В нашей стране сжиженный природный газ мог бы производиться сразу на нескольких заводах. К сожалению, в основном среди них – нереализованные проекты.
Завод «Сахалин-2». Фото: «Газпром», www.gazprom.ru
«Сахалин-2»
Этот завод по производству сжиженного газа с проектной мощностью до 9,6 млн т в год на базе Лунского месторождения острова Сахалин стал первым в России. А скандал, связанный с проектом «Сахалин-2», в середине нулевых прогремел на всю страну.
В 1994 году на Сахалине была создана компания Sakhalin Energy, которая стала оператором проекта «Сахалин-2» и функционировала в режиме СРП – соглашения о разделе продукции. Многие российские аналитики считали это соглашение «кабальным». Оно подразумевает создание формулы, в рамках которой инвесторы (ими выступали британо-нидерландская нефтяная компания SHELL, японская инвестиционная группа Mitsui и японский конгломерат Mitsubishi), региональные власти и федеральный центр делят между собой добытую продукцию в определенном процентном соотношении. Если участников трое, каждому достается 1/3 продукции: треть – инвесторам, треть – региону, треть – Москве. СРП свойственны экономике в состоянии инфляционной турбулентности, а российская экономика в начале 90-х характеризовалась резкими скачками инфляции. Продукцию делили в натуральном виде, так как нефть не обесценивается. Поскольку у России не было средств инвестировать в разработку сахалинских месторождений, на первом этапе освоения все затраты, связанные геологической разведкой, разработкой, платежами за пользование недрами, страховыми взносами несли иностранные инвесторы. И сразу после начала добычи львиную долю нефти инвесторы оставляли себе, чтобы покрыть издержки первого этапа разработки.
Под руководством SHELL и было принято решение построить на Сахалине завод по производству СПГ. Его планировалось запустить в сентябре 2008 года. После объявления о строительстве, уже к февралю 2007-го, 98 % будущей продукции завода было законтрактовано. Но в середине нулевых началось активное политическое давление на «Сахалин-2». Поскольку власть в России сменилась с условно либеральной на условно патриотическую, проект решили отобрать у иностранцев. Компанию Sakhalin Energy обвинили в неуплате налогов (хотя первоначальные вложения в проект еще не были компенсированы) и нарушении экологического законодательства. Федеральное агентство по водным ресурсам приостановило 12 из 19 лицензий, выданных подрядчикам строительства (сразу после «перехвата» компании все лицензии восстановили). В итоге упала рыночная стоимость Sakhalin Energy. «Газпрому», который решил ее купить, компания досталась за $7,5 млрд вместо $10 млрд.
В результате «маски-шоу» чуть было не сорвался график строительства завода и поставок СПГ поставщикам, что грозило штрафами и разрывом контрактов. Новый хозяин Sakhalin Energy был вынужден приобретать СПГ на стороне и продавать его как свой. В результате разницы между рыночной ценой и ценой, прописанной в контракте, чистые потери «Газпрома» до момента запуска завода в феврале 2009 года составили $1,24 млрд.
Проектируемая мощность первой и второй линий завода заявлялась как 9,6 млн т СПГ, фактическая же оказалась немного выше – 10,93 млн т. 67,4 % объема продукции продается в Японию, 17,1 – в Южную Корею, 12,5 – на Тайвань и 3 % – в Китай. «Газпром» планирует открытие третьей очереди, однако освоить ее ресурсную базу – Южно-Киринское месторождение – невозможно без закупки норвежского и американского оборудования, что, в свою очередь, невозможно из-за санкций. В апреле 2017 года «Газпром» заявил, что третья линия «Сахалин-СПГ» точно не будет запущена раньше 2023-го. В приоритете сейчас трубопроводные объекты: «Северный поток-2», «Турецкий поток» и «Сила Сибири». Поэтому $5-6 млрд, которые необходимы для строительства третьей очереди завода, у компании на данный момент нет.
«Ямал-СПГ»
Второй российский СПГ-завод, отправивший первый танкер с СПГ в декабре 2017 года, примечателен благодаря двум вещам. Во-первых, в отличие от «Сахалин-СПГ», «Ямал-СПГ» является частным предприятием, им владеет компания «Новатэк». Во-вторых, изначально контрольная доля в нем принадлежала не иностранцам, а российским компаниям. Сейчас 50,1 % акций – у «Новатэка», 20 – у французской компании Тотаl, еще 20 – у китайской CNPC и 9,9 – у китайского Фонда Шелкового пути. Общая стоимость компании оценивается в $26,9 млрд. Ресурсной базой для «Ямал-СПГ» служит практически неисчерпаемое Южно-Тамбейское месторождение с прогнозируемыми запасами газа в 927 млрд м3.
В 2014 году «Новатэк» попал под санкции, поэтому ключевое бремя финансирования проекта переложили на российские и китайские банки. Уже к 2016 году было законтрактовано 96 % будущей продукции. Также благодаря лоббистской деятельности «Новатэка» производители СПГ в России получили много льгот: в течение первых 12 лет добычи на Южно-Тамбейском месторождении будет действовать нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых и нулевая ставка налога на имущество (при условии, что объемы добычи не будут превышать 250 млрд м3); ставка налога на прибыль будет снижена с 18 до 13,5 %; пошлины на экспорт СПГ снижены до нуля, а покупка оборудования, не имеющего аналогов в России, освобождена от уплаты НДС. Подарки поистине царские.
Один из ключевых рисков, подстерегающих завод «Ямал-СПГ», – трудности транспортировки. Северный Морской путь круглогодично открыт только к западу от Ямала, в направлении европейского рынка. Восточное же направление, по которому идет доставка СПГ в Китай, Японию и Корею, скован льдом с ноября по май. Для прохода в восточном направлении надо заказывать специальные танкеры класса Arc 7, которые могут ходить при температуре ниже 50 °C и преодолевать лед толщиной до 2 м без сопровождения ледокола. Теоретически для покрытия азиатского рынка «Ямал-СПГ» должен приобрести до 15 подобных танкеров. Первый – «Кристоф де Маржери» (назван в честь трагически погибшего во Внукове в 2014 году президента французской компании TOTAL) – уже успешно прошел испытания в зимнюю навигацию 2016/17 года. Однако для большинства рейсов в восточном направлении танкерам все равно понадобятся ледоколы. На данный момент «Атомфлот» обещал сдать целых три ледокола – «Арктика», «Сибирь» и «Урал» – между 2019 и 2021 годами.
Но у «арктического» расположения завода есть и свои плюсы. В частности, из-за низких зимних температур стоимость сжижения газа и, соответственно, конечная стоимость продукта будет гораздо ниже мировых аналогов. Вся «прибавочная» стоимость упирается в логистику и транспорт.
На данный момент проектная мощность трех очередей завода «Ямал-СПГ» заявлена в объеме 16,5 млн т в год. Сейчас это единственный в России отечественный СПГ-проект, доведенный до ума от начала до конца, от идеи до поставок продукции потребителям. Неудивительно, что «Новатэк» готовит его расширение. Речь идет об «Арктик-СПГ». Согласно проекту, «Арктик-СПГ» должен состоять из трех очередей суммарной мощностью 18 млн т СПГ в год. Ресурсной базой должно служить месторождение Утреннее с прогнозируемыми запасами газа до 388,5 мрд м3. Завод должен быть расположен на Гыданском полуострове, напротив Ямала. В отличие от «Ямал-СПГ», емкости по сжижению газа будут располагаться не на суше, а в Карском море, на гравитационных платформах. Состав акционеров «Арктик-СПГ» планируется аналогичным составу участников проекта «Ямал-СПГ». В финансировании также примут участие и японские банки.
Согласно расчетам, производство СПГ на новом проекте «Новатэка» должно начаться в 2022 году.
«Штокмановский СПГ»
Штокмановское газовое месторождение в 550 км к северу от Мурманска открыто в 1981 году и с тех пор считается одним из крупнейших в мире. Разведанные запасы составляют 3 трлн 940 млрд м3. Оператором СПГ-завода должна была стать компания «Штокман», 51 % которой принадлежал бы «Газпрому» (владельцу месторождения), 25 % – французской компании Total, 24 % – норвежской StatoilHydro.
Согласно первоначальному плану, в 2009 году требовалось выработать окончательные критерии пуска СПГ-производства, в 2013-м – начать добычу газа из расчета 23,7 млрд м3 в год, а в 2014 году завод должен был войти в строй.
Однако из-за глобального финансового кризиса 2008–2011 годов сроки пуска завода перенесли на 2017-й. В качестве партнера планировалось пригласить индийское правительство. Однако сланцевая революция в США «утопила» проект, он лишился потенциального рынка сбыта, ведь Америка снизила импорт СПГ почти в пять раз, с 452 до 96,9 млн м3 в год. В итоге в 2013 году «Газпром» отменил тендер на проектирование завода и провозгласил, что проект замораживается «для будущих поколений». Потери норвежской стороны составили $335 млн, потери французской – $350 млн. Потери «Газпрома» не обнародованы.
«Дальневосточный СПГ»
Помимо «Газпрома», в России есть еще одно национальное достояние с сильным политическим лобби – компания «Роснефть». Неудивительно, что нефтяной гигант тоже захотел иметь свой СПГ-завод. Ресурсной базой для него было выбрано месторождение «Сахалин-1» с запасом газа 485 млрд м3. Мощность первой и второй очередей завода рассчитывалась до 10 млн т СПГ в год. Управлять процессом должен был консорциум из четырех участников: 30 % – у американской Exxon Mobil, еще 30 – у японской Sodeco, 20 – у индийской ONGC и 20 % – у «Роснефти».
Работы по организации проекта начались в 2013 году, тогда же «Роснефть» пыталась получить доступ к Сахалинской трубопроводной системе, которая была построена для поставок газа на первый в России СПГ-завод «Сахалин-2». Началась «война» с «Газпромом», жертвой которой даже стал сахалинский губернатор Александр Хорошавин: он был обвинен в коррупции и арестован. В итоге суд постановил допустить «Роснефть» в трубу, однако мощности, которые «выписали» корпорации, составляли всего 2 млрд м3 в год – в то время как ей необходимо было 8 млрд м3. Тупиковое положение. Как выход был предложен вариант строительства второй ветки сахалинского трубопровода, это было бы дешевле, чем создавать второй трубопровод с нуля. Однако и в этом случае все упирается в волю «Газпрома», который уклоняется от принятия решения. Проект «Дальневосточного СПГ» официально не заморожен, но уже несколько лет находится в подвешенном состоянии. Американская Exxon Mobil также сохраняет к нему интерес.
«Печора-СПГ»
Отличительная особенность проекта «Печора-СПГ» – то, что его инициатором стала не крупная нефтегазовая компания типа «Газпрома», «Роснефти» или «Новатэка», а вполне себе средних размеров частная компания «Аллтек». Впервые проект был анонсирован в 2007 году, а в 2010-м принято окончательное решение о его строительстве. Предполагаемая мощность – 8–10 млн т СПГ в год. Ресурсная база – Коровинское и Кумжинское месторождения в Ненецком автономном округе, обладающие запасом в 165 млрд м3. Местоположение завода – поселок Индига на побережье незамерзающей части Баренцева моря.
На данный момент проект остается на бумаге. Причина – отсутствие у компании «Аллтек» прав на экспорт СПГ. Старые игроки рынка пролоббировали решение, согласно которому торговать сжиженным природным газом могут только те компании, которые успели получить на это лицензии до 1 января 2013 года. Такому критерию соответствуют только «Газпром», «Роснефть» и «Новатэк». Чтобы преодолеть этот бюрократический барьер, «Аллтек» пошла на создание совместного предприятия с «Роснефтью», соглашение о котором подписано 23 мая 2014 года. Лоббисты нефтяного гиганта тут же провели изменения в законодательстве, которые предписывали сдвинуть границу допуска на рынок СПГ до 1 июля 2014 года – это давало «Печора-СПГ» право на жизнь. Однако лоббисты «Газпрома», в свою очередь, организовали «отрицательное заключение» Министерства энергетики и Министерства экономического развития на упомянутые выше поправки. Поправки не приняли, проект завода «Печора-СПГ» завис в воздухе. Вдобавок к этому, «Газпром» перекупил два газовых месторождения – Ванейвисское и Лаявожское, за счет которых «Печора-СПГ» планировал расширить свою ресурсную базу. В итоге крупные игроки просто съели маленького конкурента.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.