В детской сказке Редьярда Киплинга верблюд был «ужасно-унылый» и не желал трудиться. В наказание за это Владыка Пустыни «одарил» его горбом и возможностью не есть и не пить несколько дней, чтобы успеть сделать больше работы. Зря Киплинг так обошелся с верблюдами – они совсем не унылые и не ленивые, а настоящие супергерои.
В 2009 году в Центре репродукции верблюдов в Дубае ученым удалось впервые в мире клонировать самку одногорбого верблюда – клона назвали Инджаз («Достижение»). В Арабских эмиратах верблюжьи бега – прибыльный бизнес, и клонированием исследователи хотели сохранить геном дромедара, чтобы производить больше скаковых верблюдов в будущем. Фото: Karim Sahib, www.gettyimages.com
ЧТО ЗА ЗВЕРЬ — ВЕРБЛЮД?
Перефразируя старый анекдот: чтобы кого-то переплюнуть, нужно быть не талантом, а верблюдом. Но плюются верблюды только при встрече с опасностью или во время брачных игр. Когда в борьбе за самку нужно доказать свое превосходство, в ход идет умение драться, кусаться и метко плевать в противника. Иногда на верблюдов нападают волки, но, получив плевок в глаз, они временно слепнут и оказываются обезоружены. Ведь это не просто слюна, а довольно неприятная субстанция из переваренной пищи, которую верблюды подтягивают из желудка.
Из деликатесов верблюды любят солянку, полынь, верблюжью колючку и саксаул. Благодаря 38 крепким зубам и жесткой коже вокруг губ они могут измельчить и съесть растения, к которым другие животные даже не прикоснутся.
Изначально миру было известно два вида верблюдов: одногорбые (дромедар, арабиан) и двугорбые (бактриан). Сейчас есть и гибриды – у них два сросшихся горба.
У двугорбых верблюдов более густая шерсть с серо-желтым окрасом. Они намного выше (рост достигает 2,7 м) и тяжелее (до 800 кг). Бактрианы живут около 40 лет и несколько раз в жизни обзаводятся потомством. Детеныши рождаются зрячими, с шерстью и встают на ноги уже через два часа. Диких двугорбых верблюдов впервые обнаружил и описал Николай Пржевальский в 1878 году, исследуя Азию. Сейчас дикие бактрианы обитают только в Монголии и Китае.
Дромедары – стройняшки по сравнению со своими двугорбыми собратьями: у них очень длинные ноги, помогающие быстро бегать, а рост и вес меньше. В прошлом обитая в Африке и на Аравийском полуострове, сегодня дикие дромедары остались лишь в Австралии. Туда их завозили из Индии, Афганистана и Аравии в XIX веке, чтобы перевозить тяжелые грузы.
Когда-то верблюды жили даже в Арктике – на севере Канады обнаружили кости их древнего арктического предка. Как ни странно, родина верблюдов – Северная Америка, откуда они около 5 млн лет назад мигрировали в Евразию через Берингов перешеек, затем продвинулись на запад и в конце концов достигли Африки. Недавно на территории Сирии нашли останки гигантского верблюда высотой 4 м, обитавшего там порядка 100 тыс. лет назад.
КАК ИМ УДАЕТСЯ ВЫЖИВАТЬ
Что делает верблюдов «кораблями пустыни»? Благодаря защитным механизмам им не страшны ни горячие пески, ни палящее солнце, ни отсутствие воды. Во-первых, на груди, запястьях, локтях и коленях верблюда есть грубые мозоли – он может подолгу лежать на раскаленной земле, не боясь получить ожоги. Нижняя сторона стопы – одна сплошная мозоль, поэтому верблюды могут ходить как по мелким камням, так и по песку или снегу. Отсюда и название подотряда – мозоленогие.
Во-вторых, густой мех отражает солнечный свет, помогая им защищаться от зноя, а полые шерстинки способствуют теплоизоляции. У бактрианов, живущих в пустынях Центральной Азии, другая проблема: зимой им холодно. В пустыне Гоби, например, температура может опускаться до –40 °С, поэтому бактрианы к зиме отращивают длинную шерсть.
В-третьих, верблюды сохраняют влагу в организме: во время дыхания из носа выделяется вода, которая тут же попадает в рот, моча у них очень концентрированная, а потеть верблюды начинают, только когда температура тела достигает 41 °С. Даже кровеносная система этих животных уникальна. Обычно при обезвоживании кровь начинает сгущаться, но у верблюдов она разбавляется водой, поступающей из других тканей. Во всем животном мире только у верблюдов эритроциты имеют овальную форму, и при обезвоживании они не слипаются друг с другом, а продолжают свою работу. Все это помогает верблюдам жить без воды до четырех недель. В засушливые периоды они теряют почти половину массы тела, которую быстро компенсируют, как только доберутся до водоема.
В-четвертых, щелевидные ноздри верблюда могут закрываться во время песчаной бури, а мохнатые ресницы в два ряда защищают глаза от песка. У верблюдов настолько острое зрение, что идущего впереди человека они увидят за километр. Обоняние тоже мощное: воду они чуют за 50 км.
Ну, и, в-пятых, горбы. Вопреки популярному заблуждению, воду в них верблюды не хранят. Горбы – это жировые запасы на голодные времена. По ним можно судить о состоянии верблюда: крепкий горб говорит о том, что животное здорово, а у истощенного он уменьшается вполовину и заваливается набок. Но и это еще не все – горбы, как «крыша», спасают верблюдов от перегрева, потому что жир проводит тепло хуже воды.
КАК ЧЕЛОВЕК ПОДРУЖИЛСЯ С ВЕРБЛЮДОМ
Люди разглядели верблюжьи преимущества около 3,5–4 тыс. лет назад и тут же сделали их своими помощниками. В основном приручались двугорбые верблюды. Даже слово «бактрианы» произошло от названия древней области Бактрия (Средняя Азия), где их, скорее всего, и одомашнили. Сейчас их выращивают в Казахстане, Монголии, Киргизии, Китае и некоторых регионах России (Калмыкия и Республика Тыва). Верблюдов разводят ради шерсти, мяса, молока, жира, кожи и навоза, используют как средство передвижения и перевозки вещей – они могут перевозить груз массой до 50 % собственного веса. Караваны навьюченных верблюдов способны проходить до 50 км в день. А вот дромедар с одним наездником способен осилить и все 240 км
Пригодились верблюды и в военных действиях. За тысячу лет до н. э. арабские и берберские племена отправлялись на верблюдах в бой. Обычно животное несло на себе погонщика с длинным копьем и лучника. Но как боец верблюд – не лучшее решение. Бегает он медленнее лошади, да и нужной маневренностью не обладает. В ближнем бою верблюдов невозможно заставить идти на копья, давить и таранить врагов. Так что от «верблюжьей кавалерии» быстро отказались и стали использовать их только для быстрой переброски войск через пустыни. До сих пор верблюд – верный спутник людей, живущих в пустынях и степях.
Во многом из-за одомашнивания численность диких верблюдов сильно сократилась. Сейчас диких бактрианов в мире меньше, чем больших панд, – всего около 800 особей.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.