Зебра для зебры: какие бывают мосты для животных

Мосты бывают подвесные, балочные, вантовые, понтонные. А еще пешеходные, трубопроводные, метромосты, корабельные. Но все это путепроводы для людей, а экодук – мост для животных.

Провинция Северный Брабант, Нидерланды, www.imgur.com

Даже не обязательно мост – это может быть подземный или наземный тоннель или подвесной канатный мост, как в веревочном парке. Все зависит от того, для каких животных он предназначен.
Экодук – не обязательно мост, www.blackstoneusllc.com
Первые экодуки cозданы во Франции в 1950-х годах, но очень быстро они стали появляться и в других странах. Даже безлесый Израиль, в котором нет так уж много дикой фауны, при строительстве автострад предусматривает возведение экодуков. А одним из лидеров по их числу считается Канада. Только в Национальном парке Банф вдоль Трансканадского шоссе построено 24 экодука: 22 – под дорогой и два – над нею. Биологи из университета штата Монтана (США) подсчитали, что крупные звери (например, медведи гризли, олени, лоси, волки, пумы, койоты и другие) лишь за январь 2007 года использовали эти «пешеходные дорожки» не менее 84 тыс. раз.
Национальный парк «Банф», Канада. Фото: A. Banting, www.conservation2020canada.ca
Но лидером по числу зеленых мостов считается США: их здесь несколько тысяч. Второе место занимают Нидерланды. Более 600 экодуков в этой стране помогли значительно увеличить популяцию находящихся под угрозой животных – зайцев, белок и барсуков. Кстати, именно здесь находится самый большой экомост в мире – шириной 50 метров и длиной более 800.
Мост для белок в американском городе Лонгвью (штат Вашингтон) Фото: National Park Service, www.cntraveler.com
Туннель для слонов в Кении, национальный парк «Аддо», www.imgur.com

ДА ЧТО ТАМ ЗАЙЦЫ!

Экодуки используют даже насекомые, регулярно и в массовом порядке перебирающиеся с одной стороны автострады на другую. В Австралии на острове Рождества, что в Индийском океане, построили специальный сетчатый мост для крабов, в бразильском штате Байя повесили веревочный мост – для безопасного перехода обезьян через скоростную трассу, а в Японии позаботились о черепашках, сделав им специальный тоннель между железнодорожными рельсами.

А вот в нашей стране, похоже, о зверье думают в последнюю очередь, ибо российские экодуки можно пересчитать по пальцам одной руки. Первый мост для животных был открыт осенью прошлого года на федеральной трассе «Украина» в Калужской области. Главным образом он предназначен для лосей, а также косуль, кабанов и лис – то есть тех животных, которые в большом количестве водятся в этих краях. Также о безопасности меньших братьев позаботились и в Приморском крае: на трассе А189 в Хасанском районе построили подземный тоннель. Только не для животных, а для машин – чтобы не пускать дорогу по территории миграций дальневосточного леопарда, который и без того вымирает.

Открытие Нарвинского тоннеля на трассе Раздольное – Хасан, www.news.drom.ru
Понятно, что экодуки помогают поддерживать популяцию животных. Впрочем, от них есть прямая польза и для людей: исследования показали, что они снижают число столкновений машин с крупными млекопитающими. Да в самом деле – это просто красиво!



Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ