Золотой самолет Пентагона

Во всемирно известном американском стратегическом триумвирате, состоящем из старичка В-52, сверхзвукового В-1В Lancer и бомбардировщика B-2 Spirit, последний – самый таинственный и необычный – стоит особняком. Самый дорогой в истории человечества самолет является одним из немногих истинных символов холодной войны, не нашедших себя в современности.


     Как ни странно, во главу угла еще на стадии подготовки эскизных проектов столь дорогого самолета была положена экономия средств оборонного бюджета Соединенных Штатов. Основной потенциальной целью всех типов стратегического оружия Пентагона по традиции был Советский Союз, обладающий мощной эшелонированной системой ПВО. До появления В-2, по расчетам американских теоретиков, для эффективного удара в глубину территории СССР необходимо было порядка 30 истребителей-бомбардировщиков F-16 с целой армией «прислуги» в виде самолетов постановки радиоэлектронных помех, групп подавления ПВО, истребителей прикрытия и простых летающих топливозаправщиков.

Иллюстрация: U. S. Air Force, www.latimes.com

На круг выходила крылатая армада из 50–60 самолетов, часть которых с территории противника гарантировано не возвращалась. Выход был в технологии снижения заметности stealth, которая могла позволить безнаказанно прорывать оборону тяжелыми стратегическими бомбардировщиками, оснащенными крылатыми ракетами и ядерным оружием. В итоге всего две единицы B-2 Spirit способны выполнить такую работу, особо не нуждаясь в услугах топливозаправщиков, – практическая дальность самолета составляет более 11 тыс. километров.


МАЛОЗАМЕТНЫЙ SPIRIT родился из программы «Высокотехнологичный бомбардировщик» (Advanced Technology Bomber), которую Пентагон инициировал в конце 1970-х на волне обострения холодной войны. Важным стимулом стали серьезные потери авиации США во Вьетнамском конфликте, в том числе тяжелых бомбардировщиков Boeing B-52 Stratofortress («стратосферная крепость»). Над Индокитаем «стратосферные крепости» попадали под огонь систем ПВО, поставляемых Северному Вьетнаму из Советского Союза. Головным разработчиком малозаметного бомбардировщика всеми правдами и неправдами стал Northrop Grumman (американская военно-промышленная компания, специализирующая, кроме боевой авиации, на постройке авианосцев для ВМС), в ходе тендера недвусмысленно давший понять главному заказчику, что не будет мириться с ролью дублера компании Lockheed Martin. Так что соперника отодвинули, сославшись на его загруженность еще одним stealth-проектом Lockheed F-117 Nighthawk.

«Летающее крыло» реактивного немецкого Go 229, 1939 г.

АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ СХЕМА «летающего крыла», по которой построен B-2, была частично заимствована из реактивного немецкого Go 229, разрабатываемого братьями Хортен с 1939 года. Взлетела машина в 1944-м, пробыла в воздухе в общей сложности два часа, разбилась, но уже тогда неожиданно стало понятно, что подобная конструкция снижает заметность самолета на экранах радиолокационных станций – в основном за счет рассеивания радиоволн корпусом с минимальным количеством стыков плоскостей.

Винтовой экспериментальный Northrop XB-35, www.aviationgraphic.com

Основатель компании-разработчика B-2 Джон Нортроп с 1941 года также не менее активно занимался темой летающих крыльев, а спустя пять лет поднял в небо винтовой и экспериментальный Northrop XB-35. Важным преимуществом схемы являлось равномерное распределение нагрузки на крыло и заметное снижение изгибающего момента, что благотворно сказалось на безопасности маневрирования самолета и подъемной силе крыла. В новом стратегическом бомбардировщике инженеры решились на удаление хвостовых вертикальных килей – для меньшей заметности на радарах. Это сделало B-2 очень неустойчивой в полете машиной.


Проблему обошли усложнением конструкции через внедрение «электронных мозгов», которые посредством системы датчиков постоянно отслеживали пространственное положение самолета. Итогом такой «мозговой деятельности» стали команды на электродистанционную систему управления, корректирующую курс «духа» в режиме реального времени несколько раз в секунду.


При этом самолет не отличается выдающимися летными качествами – четыре турбовентиляторных двигателя General Electric F118-GE-100, создающие по 8,6 т тяги, едва хватает для крейсерской скорости в 850 км/ч. Это стало одной из причин самой дорогой в мировой истории авиакатастрофы, случившейся на авиабазе Андерсон, что на острове Гуам, в 2008 году. Взлетающий B-2 потерял устойчивость, коснулся крылом бетонки, лег на брюхо и загорелся. Скопившийся конденсат в приемнике воздушного давления дезориентировал электронную систему управления, поэтому экипаж получил неверные данные о скорости машины, а двигатели так и не вышли на взлетный режим. Пилоты были бессильны – запаса тяги у бомбардировщика фактически нет. Оба благополучно катапультировались, но сам «Дух Канзаса» за $2 млрд спасти не удалось.

Прототип Northrop XB-35 во время испытательного полета

ТАКАЯ ЗАОБЛАЧНАЯ СТОИМОСТЬ самолета складывалась последовательно – первые экземпляры, взлетевшие в начале 1990-х годов, стоили более $700 млн, но после постоянных модернизаций ценник увеличился почти до миллиарда. Вся стоимость программы разработки с учетом масштабных научно-исследовательских работ превысила $44 млрд, но общее число самолетов, закупленных Пентагоном, составляет всего 21 экземпляр, из которых только 16 сегодня находятся в боевой готовности.


Изначально американцы предполагали принять на вооружение 132 машины, которые должны были полностью сменить древние B-52, но распад СССР вкупе с высокими затратами кратно сократили аппетиты.


Простые расчеты показывают, что для американских налогоплательщиков стоимость приобретения и эксплуатации B-2 превышает расходы на покупку эквивалентной массы золота. Конечно, речь идет о параметрах пустого самолета массой чуть более 71 т. В заправленном и укомплектованном оружием состоянии В-2 гораздо «выгоднее» – весит он уже 152,6 т, из которых более 22 т приходится на вооружение. Все бомбы и ракеты, в соответствии с идеологией stealth, прячутся только во внутренних отсеках, снижая отражательную способность самолета в радиодиапазоне. Подобное решение, кстати, использует истребитель пятого поколения F-22 Raptor и отечественный Су-57 (ПАК ФА).


СПЕЦИФИЧЕСКАЯ НЛО-ПОДОБНАЯ ФОРМА самолета с минимальным сопряжением плоскостей и радиопоглощающее покрытие – не единственные приемы снижения заметности машины в воздухе. Для маскировки в инфракрасном диапазоне сопла реактивных двигателей выведены на «спину» В-2 и сплющены для лучшего смешивания раскаленных газов с воздухом и охлаждения. Также применены особые присадки в топливо, снижающие инверсивный и дымный след бомбардировщика.


А ВООБЩЕ SPIRIT – это типичное оружие судного дня, несущее во чреве ядерные свободнопадающие бомбы B61-11, предназначенные для уничтожения особо укрепленных и заглубленных командных пунктов противника. По площадям бомбардировщик может работать широким спектром обычных бомб – от 227-килограммовых Mk 80 до кассетных GBU-87, каждая из которых содержит двести малокалиберных боевых элементов Combined Effects Bomb (CEB).


И еще B-2 способен нести большой набор крылатых ракет, в том числе самые современные AGM-158 JASSM, разработанные Lockheed Martin с использованием технологий малозаметности. Боевое крещение JASSM, кстати, получили в апреле этого года, когда наносили удар по сирийской территории, правда, сам Spirit в этом не участвовал.


КАК НЕ УЧАСТВОВАЛ ни в одной подобной операции за свою почти тридцатилетнюю историю. А ведь он предназначен для прорыва серьезной противовоздушной обороны. Бомбардировка производилась только после тщательного и методичного уничтожения или радиоэлектронного подавления всего, что может стрелять в воздух на территории противника. Предварительную грязную работу делали беспилотники, специализированные самолеты радиоэлектронной борьбы типа EA-18 «Гроулер» или простые крылатые противорадарные ракеты. Никто из военного руководства США не брал на себя ответственность за потенциальный риск потери дорогих бомбардировщиков-невидимок. Показательные удары В-2 наносил в Югославии (это был дебют), Ливии, Ираке и Афганистане, нигде не встречая ни малейшего ответа с земли.




ИНТЕРЕСНО, что лететь к точкам бомбометания приходилось с территории США, порой более 50 часов с несколькими дозаправками в воздухе. Причина столь далеких «бросков» в том, что не все авиабазы США способны принять B-2 в свои ангары из-за уникального радиопоглощающего покрытия невидимки, требующего к себе особого внимания – кондиционирования и контроля уровня влажности. Технически Spirit настолько хрупкий самолет, что даже солнечные ультрафиолетовые лучи способны вывести из строя сверхсекретную ферритовую обшивку бомбардировщика. По уровню сложности с предполетной подготовкой и обслуживанием B-2 может соперничать только со сверхзвуковым SR-71 Blackbird – уникальным разведчиком ЦРУ, снятым с вооружения как раз по причине запредельных эксплуатационных расходов. Только авиабазы Уайтмен, Андерсон и Диего-Гарсия способны длительно хранить у себя B-2, что заметно снижает тактические возможности бомбардировщика.


ИСТОРИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ В-2 содержит один парадоксальный момент – внедрение в 2010 году радара LRIP с активной фазированной решеткой (АФАР), сканирующего подстилающую поверхность с уникально высоким разрешением. Проблемой является мощнейшее демаскирующее излучение такого радара, запеленговать которое смогут любые комплексы ПВО еще советского производства. Складывается впечатление, что Пентагон давно разочаровался в невидимости своих «золотых» самолетов и пытается спасти положение усилением боевых возможностей машины.




Первые тревожные звоночки прозвучали еще в 1991 году, когда опытный Spirit не подтвердил расчетных параметров незаметности, заставив потратить на себя еще около $200 млн на дополнительные исследования. Также скомпрометировал боевые возможности B-2 советский МиГ-29 (доставшийся США после объединения Германии), который американцы, помимо прочего, решили испробовать в противостоянии с новейшей невидимкой. Результаты имитации боя засекретили, но летчик-испытатель Ларри Нильсен, пилотировавший МиГ-29, в частной беседе с журналистом World Air Power Journal Робертом Ф. Дорром рассказал, что бортовой радар советского истребителя обнаруживает Spirit на любом удалении даже на фоне земли. А сближение одинокого самолета-невидимки с каким угодно истребителем неизменно закончится для первого уничтожением – бортовых комплексов обороны у него нет. Все это стало поводом для новых расходов на модернизацию малозаметности самолета.


ЧТО ЖЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ? США планируют держать на вооружении B-2 до 2032 года, уже сейчас разрабатывая ему замену. Новый проект носит название LRS-B (Long-Range Strike Bomber – дальний ударный бомбардировщик) и предполагает выпуск 80–110 самолетов по цене, не превышающей 550 млн за машину. Пентагон просто отказывается покупать очередные «золотые» летательные аппараты.


В конкурсной программе, объединив силы, участвовали компании Boeing и Lockheed Martin, но победителем в конце 2015 года стал отец-основатель Northrop Grumman, занимавший долгое время выжидательную позицию. Размеры бомбардировщика будут в два раза меньше B-2, базовая технология снижения заметности stealth останется, появится возможность находиться в воздухе до 100 часов (конечно, с регулярными дозаправками) и – куда же теперь без этого – появится возможность удаленного пилотирования. Самолет находится на стадии эскизного проекта, но уже сейчас обзавелся именем – B21 Raider.


НАША СТРАНА ТОЖЕ стоит на пороге обновления парка стратегических бомбардировщиков – проект ПАК ДА (перспективный авиационный комплекс дальней авиации) с 2009 года разрабатывается ОАО «Туполев». Из скудного набора открытой информации можно сделать вывод, что машина проектируется по знакомой схеме «летающее крыло» с широким использованием stealth-технологий. Преодолевать звуковой барьер, в отличие от Ту-160, ПАК ДА не собирается, а стоить должен заметно меньше предшественника. Первые отечественные stealth-бомбардировщики мы должны увидеть в ближайшие 10–12 лет.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ