходит, что в финале наш попаданец оказывается на троне. Чего ж мелочиться? И – тадам! – поворотный момент: теперь-то наделенный полномочиями, он знает, КАК вернуться в свой родной мир. Знает, но уже не хочет. И правда, что он там забыл: надоедливые родственники, нелюбимые женихи и невесты, нерешенные проблемы. Другое дело – всемогущий придуманный мир!.. 

 По большому счету желание попасть в волшебные миры – это нормально. В основе всех сказок лежит один сюжет: герой получает невыполнимое задание и отправляется в волшебный мир, чтобы найти то, что поможет ему это задание решить. Однако замечу: в сказках герои всегда возвращаются в «свою» реальность и всегда в своей реальности достигают определенных целей. Волшебный мир там как средство. А современные попаданцы зависают на середине сценария – в волшебный мир попадают, но возвращаться не хотят. 

 Такие шаблоны отношения к жизни психологически опасны для читателя. Ведь мы ему рассказываем, что реальность – это плохо, там люди несчастны, недооценены, там их не понимают, там страдание и страх. А вот в придуманном мире герой наконец может развернуться и проявить себя. И в голове закладывается модель – не надо пытаться поменять что-то в реальности, когда можно просто сбежать в фантазии. Информация для статистики: из выборки нашелся только один роман с полностью завершенным сюжетом волшебной сказки. Так-то! 

 К вопросу обрывочного сюжета добавляется еще и шаблонная инертность героя – особенно женская фэнтези без конца повторяет сценарий: из Золушки в принцессы за десять дней! Только современные золушки не обладают ни добротой, ни трудолюбием, ни отзывчивостью героини сказки, принц им положен априори. А лучше – несколько запасных, если с одним что-нибудь случится. Разное бывает: в аварию попадет, партнеры по бизнесу подставят, что ж принцессе потом с неудачником мучиться? 

 Резюмируя эти тенденции, задаешься вопросом: что сломало мудрый сказочный сценарий? Почему мы сейчас довольствуемся его обрывками? И почему именно эти обрывки так популярны? Отражение всеобщей фрагментарности сознания? Дурной вкус, привитый обилием низкопробной литературы? Патологическое желание жить легко, не замечая, что это чертовски сложно – закон сохранения энергии никто не отменял, и, не отдавая своих активных усилий, человек отдает что-то другое. Может быть, душу… 

 С другой стороны, литература и писательство – это всегда встреча с собой и попытка что-то изменить в себе хотя бы на уровне нового сценария. Все эти счастливые превращения в принцесс – что это как ни мечты и надежды? Но тут надо помнить, что никакие перемены невозможны без встречи с Тенью. Поэтому и сказки, и учебники по писательскому мастерству говорят одно и то же: не жалейте своих героев, заставляйте их смотреть в лицо страху, работать, ставьте перед ними сложные проблемы, учите их отдавать, принимать, любить. В конце концов для себя стараетесь. Возможно, совершенствуясь в литературе, вы что-то поменяете в реальности. Ведь хорошие книги всегда честно отражают жизнь.  

Тем не менее нашлись и оригинальные романы с продуманным миром (даже картами!), интересным сюжетом, яркими героями, написанные хорошим языком! Среди них тоже прослеживается одна интересная тенденция – по сюжету фэнтезийный мир оказывается ответвлением (закрытым экспериментом) технократического общества. Желание объяснить волшебство наукой можно рассматривать как потребность в рационализации (одна из психологических защит по Фрейду), но также как и возможность взглянуть на жизнь под разными углами зрения. Какую трактовку выберете – ваше дело!    

Анализ был проведен по работам романного конкурса «Фэнтези-2017»:




Статья вошла в 16-й номер журнала портала Мастерской писателей:



Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Рекомендуемые

Новости партнеров

Всего 8 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Ева Корчагина
    14:43   /  07 сентября 2017
    развернуть
    Ева Корчагина
    Сложно придумать новый сюжет. Считается, что есть всего тридцать шесть драматических ситуаций. Так что тут особо не разбежишься. 
    А вообще разве может книга навредить человеку? Она либо приносит пользу, либо вообще не оставляет никакого отпечатка.  Фэнтези - это в каком-то смысле попытка скрыться от реальности. Но, так наверное любая интересная книга работает. Ты читаешь - ты расслабляешься, мозг переключается, отдыхает от умственного и эмоционального напряжения. Как правило, человек, желающий убежать от своих проблем, выбирает другой путь. И это не книга. 
    А вот по поводу неоригинальности... Найти что-то действительно захватывающее очень сложно. Казалось бы, фэнтези - это ж вообще супер коктейль из фантазии и драйва. Но, к сожалению, не всех писателей волнует уникальность и необычный сюжет. И лучше они выпустят много однообразных романов, и наверное больше заработают на этом, чем плодотворно и долго поработают над одной какой-то хорошей идеей. А может им просто не дано последнее. 
    • Анна Михалевская
      18:28   /  07 сентября 2017
      развернуть
      Анна Михалевская
      Ева, спасибо, что откликнулись! 

      Новый сюжет вообще невозможно придумать, как и идею, как и героев. Тем не менее есть книги, которые завораживают, пусть даже там говорится об избитых истинах. Почему? А потому что автор пропускает эту старую истину через свой опыт, свое понимание, свое мировосприятие, свои эмоции - и вот это преломление дает новизну и притягательность, ведь каждый человек уникален. К сожалению, штампы на то и штампы, что они идут не от "я пережил, я хочу поделиться", а "я хочу получить то, что считается крутым". 

      Да, я считаю литература может влиять на людей. Кто-то в ней ищет ответы на волнующие вопросы. А даже если читать ради развлечения, все равно в голове откладываются ценности, которые диктует книга. Истории - очень древний способ программирования сознания)  
  • Полина Агеева
    18:01   /  07 сентября 2017
    развернуть
    Полина Агеева
    В этом плане меня всегда Толкин поражал. Придумать целый мир со своим собственным языком - это круто.
  • Камилла Андреева
    18:09   /  07 сентября 2017
    развернуть
    Камилла Андреева
    А я не люблю Фэнтези! И читаю много, и часто обсуждаем прочитанное, но с этим жанром не удалось подружиться. Как и со сказками)

    • Анна Михалевская
      18:33   /  07 сентября 2017
      развернуть
      Анна Михалевская
      Что ж, имеете право не любить)) 
      Плохо написанное фэнтези меня тоже раздражает. А я, пожалуй, всеядна, лишь бы книга хорошая была! 
      • Камилла Андреева
        17:30   /  08 сентября 2017
        развернуть
        Камилла Андреева
        Я тоже читаю все. Правда, до сих пор люблю бумажные книги, и все время их покупаю. Бывает, что-то не понравится, все равно дочитываю. Электронную книгу пробовала читать - не мое, так и таскаю за собой в поездки 3-4 книги))
        • Анна Михалевская
          10:46   /  11 сентября 2017
          развернуть
          Анна Михалевская
          Вы герой! У меня не хватает терпения дочитывать то, что не нравится. Хотя иногда возвращаюсь через несколько лет - на вторую/пятую/десятую попытку))
          Я к электронной книге привыкла. Не всегда можно купить в бумажном варианте, что хочется, надо ждать. А так - заплатил, скачал и книга уже с тобой! Но ощущения от бумажной книги это все равно не заменит. Я до сих пор помню на ощупь обложку от "Трех мушкетеров", запах старых томов ЖЗЛ, ощущаю тяжесть словаря Мюллера на коленях)  
Мотовыставка IMIS
Петросити
Поэма здоровья
Биосфера
Бесконтактная примерка обуви
OK OK OK OK OK OK OK