Заведение для немогущих: как появилась баня

А еще мыльня, мовница, мовь, влазня и мовня. Как только ни называли ее на Руси! У индейцев она предназначалась для общения с духами и именовалась инипи, а у древних греков и римлян – терма. Мы, конечно, о бане.

Римская в Бате, Англия терма для Фото: Diliff www.fr.wikipedia.org

«Чистилища» для тел были, пожалуй, у всех народов. Разве что выглядели они по-разному и служили не всегда очевидной цели. Хотя баня – и сегодня понятие обтекаемое, как женские намеки. В ней не столько моются, сколько культурно отдыхают (а часто и некультурно).

Скифская баня. Иллюстрация: В. А. Бахтов, www.human.snauka.ru

Так было всегда. Баня у многих этносов ассоциировалась с наслаждениями для тела и для души. И речь не о мытье! «…скифы, взяв семена конопли, подлезают под войлок и раскидывают затем семена поверх раскаленных на огне камней; брошенное курится и получается такой пар (дым), что никакая уж эллинская парильня не превзойдет этого. Скифы, восхищенные подобной парильней, громко ликуют. Это служит им вместо омовения, ибо они вовсе не моют тело водой», – так писал Геродот в своей «Истории в девяти книгах» о скифской бане, напоминавшей юрту.


Баня индейцев, 1898 г. Фото: National Archaeological Archives, Smithsonian Institutionwww.alaska-native-news.com

Примерно по тому же назначению использовали баню и некоторые индейские племена, например, лакота (аборигены западной части современных США). Баня служила им, прежде всего, для связи с духами. Это была конструкция из прутьев, покрытая шкурами, в центре которой в углублении земляного пола лежали горячие камни. Их предварительно раскаляли на костре, заносили в шатер при помощи специальных сеток, а затем поливали отваром из галлюциногенных трав и грибов. Тем, кто вдыхал образующийся пар, встреча с духами была обеспечена.


  Более «цивилизованные» бани были в странах Древнего Востока – в Индии, Китае, Египте, а также в античной Греции и Риме. Самыми известными стали римские термы, представлявшие собой несколько помещений – комнату для раздевания, предбанную, парную и даже охлаждающе-ароматическую. В крупных термах были бассейны, а также библиотека, спортивные площадки и массажные кабинеты. Римляне знали о целебных свойствах горячего пара для организма (на что обратили внимание еще древние греки), поэтому при банях часто служили лекари.

Баня в Средние века, около 1470 г. Иллюстрация: Anthony of Burgundy, www.fifteen.ca

В средневековой Европе, как известно, чистота была не в чести – люди не мылись годами. Хотя банные комплексы все же были – не такие роскошные, как в Риме, но тоже общественные, и иногда мужчины и женщины даже мылись вместе со всеми вытекающими из этого последствиями (поэтому некоторые бани получили славу публичных домов). Так же, как и в термах, в средневековых банях служили врачеватели, которые потчевали клиентов отварами лечебных трав и ставили им пиявки.


Сероводородная ванна. Иллюстрация: Pietro da Eboli, wwww.commons.wikimedia.org

У славян бани строились испокон веков, но не отличались ни роскошью, ни грандиозными размерами – они были чем-то вроде деревянных землянок. Вот так описывает их персидская рукопись «Собрание историй»: «(Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (славянин) приказал, чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросили в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же».

Баня в Киевской Руси. Иллюстрация из книги В. И. Дубровского, «Русская баня и массаж». www.thelib.ru

Баня для наших предков имела сакральное значение – она помогала не только смыть грязь, но и в некотором роде очиститься от грехов. Кроме того, славяне прекрасно знали о целебных свойствах бань, поэтому со временем при них стали устраивать нечто вроде лечебниц – «заведения для немогущих», то есть больных. Вероятно, это были первые больницы на Руси. А еще в банях принимали роды, умерщвляли «зажившихся» стариков, а также – при помощи горячего пара – казнили преступников.
Русская Венера. Иллюстрация: Б. М. Кустодиев
Русская «мыльня» отличалась от европейской не только скромным убранством, но и невероятной для чужестранцев температурой и, конечно, березовыми вениками. «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовение себе, а не мученье. Те же, слышав об этом, удивлялись», – такой рассказ вложен в уста апостола Андрея Первозванного в «Повести временных лет».

futureruss.ru

Откуда пошла традиция «хвостаться» веником – тайна, покрытая мраком, но известна она лишь у славян и соседних народов. Веники применялись и для массажа, и как средство от разных недугов. На Западе «банный голова» так и не прижился (разве что у финнов), а у нас все по-прежнему: в бане веник – дороже денег.


Иллюстрация из книги А. В. Галицкого «Щедрый жар. Очерки о русской бане и ее близких и дальних родича

Банный веник бывает березовый, дубовый, липовый, ольховый, пихтовый, можжевеловый, хвойный, эвкалиптовый (применяют, в основном, на Кавказе), рябиновый, кленовый, ореховый, вишневый и даже крапивный. Каждый предназначен для лечения разных заболеваний.




Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ