В раннем детстве очень бесит слово нельзя: слишком уж часто мы его слышим. И очень раздражает, что оно, оказывается, не употребляется без не. Кричишь: «Льзя!» и топаешь ногой, а все вокруг смеются. Но твое русскоязычное сердце чует, что есть такое слово. Не может не быть! И ведь действительно: оно было. А какие еще близнецы-антонимы затерялись в истории языка?
Лепый
Это слово часто встречается в древнерусских письменных источниках примерно с XI века в нескольких значениях: красивый, ладный, полезный. В те времена можно было сказать, что у человека лепый взор, лепая дочь и лепый слуга. Память об этом хранит слово великолепный, а вот антоним мы используем сегодня уже немного в другом значении: нелепый – чаще всего не некрасивый, а бессмысленный, несуразный.
Суразный
Кстати, слово суразный когда-то не было нелепицей, а жило своей жизнью. Владимир Иванович Даль в своем словаре выделил ему целую статью. В разных диалектах существовали (и, вероятно, до сих пор существуют) разные его варианты: суражий, суразый. Синонимы этого слова – пригожий, ладный, похожий: суразная девица, суразный конь.
Клюжий
Это старинное прилагательное происходило от такого же старинного существительного клюдь, которое означало красоту, стать, порядок. Клюжий, стало быть – красивый, статный, ловкий. Полная противоположность неуклюжему.
Взрачный
Невзрачный – когда и смотреть-то, то есть взирать, не на что. Другое дело – взрачный! Даже в произведениях XIX века еще можно встретить взрачных людей (то есть видных и приятной наружности) и взрачные, то есть красивые вещи.
Радивый
Последнее прилагательное в этой подборке происходило от глагола радеть. Хотя он и древний, но до сих пор иногда используется. Радеть о ком-то или за что-то – значит проявлять заботу или усердие, содействовать, стараться, хлопотать. Радивый, соответственно, человек, который все это делает.
Дуг
Дюжий, сдюжить, «взялся за гуж – не говори, что не дюж». Все это производные от древнего слова дугъ, что значило сила. Сегодня у нас остался только недуг, то есть буквально бессилие.
Ряха
Вроде бы вполне современное слово, хоть и грубое. Сейчас ряхой называют полное сытое лицо, приобретенное, вероятно, недостойным способом: человек, который наел ряху, как минимум чревоугодник, а может, еще и лентяй или даже взяточник. Трудно поверить, что давным-давно слово ряха звучало как комплимент: так называли опрятных нарядных женщин. Наряд и ряха – слова-родственники, оба произошли от глагола рядить, что значит устраивать, приводить в порядок, одевать. Но сегодня таких рях у нас для вас нет.
Годяй
Есть версия, что негодяями когда-то называли негодных рекрутов, а все годные к военной службе были годяями. Скорее всего, это значение не было изначальным, но то, что у годяя что-то хорошо получалось, – факт.
Взначай
Чаять, отчаяние, чай (как вводное: «Чай, проголодался?») – у всех этих слов есть общий корень и связь с глаголами ждать, предполагать, надеяться. Невзначай значит неожиданно, внезапно, а взначай когда-то означало ожидаемо и намеренно.
Приязнь
Это слово нередко встречается в русской классической литературе. В словарях отмечается, что оно устарелое, но его вполне можно использовать, если это уместно. Приязнь означает благосклонность, расположение – все, чего нет в неприязни.
Настье
Точнее – настьё. Это синоним древнерусского слова вёдро, которое и сегодня используется в некоторых диалектах и означает хорошую летнюю погоду. В литературном языке выжил только грустный антоним этих слов.
Годовать
Этот глагол – родственник слов годный, пригодиться, погода. Сегодня мы можем только негодовать, а вот наши предки могли годовать, то есть быть довольными или даже взаимно угождать.
Навидеть
А этот глагол такой древний, что был утрачен еще до того, как в древнерусском и старославянском языках в XI веке появился его антоним ненавидети. Очевидно, уже тогда ненависть была людям нужнее. Уверенность в том, что такое слово все же существовало, вселяют другие славянские языки: сербскохорватский, чешский, словацкий. В них похожий глагол означает жить дружно, быть терпимым, жаловать.
Льзя
Ну а незаконная льзя – не что иное, как форма древнего существительного льга, которое означало свобода. Сегодня от нее, помимо очевидного антонима, остались только намеки. Прислушавшись, вы можете уловить их в словах польза, льгота и легкий.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.