Анфиса
я могу думать
Если ты не решишься на это сегодня, завтра будет таким же, как вчера
Анфиса Родионова
Все записи
текст

Укротить физику

Интервью с Даниилом Павловым – бронзовым призером Азиатской олимпиады для школьников из 25 стран мира.

В мае в столице Вьетнама прошла Азиатская олимпиада – ежегодное состязание по физике среди школьников стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Почти 190 школьников из 25 стран мира боролись за победу. Результат россиян стал лучшим в экспериментальном туре и вторым в общекомандном зачете.

На свой счёт россияне записали восемь наград, и шесть из них – высшего достоинства. Также они завоевали одну бронзу и одно серебро. Это можно считать рекордом для отечественной сборной, которая борется за медали Азиатской олимпиады уже восемь лет.Бронзовым призером стал Даниил Павлов из физико-математического лицея №239. «ММ» пообщался с Даниилом о том, как проходят олимпиады такого уровня и каково учиться в одном из самых престижных школ Санкт-Петербурга.

Это первая международная олимпиада, в которой ты участвовал?

– Я и до этого ездил на международные, например, в Казахстан на Жаутыковскую олимпиаду по математике, физике и информатике. В первый раз взял бронзу, во второй – золото. Выиграл бронзу на международной европейской олимпиаде в Эстонии (EuPhO) в конце 10 класса. Еще была российская экспериментальная олимпиада (IePhO), она считается международной, но там принимало участие буквально три-четыре команды из других стран, а большинство было из России. Я в ней участвовал трижды, выиграл серебро, золото и бронзу.

Любовь к естественным наукам это наследственное?

– Наследственное. У меня бабушка и двое дедушек работают в сфере, так или иначе связанной с наукой. Дедушки работают в области метрологии, а бабушка работала преподавателем в ГУАПе. У мамы инженерное образование.

Давай поговорим об Азиатской олимпиаде. Как проходил отбор?

– Азиатская олимпиада проводится после Всероссийской, которая проходит в несколько этапов. Сначала школьный тур, затем районный, потом региональный, после регионального выбирается сборная региона на Всероссийскую олимпиаду. Из участников в 10 классе отбирается примерно 25 учеников, которые становятся кандидатами в международную сборную. За год количество человек сокращается до 8 – они и едут на Азиатскую олимпиаду.

Как во Вьетнаме олимпиада проходит?

– В первую очередь нас и наставников развозят в разные отели, потому что мы должны быть разделены в процессе олимпиады. Пару дней идет акклиматизация, и по сути мы ничем не заняты. Потом у участников забирают компьютеры и телефоны. На следующий день проходит церемония открытия, где мы последний раз видимся с тренерами. После церемонии тренеры уезжают в свой отель, где переводят и обсуждают условия задач. На следующий день начинается экспериментальный тур, который длится 5 часов.

Как это выглядит?

– Большой актовый зал, там стоят кабинки для каждого. Участникам выдают переведенные условия и много оборудования. Кабинка 3-4 кв. м, в ней парта, стул, лампочка, оборудование. Условия – порядка 30 страниц А4, еще условия на английском и бумага для письма. Места категорически не хватает, поэтому все приходится складывать на пол и брать по необходимости.

– А как проходит теоретический тур?

– Теоретическая часть тоже длится 5 часов. Все выглядит так же, только условия задачи абстрактные и нет оборудования. Предложили 3 задачи, они оценивались разным количеством баллов: 8, 10 и 12. Одна была про то, как колеблется электронная оболочка относительно ядра атома в электрическом поле. Вторая – о том, как построить лифт в космос из нанотрубок. Если объяснять условие простыми словами, то мы просто строим палку из нанотрубки, и она за счет центробежной силы не изламывается, а только растягивается. Нам предлагалось рассчитать свойства такого троса. Третью я даже не читал – не успел.

То есть ты вообще не знаешь, о чем могут быть задачи?

– Да, но сопровождающие тренеры тоже являются частью команды. Перед самой олимпиадой, за день, проводится брифинг, где они с организаторами и другими тренерами обсуждают те задачи, которые предлагаются на олимпиаде. На одну из задач можно наложить вето и заменить на специально для этого заготовленную четвертую. Они получают условие и в ночь перед туром его переводят. Именно поэтому у участников забирают все средства связи на несколько дней.

Ханой посмотреть успели?

– В дни отдыха, между турами и после олимпиады были экскурсии. Нас возили по Ханою, а один раз отвезли в деревушку, где живут мастера гончарного дела, и мы работали на гончарном круге.

Как проходит проверка?

– Проверка идет два дня и проходит она следующим образом. Работы участников сканируют и высылают копии тренерам и судьям. Тренеры и судьи параллельно проверяют работы и выставляют баллы. В нашем случае тренеры консультировались с нами, чтобы лучше понять наши работы и выставить максимально возможный балл. После этого тренеры и судьи сверяют результаты проверки: они договариваются, какие баллы будут присуждены в итоге, тренеры, разумеется, на нашей стороне.

На таком ответственном мероприятии адреналин ощущается?

– Лучше бы ощущался на самом деле. Я был слишком спокойным. Я не почувствовал адреналина и не стал работать быстрее. Мне кажется, это одна из причин, почему я так плохо выступил. Когда долго на олимпиадах, уже слишком к ним привыкаешь.

Есть ощущение, что сделал что-то классное?

– Честно говоря, я немного не доволен своими результатами. Я единственный из команды, кто взял бронзу, все остальные выступили лучше. Но я как бы худший из лучших (смеется).

Что за компания у вас собралась? Чем занимались?

– Я недавно давал комментарий на радио, и там другой участник олимпиады рассказывал, что после того, как у него отобрали мобильный телефон, он внезапно понял, как же много у него свободного времени. Я с этим не согласен, потому что я или спал, или читал книжку (взял с собой Бориса Акунина), или играл в карты с австралийцами. Еще я взял с собой книжку тестов для ЕГЭ по русскому, чтобы готовиться, я же ожидал, что у меня будет много свободного времени. Но я к ним даже не притронулся. Много времени не появляется, даже если ты остаешься без мобильного телефона.

Во что играли, если не секрет? У русских и австралийских школьников, наверное, разные игры?

– Мы играли в австралийские игры, хотя ребята научили австралийцев и одной русской игре. Честно говоря, мне не очень понравились австралийские игры, поскольку их результат сильно зависел от случайности. Не получилось, как в игре «в дурака».

Читала интервью с вашим наставником, он сказал, что научные олимпиады – это настоящий спорт. Ты согласен? Какие есть сходства, какие различия?

– Сходство в том, что нужно постоянно тренироваться, оттачивать технику. Это не совсем наука, потому что в науке менее ограниченное время на выполнение задачи, есть право на ошибку и возможность ее исправить. На олимпиаде же нужно отрабатывать не только знание предмета, но и технику решения задач. То есть мы должны решать задачи с наименьшим количеством ошибок и за наименьшее количество времени. Поэтому это действительно очень похоже на спорт.

Многие считают, что олимпиады и настоящая наука мало связаны между собой. Ты с этим согласен?

– Я могу сказать, что она слабо связана с наукой, особенно когда речь идет о всероссийской олимпиаде. На Азиатской олимпиаде зачастую составляются задачи на основе современных проблем. Описывается открытие, которое раньше не встречалось в подобного рода олимпиадах. Иногда можно встретить задачу на такую тему, с которой ты сталкиваешься впервые.

Ты учишься п президентском лицее №239. Каково это учиться в таком учебном заведении? Наверное, у вас там кузница талантов?

– В 239-м лицее по всем предметам высокие требования, поэтому я далеко не отличник. Однако у меня есть диплом, который дает мне пропуск в любой вуз России, поэтому оценки не так много значат для меня. Достаточно получить аттестат. Как ни странно, в школе у меня «4» по физике, потому что домашние задания я не делаю, в то время как в классе все решаю идеально.

Самый главный педагог в школе по олимпиадной физике – Татьяна Юрьевна Мартемьянова. Она с 5 класса меня курирует и мотивирует участвовать в олимпиадах, идти до конца. Ты не можешь на середине пути сказать: «Все, я больше не хочу». Это одна из причин, почему я продолжал после Всероссийской олимпиады бороться за место в сборной. Я продолжал еще и потому, что было приложено слишком много усилий, чтобы просто так сдаться

В сумме примерно сколько времени ты провел на олимпиадах?

– Легче сказать, сколько времени я провел в школе, – примерно 25%. Все остальное время я либо был на олимпиадах, либо готовился к ним.

Планируешь дальше участвовать в олимпиадах?

– Между школой и университетом – рубеж, который разделяет жизнь на две части, и они очень слабо между собой связаны. Сейчас я съездил на Азиатскую олимпиаду, взял там бронзу. Больше олимпиад такого уровня в моей жизни не предвидится. Я вернулся в лабораторию робототехники в ИТМО, потому что я закончил заниматься физикой. В августе поеду в Китай представлять там проект от ИТМО и, возможно, буду участвовать в олимпиаде мегаполисов в сентябре.

Говорят, что цель AphO выявить талантливых школьников и облегчить им путь в науку. Лично для тебя этот путь каким-то образом упростился? Что тебе дала эта олимпиада в плане твоей будущей научной карьеры?

– Может быть, она не сыграет роли для меня в плане льгот, но в процессе подготовки я приобрел знания и навыки, которые сильно облегчат мне жизнь на первых порах в университете. Она точно имеет вес за границей. В России достаточно выиграть Всероссийскую олимпиаду, и тебя уже возьмут в любой университет, если ты, конечно, получишь аттестат за 11 класс. Сейчас я собираюсь поступать в МФТИ. Какую пользу она мне после принесет? Неизвестно, может быть, она вообще не сыграет никакой роли для меня.

Почему ты выбрал именно МФТИ? Какое направление нравится?

– Все сборы проходят именно там, и я слышал о нем много хорошего. Больше всего хвалят факультет общей и прикладной физики ФОПФ, пока думаю поступать туда.

Текст: Анфиса Родионова, Анна Лаптева.


Всего 0 комментариев
Комментарии
OK OK OK OK OK OK OK