Звездная кисть

«Когда вышел в открытый космос, то ориентировался просто: верх – где Солнце, а низ – где шлюз. Я оттолкнулся от корабля на максимальную длину фала (страховочного троса. – “ММ”) и завис, повернувшись к Солнцу. На губах стало жарко – светофильтра там не было, а Солнце казалось очень горячим, ярким, большим и совершенно неласковым, скорее беспощадным. Корабль им был ярко освещен, можно было разглядеть мельчайшие детали, и он весь переливался в солнечных лучах», – так писал о своем «шаге в пустоту» первый в мире космонавт, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов.

Иллюстрация: Питер Элсон, peterelson.co.uk

Об этом факте, кстати, знают все. А вот о том, что он потом… рисовал все, что видел на орбите, известно немногим. Да еще как рисовал – его картины хранятся в Третьяковской галерее! Рассказываем о них в частности и о космической живописи вообще.


Луна. Океан бурь. Проспект имени Гагарина. 1996 г.» Иллюстрация: Юрий Швец, fandom.ru

Проспект имени Гагарина на Луне

Освоение человеком безвоздушного пространства стало новой эрой не только в науке и технике, но и в живописи. Впрочем, космическое искусство – именно так называют это направление – появилось немного раньше, чем люди отправились за пределы атмосферы, – уже в первой трети прошлого века, в преддверии появления спутников и ракет. Картины по мотивам космической эпохи рисовал, например, советский художник Юрий Швец в 1934 году. Именно он, кстати, работал над декорациями к фильмам о будущем вместе с Константином Циолковским, среди которых: «Космический рейс», «Небо зовет», «Вселенная» или «Дорога к звездам». А еще этот художник считается основоположником научно-фантастической живописи в стране. В 1972 году он нарисовал свое последнее полотно, где представил, как люди будущего осваивают спутник Земли. Оно так и называется: «Луна. Океан бурь. Проспект им. Гагарина. 1996 год».

«Над Черным морем». Иллюстрация: Алексей Леонов, epizodsspace.airbase.ru

Не выходя из дома и выходя в космос

Но самый известный советский художник-фантаст – это, пожалуй, Андрей Соколов. Его отец, Михаил Соколов, был одним из руководителей строительства космодрома Байконур, Останкинской телебашни и автозавода «ВАЗ». Впрочем, сын, кажется, прославился еще больше, чем его отец, – с помощью искусства. Он с детства любил фантастику и после запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году тоже стал первым в мире – только художником, который начал рисовать пейзажи открытого космоса, не выходя из мастерской и не обращаясь к телескопу. А с 1965 года его соавтором стал космонавт Алексей Леонов. Последний, кстати, и сам рисовал картины. Пожалуй, самые известные работы Леонова: «Над Черным морем» (1966 год) и «Утро в космосе». На первом полотне космонавт изобразил себя, вышедшего в безвоздушное пространство на фоне самого теплого моря в России, а второй – сделан по эскизу, нарисованному цветными карандашами на страницах бортжурнала на космическом корабле «Восход-2» в 1965 году. На нем космонавт запечатлел момент восхода Солнца над Землей. Одна же из самых известных совместных картин Леонова и Соколова – «“Союз”–“Аполлон”». Она была написана в 1975 году.


«Вид на Сатурн с Титана» Иллюстрация: Чесли Боунстелл, bonestell.org

Космическая Мона Лиза

Космос рисовали не только в СССР – на Западе были свои художники-футуристы. Один из них – американец Чесли Боунстелл. Именно его работы повлияли на европейское научно-фантастическое изобразительное искусство (он стоял у его истоков) и среди прочего вдохновили космическую программу США. Первое полотно Боунстелла посвящено Сатурну, который он изобразил в далеком 1905 году, – после того, как увидел «окольцованную» планету в телескоп. Увы, через год картина погибла в пожаре. Но художника это не остановило – его полотна стали представлять на выставках, а позже Боунстелл работал над проектами фасадов известных зданий и в качестве иллюстратора спецэффектов к фильмам. Но уже в 1940-х годах он объединил свою страсть к астрономии и талант живописца, вернувшись к планете, которая его приворожила в юности. Он снова стал рисовать Сатурн – в итоге получилась целая серия работ, будто бы сделанных наблюдателем, стоящим на поверхности одного из нескольких спутников планеты. Картины были опубликованы в 1944 году на страницах журнала Life. Надо сказать, что ничего подобного восторженная публика раньше не видела! Но самым известным полотном автора стал «Вид на Сатурна с Титана» – его даже называют космической «Моной Лизой». Это и понятно, ведь «портрет» Сатурна был нарисован почти за сорок с лишним лет до появления телескопа «Хаббл», при этом прорисовка космического пейзажа не уступает прозорливости да Винчи.

«Вид Марса с Фобоса». Иллюстрация: Людек Пешек, ludekpesek.ch

Астероид и художник

Многие мастера космической живописи, как видим, совмещали в себе несколько талантов. Не исключением стал и чешско-швейцарский живописец, писатель, фотограф и иллюстратор Людек Пешек, который во время Второй мировой войны рисовал картинки для детских книг, а в конце 1940-х годов стал писать научную фантастику. Он иллюстрировал свои произведения рисунками, поражая читателей фотографической точностью космических пейзажей. А в 1970-х годах прославился и как фотограф, сотрудничая с НАСА и журналом National Geographic. А еще Пешек считается одним из крупнейших представителей чешской школы палеонтологической живописи – он нарисовал массу картин, посвященных пейзажам древней Земли. Уже после своей смерти в 1999 году Пешек получил Мемориальную премию Люсьена Руда Международной ассоциации космических художников, и его именем назвали один из астероидов главного пояса Солнечной системы (который находится между Марсом и Юпитером) – Людекпешек. И художник того заслуживает – вы только взгляните на его картины, из которых самой замечательной, пожалуй, можно назвать «Вид Марса с Фобоса».


Иллюстрация: Питер Элсон, peterelson.co.uk

Корабли в деталях

А вот этот живописец творил уже в «золотую эпоху» научно-технического прогресса – во второй половине XX века. Знакомьтесь – английский иллюстратор научной фантастики Питер Элсон. Его многочисленные работы появлялись на обложках подобных литературных произведений, и он оказал влияние на целое поколение иллюстраторов-фантастов и художников-концептуалистов. Вы могли не слышать его имени, но наверняка видели его работы, если увлекаетесь future-литературой. Иллюстраций, которые нарисовал Элсон для подобных книг, просто не счесть! Рисунки иллюстратора отличаются детальными прорисовками космических кораблей и, как правило, ярким фоном.





Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ