я могу ...да почти всё...
Самая непростительная ошибка – отказ от действий из-за страха ошибиться
Анна Лаптева
Все записи
текст

Как строят станцию метро «Проспект славы» или 40 минут рафинированного андеграунда

Фоторепортаж, проливающий свет на сроки и некоторые подробности завершения строительства станции метро "Проспект славы", а также помогающий понять, почему метростроители такие улыбчивые и солнечные люди.
Как строят станцию метро «Проспект славы» или 40 минут рафинированного андеграунда
Первый раз в жизни я спускаюсь в метро через вентиляционную шахту и на лифте — в металлической люльке с поручнями и дверцами. От полумрака и резко устремившихся куда-то вверх очертаний шахты становится жутковато, но на глубине 45 метров яркий свет тоннеля возвращает мне ощущение комфорта — кругом цивилизация, а рядом — наши улыбчивые и невозмутимые экскурсоводы — специалисты Метростроя. 
 Сюда, в вентиляционный тоннель строящейся станции петербургского метро «Проспект славы» я попала благодаря моим коллегам, решившим в конце прошлого года основать новое профессиональное сообщество — гильдию журналистов, работающих в области строительства, архитектуры и сохранения культурного наследия. «ММ» посвятил архитектуре множество своих публикаций, что, на мой взгляд, дает ему право занять скромное, но вполне заслуженное место в гильдии и участвовать во всех ее интересных проектах. Моя подземная экскурсия — лучшее тому подтверждение. 
Итак, несколькими минутами ранее нашу кампанию нарядили в каски и в два приема на лифте спустили вниз, на дно вентиляционного тоннеля. Контраст эмоций, пережитых мною за это время, иллюстрирует фото. 
Вентиляционный тоннель — полностью служебное сооружение. Когда станция будет достроена, его главной функцией станет пропуск воздуха из шахты к станции, а пока это транспортная артерия, оснащенная рельсами и предназначенная для передвижения необычных машин — электровозов с вагонетками, по виду напоминающих нечто среднее между броневиком и трамваем.    
 Вслед за заместителем начальника участка Алексеем Наумовым и председателем гильдии журналистов Сергеем Ярошецким мы направляемся к основному тоннелю метрополитена, который, в свою очередь, выводит нас к новой станции — «Проспект славы». 
Основной тоннель, предназначенный для движения электричек с пассажирами, вызывает ощущение тревоги. Дают о себе знать десятки просмотренных сцен в боевиках, где герой вынужден спасаться от неминуемо приближающегося поезда… 
Однако Алексей Наумов нас успокаивает, обращая внимание на торчащие из пола металлические дуги. Это опоры для контактного рельса, по которому к поезду подается электричество. Сам рельс закреплен на них лишь частями, а значит, ни одна электричка традиционным способом до нас пока не доберется. 
Работы на станции уже достигли финальной стадии — стены и пол отделывают гранитом и мрамором. Параллельно с «Проспектом славы» идет облицовка на станциях «Дунайская» и «Шушары». Метростроители обещают, что все три станции откроются одновременно в конце текущего года. Могли бы и раньше, но в приоритете сейчас другой строительный объект — станция «Новокрестовская», ее нужно открыть к Чемпионату мира по футболу.    
Практически готовыми выглядят и эскалаторы. «Будьте осторожны, НЕ беритесь за поручни! —вопреки привычным правилам метрополитена предупреждают нас провожатые, — все еще очень пыльное!». 
 Самое интересное метростроители, видимо, нарочно оставили на закуску. Мы вновь спускаемся в тоннель и вдоль рельсов доходим до места, где два и без того грандиозных сооружения — тоннеля диаметром 5,6 метра — сходятся в один огромный — десятиметровый. 
В разговоре с начальником пресс-службы Метростроя Екатериной Гигиньяк я заметила, что независимо от диаметра, тоннели метро похожи на ходы, проделанные в грунте гигантскими насекомыми. Оказалось, это не случайно, поскольку «прогрызает» их машина «Щит», которая двигается по принципу гусеницы. Голова этой «милашки» врезается в породу с помощью ротора с резцами, после чего разрыхленный грунт подается внутрь машины и вывозится из хвостовой части. Освободившееся место позволяет «голове» продвинуться вперед и подтащить за собой «мускулистое тельце», чтобы занять удобное положение для следующего рывка вперед. 
«Щит», пробуривший огромный тоннель шириной десять метров, прибыл в Петербург из Германии, но получил от метростроителей нежное русское имя «Надежда» (фото www.metrostroy-spb.ru).
Специально для того, чтобы опустить семидесятиметровую «Наденьку» под землю, на болотистом пустыре в Шушарах Метрострой вырыл огромный котлован. А подземный путь к станции «Проспект славы» Наденька уже «прогрызла» проделала самостоятельно. По дну проделанного ей тоннеля теперь проложены сразу два пути для электропоездов. Когда станции заработают, пассажиры электричек, идущих в противоположных направлениях, на этом участке смогут видеть друг друга в окно. Похожий участок метро есть в Москве, но там он находится на поверхности, а под землей такое чудо впервые в России построили петербургские метростроители. 
Мы уже вполне освоились под землей, когда наша андеграундная экскурсия завершилась, однако подниматься на поверхность было почему-то особенно приятно. 
В этот момент я подумала о том, что метростроители, наверное, как никто другой, умеют радоваться солнцу)))

1  /  4
Начальник пресс-службы Метростроя Екатерина Гигиньяк - наш экскурсовод
Сияющая огнями станция "Проспект славы", где уже чувствуешь себя комфортно - метро, как метро. А я делаю селфи с председателем гильдии журналистов Сергеем Ярошецким - известным журналистом, редактором, пиарщиком, издателем и по совместительству моему унив
А вот и мое селфи с Сергеем
Гильдия журналистов в состоянии андеграунда)

Личность

Машины и Механизмы
Всего 8 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Камилла Андреева
    17:10   /  15 февраля 2018
    развернуть
    "Наденька" впечатлила. Надо про нее отдельный материал написать.
    • 15:12   /  22 февраля 2018
      развернуть
      Еще интереснее рассматривать историю этих самых "щитов", которая начинается аж с 1810-х годов. Английский инженер Марк Брюнель, вдохновившись корабельным червем, который "прогрызал" себе путь в твердой дубовой щепке, разработал конструкцию самого первого "щита". Позднее, в 1825 году, это изобретение было впервые применено при строительстве тоннеля под Темзой. 
      Важно отметить, что тогда "щит", как и следует из названия, выполнял функцию только временной крепи, защищающей от враждебной подземной среды, тогда как непосредственно разработка грунта велась рабочими вручную. Выглядело это все примерно вот так:
      Ну и пару интересных фактов:
      - в 1814 году, за 11 лет до строительства тоннеля под Темзой, Марк Брюнель предлагал русскому императору Александру I опробовать свежепридуманое устройство и возвести тоннель под Невой. К сожалению, император это предложение отклонил, что в прочем, не слишком расстроило инженера и он опробовал "девайс" уже в Лондоне.
      - Щит, который трудится под Петербургом, не зря зовут Наденькой. Существует интересная традиция, начатая основателем фирмы Lovat Ричардом Ловатом. Он любил давать проходческим щитам женские имена в честь покровительницы горняков Святой Варвары. Традицию подхватили и российские горняки, хотя в остальном мире идею мало поддержали. Компания Herrenknecht, например, настрого запретила российским организациям "менять пол" щитам, которые они приобретают.
  • Игорь Перескоков
    10:43   /  16 февраля 2018
    развернуть
    "Новокрестовская": футбол - двигатель прогресса?

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK