О Гиперборее – мифической северной стране с благодатным климатом, где солнце светит полгода, раздоры и болезни неизвестны, а смерть приходит только от пресыщения жизнью, – рассказывали в своих трудах многие авторитетные историки древности. Энтузиасты ищут ее следы по всему Русскому Северу – на Кольском полуострове и в Карелии, на Белом море и Полярном Урале. Естественно, что одним из мест, куда относят «праматерь культуры», стали Соловецкие острова с их загадочными лабиринтами.
Научные исследования показали, что соловецкие святилища появились в III тысячелетии – первой половине I тысячелетия до н. э. Сейчас датировки лабиринтов расширяются до XV–XIX веков уже нашей эры. Такой разброс говорит о том, что даты эти как минимум спорны, как максимум – просто отсутствуют. Точку в спорах могла бы поставить серия лихинометрических исследований (определение даты по скорости роста лишайников на памятниках) либо радиоуглеродный и, возможно, генетический анализ костных останков. Правда, о проведении таких исследований пока остается только мечтать – слишком дорого. А отсутствие доказанных гипотез о появлении северных лабиринтов породило отрасль журнальной «лабиринтологии».
Количество же предположений о происхождении святилищ ограничено лишь человеческой фантазией, а потому впечатляет своим размахом и пренебрежением к рамкам классической науки. Тот факт, что спиралевидные структуры встречаются в природе повсеместно, породил целый раздел гипотез, не объясняющих ничего. Лабиринт похож на: папиллярные линии (отпечаток пальца), срез мозга, срез матки, срез мамонтовой кости, спиралевидные циклоны и океанские течения. Если лабиринт положить на бумагу, разрезать «вдоль хода» и поднять за центр, можно получить модель ДНК – «спираль, вложенную в спираль». А по остроумному замечанию профессора вычислительной математики Георгия Жижина, лабиринт «чрезвычайно похож на математическую модель слива»…
Для кого-то лабиринт отмечает «место силы», адепты «энергий» скажут, что это антенна для связи со звездами, а поклонники фон Дэникена увидят в нем место посадки космического корабля. Мне лабиринт напоминает советскую электрическую конфорку спиралевидной формы, помните такую?
Миф о Гиперборее, с которой многие сегодня связывают существование северных языческих святилищ, в научный обиход не входит. Но заслуживает внимания хотя бы потому, что Гиперборея, как и Атлантида, – изобретение древнегреческое, представленное мощной литературной традицией. Первое «официальное» упоминание Гипербореи, по-видимому, встречается в гимне Аполлону, который приписывают перу поэта Алкея, жившего в VI веке до н. э. Очевидно, что для греков Гипербореей являлось все, что было расположено севернее границ греческой ойкумены, которая, в свою очередь, никогда не распространялась выше черноморского побережья. В V веке историк Дамаст Сигейский в труде «О народах» писал: «…Выше скифов живут исседоны, еще выше этих – аримаспы, дальше Рипейские горы, с которых дует Борей и никогда не сходит снег, а за этими горами живут гипербореи до другого моря». Именно так и родилось название Гиперборея – то есть «за северным ветром», «за Бореем».
Так нахождение Гипербореи было закреплено в северной части Уральских (Рипейских) гор, на берегу какого-то моря. «Отец истории» Геродот повторял за Дамастом, но оговаривался: «Я не видел ни одного человека, который сказал бы, что земли эти он знает как очевидец». Геродот сообщил нам и другую важную деталь: «Гипербореи посылают скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому». Скифы – ираноязычные кочевники понтокаспийских степей, севернее которых, в зоне земледелия, проживали «гипербореи». Получается, согласно Геродоту, что «гипербореи» жили в лесостепной и лесной полосе и относились, видимо, к финно-угорским народам.
Казалось бы, вопрос закрыт, тем более что уже Геродоту было понятно: «гипербореи» – образ собирательный. Он так и писал: «…В существование гипербореев я не верю. Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие – на крайнем юге». Но людям хочется тайн, а потому очевидное для Геродота становится сегодня предметом масштабных самодеятельных исследований.
Между тем, лабиринты широко распространены не только на Русском Севере, но и вообще в мире. Их можно встретить везде, кроме Австралии и Антарктиды: они известны в Швеции, Норвегии, Финляндии, на Британских островах, в Исландии, Дании, Эстонии, Испании, Греции, Киргизии, Индии, Индонезии, Северной Африке и Малой Азии, а также на обоих американских континентах. Уместно ли отождествлять лабиринты именно с Гипербореей? По-моему, ответ очевиден: лабиринты – традиция мировая, Гиперборея – греческо-европейская. Правда, на Белом море есть еще один тип загадочных памятников, разбросанных по островам. Это сейды – сложные сооружения из огромных каменных глыб, характерные для неолита и бронзового века; их еще называют мегалитами. Проблемы с датировками сейдов аналогичны лабиринтам – никто не знает точное время появления этой традиции, а это дает лишний козырь сторонникам «гипербореи». Но и здесь, если присмотреться, не все просто.
Давайте разберемся, когда могла существовать Гиперборея? Даже если выдвинуть фантастическое предположение о бытии ее в «доледниковый» период, доказать это невозможно: последнее (Валдайское) оледенение растерло гранитные горы в порошок – что уж говорить о материальных остатках трудов человеческих? Если же отнести время существования Гипербореи в «послеледниковье», то и здесь нас ожидает фиаско: вся археология Карелии отлично изучена с момента отхода воды после таяния ледника, обнажения материка и его постепенного заселения. Это обычные археологические культуры, со своей керамикой, техникой обработки камня, а затем и металлов. Развитие и быт этих племен убедительно реконструированы благодаря почти вековым исследованиям археологов.
Так что же – Гипербореи все-таки не было, и мечту о «северной прародине» можно забыть? Вряд ли. Литературная традиция старше двух тысяч лет, скорее всего, отражает какие-то стереотипы, сложившиеся ко времени своего возникновения (к моменту создания греческой литературы). Тогда когда же появились легенды о Гиперборее как о «райской земле»? Любопытно, что такой период в истории человечества на Севере действительно был! После отхода ледника, который закончился для территорий Карелии и Белого моря в XI–X тысячелетиях до н. э., появилось гигантское море, связавшее Ледовитый океан с Балтикой – через то, что сейчас называется Белое море и Онежское и Ладожское озера. Это резко повысило влажность на территории всего Севера Европы, повлияло на интенсивность испарения, выпадение дождей и привело к смягчению и увлажнению климата. Природные условия Беломорья в период от V и до первой половины I тысячелетия до н. э. отличались мягким климатом и высокой температурой. Например, среднегодовая температура на Беломорье достигала +4,6 °С – сегодня это среднегодовая температура Великих Лук, Владивостока или Нижнего Новгорода. Изменение климата способствовало росту популяций морских и сухопутных животных, обилию съедобной растительности и делало проживание в условиях Беломорья более чем привлекательным. В такое благодатное время древний северный охотник тратил на добывание пищи почти в 15 раз меньше времени, чем земледелец климатически более благоприятного Шумера! Человеческая конкуренция на послеледниковых землях была крайне низкой, и добыча просто сама шла в руки. Воистину рай на земле! Возможно ли, что легенды о нем дошли до древних греков в виде рассказов о Гиперборее – мифической стране, где все растет само? Это так и останется загадкой, но мы не можем отрицать такой вероятности.
Тем не менее, если даже локализовать Гиперборею в Беломорье, в периоде климатического оптимума, надо представлять следующее: гипотетический житель того времени (мифический «гипербореец») был морским кочевником. Он использовал легкие переносные жилища, лодки, оборудование для охоты и рыбалки, глиняную посуду. На своей лодке он был способен передвигаться по рекам, озерам и морю, в пределах зоны видимости земли. Видимо, именно эти люди и строили лабиринты. Поэтому сторонникам Гипербореи надо выбирать: либо пользоваться известным фактическим материалом и рассматривать Гиперборею как территорию кочевых культур, либо… подтвердить литературную традицию археологическими находками. Именно из-за последнего поток мечтателей-энтузиастов никогда не иссякнет.
Лабиринты ритуалов
Беломорские лабиринты известны науке под именем «лапландских» (кольских) с 1877 года. Позднее их стали называть «северными лабиринтами». Это спиралевидные фигуры, выложенные из небольших валунных камней на земле. Размеры фигур различны: от 0,9 до 25,40 м, высота не более 50 см.
Первые попытки определить возраст соловецких святилищ и сделать хоть какие-то предположения о том, для чего они были предназначены, предпринял в 1930-х годах археолог Александр Брюсов. Он предположил, что лабиринты являются «надмогильными сооружениями», и провел раскопки одной такой кладки на Заяцком острове. Успехом дело не увенчалось, и попытку докопаться до истины возобновил спустя 40 лет археолог Анатолий Куратов на острове Анзер. В этот раз все-таки были обнаружены остатки захоронений – фрагменты пережженных человеческих костей и погребальный инвентарь; а чуть позднее, в начале 90-х годов, были найдены остатки обряда трупосожжения – сколы, отщепы, заготовки скребков. Это дало более содержательный материал для определения возможного возраста святилища: анализ аналогов погребений в беломорском регионе помог сделать вывод и о времени создания соловецких святилищ: III тысячелетие – первая половина I тысячелетия до н. э.
Удаление тела за водную преграду, его сожжение, закладка останков каменной курганной насыпью совершались с одной целью: предотвратить возвращение души умершего из потустороннего мира. Кроме того, на некоторых святилищах могли отправляться обряды поклонения солнечному божеству – учитывая, что святилища располагаются на мысах, с которых открывается обзор на восход или закат
Рыболовный календарь
В 1948 году появилась оригинальная версия о том, что лабиринты были связаны с рыболовными промыслами. Основанием для этой гипотезы стала схожесть схемы лабиринта и рыболовных ловушек-убегов, применяемых в южной части Белого моря во время осеннего лова наваги. Однако зачем потребовалось делать такое количество гигантских «моделей рыболовных ловушек» – «магических» или «прикладных» – непонятно.
Есть астрофизические гипотезы о лабиринтах как о возможных календарях древних. Проблема в том, что все известные лабиринты имеют разные размеры, количество ходов, схемы построения, и потому найти какие-либо соответствия с календарными системами пока ни у кого не получилось. К тому же вход в лабиринт никогда не привязан к сторонам света, а потому и привязать лабиринты к восходу солнца или других звезд невозможно.
Место силы
Геофизик Валерий Николаевич Сочеванов предположил, что лабиринты построены над неизвестным видом геофизических полей, а потому должны оказывать воздействие на организм человека. Несмотря на «фантастичность» этой гипотезы, после трех лет медицинских полевых экспериментов (2001–2004 годы) подтвердилось, что нахождение в некоторых выкладках лабиринтов святилища Большого Заяцкого острова изменяет состояние функциональных систем организма. Отчет об исследовании находится в научной библиотеке Соловецкого музея; также данные можно найти в публикациях профессора Константина Георгиевича Короткова (СПбГУ ИТМО).
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.