я могу ...да почти всё...
Самая непростительная ошибка – отказ от действий из-за страха ошибиться
Анна Лаптева
Все записи
текст

«Благополучие» на бретельках

"ММ" №7/82 2012, с. 90
«Благополучие» на бретельках
Мужчины считают его самой эротичной и самой загадочной деталью женского гардероба. И дело здесь не только в необычном внешнем виде, но и в сложности конструкции – одна застежка чего стоит! Оснащенная всевозможными крючками, пуговками и замочками, она заставила понервничать не одного героя-любовника… Догадались, о чем пойдет речь? Уверена, что да. Итак – Его Величество Бюстгальтер.

С таким пафосом говорить об этом удивительном изобретении прекрасной половины человечества позволяют два обстоятельства. Во-первых, бюстгальтер, в его современном понимании, был создан уже более ста лет назад и за свою длинную жизнь успел подарить представителям обоих полов гамму самых разнообразных переживаний, куда вошли и чувственные фантазии, и восхищенное созерцание красоты, и попытки оценить увиденное в математических категориях (какой она носит, четвертый или пятый?), и раздражение в примерочной, и ощущение дискомфорта (опять лямочка натирает!). Во-вторых, бюстгальтер не просто прожил век, отметив недавно столетний юбилей, он свой век практически отжил. Сегодня конструкторы белья все увереннее заявляют, что совсем скоро прекрасные модницы перестанут облачаться в нечто кружевное, шелковое или полупрозрачное на бретельках для того, чтобы усладить взоры своих поклонников. И причины на то, безусловно, есть. Однако давайте обо всем по порядку.


Доподлинно известно, что женщины начали заботиться о собственной привлекательности и удобстве в одежде не сто лет назад, а значительно раньше. Историки не берутся утверждать, что это произошло практически сразу после появления Homo erectus, человека прямоходящего, а точнее, его подруги, которая вдруг обнаружила, что сила земного притяжения теперь как-то иначе действует на все ее органы. Но, в любом случае, женщины Древней Эллады, с большим вниманием относившиеся к прекрасному и телесному, вовсю носили специальные повязки для поддержки груди, называемые мастодетоном или аподесмосом. Сначала это были просто полоски ткани, которые подвязывали под грудью, чтобы та казалась выше и эффектнее смотрелась под складками одежды. Позже появились и более сложные кожаные конструкции со шнуровками.

Средневековье, диктовавшее европейцам «укрощение плоти», имело иные взгляды на красоту. За чрезмерную привлекательность можно было и на костер угодить. Мода потребовала от женщин спрятать «чувственность» от посторонних глаз и не появляться в публичных местах без сдавливающих грудь корсетов. Конструкцию этого предмета одежды модельеры прошлого позаимствовали из арсенала мужского боевого облачения. Так в женском белье нашлось место металлическим пластинам и жестким шнуровкам.
Корсет эпохи Ренессанса позволил женской груди практически обнажиться, но комфортнее жизнь молодых модниц от этого не стала. По обе стороны Атлантики они продолжали утягиваться ради приличий, иногда до обморочного состояния, аж до второй половины XIX века.

Как ни странно, но переворотом в области нижнего белья современные женщины обязаны Великой Французской революции (1789–1794), давшей значительный толчок свободомыслию. Именно тогда огромную популярность получили феминистские идеи. Борьба женщин за равноправие с мужчинами, женские клубы, движение везувианок, заявлявших, что борьба за права кипит в них, подобно лаве, медленно, но верно вели француженок к баррикадам Парижской Коммуны. Олицетворением этих перемен в обществе стала Луиза Мишель (Louise Michel) – Красная дева Монмартра, Жанна д’Арк своего времени. Вы спросите, не слишком ли далеко мы удалились от темы? Вовсе нет!
Изобретательницей бюстгальтера стала одна из подруг знаменитой коммунарки и феминистки – Эрмини Кадолль (Herminie Сadolle). Как это часто бывает, узы дружбы соединили совершенно не похожих друг на друга людей. Для поэтессы и учительницы Луизы, жившей очень скромно, борьба за равенство с мужчинами выражалась в праве облачиться в мундир и стоически переносить тяготы войны. В голове Эрмини, чей отец был успешным буржуа, лозунги о свободе и равенстве вырисовывались во вполне практические решения: женщина имеет полное право вести дела и носить то, в чем ей будет по-настоящему удобно.


Подавление Парижской Коммуны, в результате которого Луиза оказалась в тюрьме, а затем и на каторге, настолько потрясло двадцатипятилетнюю Эрмини, что она приняла решение пересечь океан и поселиться в Аргентине. Врожденная деловая хватка помогла ей начать собственное дело – она открыла магазин по продаже нижнего белья. И не прогадала – французский шик произвел в Новом Свете настоящую сенсацию, дела Эрмини быстро пошли в гору.
Быть бизнес-леди – значит постоянно находиться в движении, торопиться на встречи, путешествовать, проводить за работой долгие-долгие часы. К деловой женщине XIX века мир капитала был настроен весьма скептически, к тому же спешить и падать с ног от усталости, в отличие от наших преуспевающих современниц, ей приходилось в тесном корсете…

Таким образом, Эрмини Кадолль о «прелестях» корсета знала не понаслышке. Почти два десятилетия работы в области торговли женским бельем и феминистские взгляды не пропали даром – когда в 1889 году госпожа Кадолль вновь ступила на землю Франции, ей было чем порадовать соотечественниц. Новый магазин, который она открыла на улице Шоссе-д’Антен (Rue du Chasse-d'Antin), предложил парижанкам то, чего они ждали на протяжении нескольких веков – альтернативу тесному корсету. Свое изобретение Эрмини запатентовала и назвала le bien-etre – благополучие. Облачившаяся в него женщина ощущала потрясающий комфорт – «благополучие» не стесняло движений и не пережимало корпус. Верхняя часть корсета начала свое автономное существование. «Чашечки» этого сооружения поддерживали две сатиновые ленты, а сзади вся конструкция прикреплялась к корсету.
Революционное изобретение было презентовано широкой аудитории на парижской Всемирной выставке 1889 года. Мир узнал имя Эрмини Кадолль, превратившееся со временем в знаменитую торговую марку, работать под которой на протяжении всего ХХ столетия будут женщины с этой звучной фамилией. 
Сегодня в салон белья «Кадолль» приходят клиенты, желающие получить что-то совершенно уникальное, сшитое по индивидуальном заказу и идеально подогнанное по фигуре. В год из-под иглы бельевых кутюрье с мировым именем выходит не более 400 эксклюзивных моделей. 

Для тех же покупательниц, которые не собираются баловать свое тело баснословно дорогим эксклюзивом, существуют бюстгальтеры, изготовленные промышленным способом. В начале XX века массовый выпуск бюстгальтеров начала американская компания «Уорнер» (Warner), которая купила патент на изобретение у… нет, вовсе не у Эрмини. Серийному производству нужна была более дешевая и простая модель. В 1914 году патент на подобное изобретение был выдан в США предприимчивой жительнице Нью-Йорка Мэри Фелпс Джейкоб (Mary Phelps Jacob). Документ гласил, что она является изобретателем backless brassiere – «лифа без спинки». Модель сильно отличалась от того, что придумала Эрмини – не имела соблазнительных чашечек, но проще подгонялась под любые женские габариты. Фирменный штрих Кадолль – индивидуальный подход к фигуре, – таким образом, здесь совершенно не требовался. Уйти от эксклюзивной подгонки белья позже помогла также Ида Розенталь, придумав в 30-е годы бюстгальтеры с чашечками конкретного размера от A до D и удобными эластичными бретельками.


Лучшим изобретением XX века в индустрии женской моды считается бюстгальтер «пуш-ап» (push up). Дословно название можно перевести как «вперед и вверх». Он действительно приподнимает грудь и чуть выдвигает ее вперед, зрительно увеличивая. Эффект достигается особой формой чашечек и наличием в них специальных поролоновых или гелевых подкладок.
Еще один наш современник из семьи бюстгальтеров носит какое-то «авиационное» имя – «эйр бра» (air bra дословно с англ. – воздушный бюстгальтер), он же «инвизибл бра» (invisible bra дословно с анг. – невидимый бюстгальтер). «Невидимый» начисто лишен всего ненужного – состоит из двух силиконовых накладок на грудь, иногда снабжен такими же незаметными бретелями. Необходим он своей хозяйке для платьев с открытой спиной или глубоким декольте.
Современный потребитель, во всем стремящийся к комфорту и новизне, только разжигает фантазию модельеров-конструкторов. Бюстгальтеры в XXI веке оснащаются системой сохранения тепла, для чего предварительно разогреваются в микроволновке, оповещают о нападении, запоминают форму груди, помогают регулировать частоту сердечных сокращений, но…

Постепенно классический бюстгальтер уходит из нашей жизни так же, как это когда-то произошло с корсетом. Новые технологии и новые материалы позволяют женщине облачаться в более комфортное, похожее на вторую кожу бесшовное белье, которое не только поддерживает грудь, но и позволяет телу еще более непринужденно двигаться и дышать. Рано или поздно все эти удобства оттеснят героя моего рассказа на прилавки магазинов белья «для особых случаев». Или произойдет то, во что пока верится с трудом… В Японии компания «Вишрум» (Wishroom), занимающаяся рассылкой товаров почтой, поделилась информаций о взлете популярности на необычный товар. Президент фирмы Масаюки Цучия (Masayuki Tsuchiya) заявил, что у них просто нет отбоя от покупателей бюстгальтеров для мужчин (!).
Производители нижнего белья в Японии потратили семь лет на создание этого шедевра. Носить его предлагается вовсе не толстякам, а стройным мужчинам с объемом груди от 81 до 96 см. Модель можно заказать в белом, розовом и черном цвете. Цена – около 30 долларов. По информации «Вишрум», основные покупатели этого необычного товара – офисные служащие в возрасте 30–40 лет. Нетрадиционная сексуальная ориентация, кстати, здесь вовсе ни при чем. Бюстгальтер для мужчин – мощнейшее средство против стресса. Психологи Страны восходящего солнца выяснили, что представители сильной половины человечества чувствуют себя в бюстгальтерах более спокойно, становятся мягче и уравновешеннее... В довершение следует отметить, что японцы планируют в ближайшее время выйти со своим товаром на внешний рынок. Представляете – пройдет несколько десятилетий, и вполне привычной для европейца станет фраза: «Дорогой, будь мужчиной! И сними уже, наконец, бюстгальтер!»…


***
Слово «бюстгальтер» является трансформированным заимствованием из немецкого языка. Немцы говорят Büstenhalter, от Büste – женская грудь и Halter – держатель. Англичане предпочитают использовать название bra или brassiere; этим же словом они именуют верхнюю часть платья – лиф. Французы называют бюстгальтер soutien-gorge – «поддерживаемый шеей», подчеркивая тем самым, что заботы о поддержке груди берет на себя не корсет, а конструкция, которая носится на верхней части корпуса.

***
Вторую ступень в династии Кадолль заняла, как и полагается, дочь Эрмини – Мария. Именно она стала инициатором переезда магазина с Шоссе-д’Антен на пересечение улиц Сент-Оноре (Saint-Honoré) и Камбон (Cambon) – в своеобразный центр моды Парижа, где был открыт новый бутик.
Падчерица Марии – Маргарита Кадолль уже в 1920 году смогла придать семейному бизнесу более широкий размах – белье для парижанок и модниц со всего света шили 600 мастериц. Среди клиенток Маргариты, для которых модели создавались по индивидуальным заказам, было полно знаменитостей, в том числе герцогиня Виндзорская и Мата Хари.
Вошедшая в дела фирмы в 30-е годы совсем юная Алиса Кадолль, дочь Маргариты, заставила народную молву слагать о своем бизнесе легенды. В 1949 году фирма «Кадолль» завоевала Международный Оскар Моды «Нейман Маркус» (Neiman Marcus) в Далласе, но путь к успеху не был усыпан розами. Например, парижанки рассказывают историю о том, как во времена фашистской оккупации, чтобы свести концы с концами, Алиса, когда ткани совсем не осталось, подобно героине «Унесенных ветром» Скарлетт О’Хара, пустила на пошив продукции снятые с окон своего дома тюль и шторы. Позже ее клиентками были и Бриджит Бардо, и Жанна Моро, и многие другие прекрасные француженки. Именно у Кадолль был сшит «сплющивающий» бюстгальтер для Коко Шанель, придававший своей обладательнице особый «мальчишеский» шарм, и гепьер, стягивающий талию пояс на шнуровке, для Поля Пуаре. Здесь же по сей день шьют нарядное белье для танцовщиц знаменитого на весь мир кабаре «Крэйзи Хорс» (Crazy Horse). У дожившей до глубокой старости Алисы в наши дни дело приняла дочь – Пупи Кадоль. Среди ее клиенток Кэтрин Зета-Джонс, Рита Уилсон.

***
В декабре 2007 года в Китае публике был продемонстрирован бюстгальтер с 2500 бриллиантами общим весом более 100 карат. Цена была назначена соответствующая – 1,35 млн долларов.

Читать журнал "Машины и Механизмы" здесь: //21mm.ru/journal/diary/review/?journal=9106

Журнал

Машины и Механизмы
Всего 1 комментарий
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK