«Одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…», а в это время датчики давления передают информацию на микрокомпьютер, отслеживая траекторию движений балерины. Вот такой апгрейд классики в обоих смыслах. Синтез традиционного искусства с современными технологиями создает новое измерение прекрасного.
В далеких 1940-х годах Гжон Мили (Gjon Mili) закрепил на фигуристках лампочки и делал фотографии их выступления с длинной выдержкой. В 1949-м он посетил легендарного Пабло Пикассо и, поставив рядом с мастером две камеры, дал ему в руки вместо кисти маленький фонарик. Так родился новый тип визуального искусства – рисование светом. С тех пор, используя различные источники освещения, фотохудожники получали поистине сказочные картины без всяких графических редакторов.
В 2000-х американский фотограф Михаэль Росс (Michael Ross) автоматизировал управление светом в кадре с помощью простых роботов, получив идеально точные формы, которые не могла бы воспроизвести рука (или нога) человека. Для создания такой системы использовали микрокомпьютер Arduino и несколько маленьких электродвигателей.
Казалось бы, что можно привнести в балет, не отходя от канонов классической хореографии? Выпускница барселонского университета Помпеу Фабра (Pompeu Fabra University), дизайнер Лесиа Трубат Гонсалес (Lesia Trubat González) использовала стандартный набор Lilypad Arduino, чтобы создать технопуанты E-Trace, позволяющие визуализировать движение ног балерин, включая силу их нажатия на пол. Технически устройство представляет собой уже упомянутый микрокомпьютер Arduino и сенсоры давления, которые вшиваются в балетную обувь. При этом ее вес практически не меняется. Помимо графического представления движений, создающего еще одно измерение для выражения творческих идей, устройство может служить и образовательным целям. Благодаря ему процесс обучения классическому танцу может получить новый инструмент, облегчающий постановку движений и ужесточающий контроль качества исполнения. Ученицам хореографических академий в ближайшем будущем не позавидуешь.
Квантовая механика подарила нам такое понятие, как «эффект наблюдателя», – когда сам факт наблюдения меняет состояние системы. Неизвестно, вдохновлялись ли дизайнеры из немецкой компании ART+COM современной физикой, но им удалось сделать живую иллюстрацию этого явления. Еще в 1992 году они создали экспозицию с названием Zerseher, позволяющую отслеживать движение глаз зрителя и изменять картину согласно этому движению. Картина «Мальчик с детским рисунком в руке» деформировалась именно в том месте, на которое смотрел человек. В то время для создания этого эффекта требовались огромные машины, и стенд был размером с холодильник. Плюс к этому для отслеживания движения глаз использовались довольно сложные самописные алгоритмы. Камера получала изображение глаза, на котором отражался свет специальной лампы, формируя точку. По положению этой точки относительно зрачка определялось точное направление взгляда наблюдателя.
Zerseher 2014 года был создан буквально за пару месяцев при помощи устройств, которые сегодня можно купить через Интернет, не прибегая к каким-то экзотическим средствам. Этот стенд состоит из камеры, датчика движения глаза и пары экранов. Современный Zerseher позволяет делать то же, что и его предшественник, но добавляет новый уровень эмоционального воздействия на зрителя. В одном из режимов камера высокой четкости делает фотографию глаза человека и производит те же манипуляции уже над ней.
Общая тенденция – создать «непредумышленное» изображение, визуализировать то, чего обычно не видно. Но ведь то же самое можно проделать и со звуком.
Фрэнк Свэйн (Frank Swain) стал терять слух в возрасте 20 лет и сейчас может слышать только благодаря специальному цифровому устройству, которое преобразует внешний звук в сигналы, поступающие в мозг. Фрэнк решил, что раз уж он получает цифровой сигнал в качестве звука, то его можно модифицировать как душе угодно. Вместе с саунд-дизайнером Дэниэлом Джонсом (Daniel Jones) они создали слуховой аппарат, способный слышать Wi-Fi. Технически устройство представляет собой слуховой аппарат с модифицированной прошивкой, iPhone со взломанным Wi-Fi-модулем и специальное программное обеспечение. Далекий или слабый сигнал Wi-Fi слышится Фрэнку, как стрекот счетчика Гейгера, а сильный и близкий образует целые мелодии. Но звук зависит от многих параметров: скорости подключения, алгоритма шифрования и т. п. Проект, получивший название Phantom Terrains (англ. «Призрачные ландшафты»), позволяет ощутить, какие невероятные пейзажи образуют вокруг нас электромагнитные сигналы, обычно выпадающие из нашей зоны восприятия.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.