Врата богов и город грехов

Оба эпитета относятся к одному и тому же древнему «мегаполису». Современники испытывали к нему противоречивые чувства, видя в нем не только воплощенное величие, но и пример падения нравов. Вавилон всегда был городом контрастов.

«Вавилонская башня», Питер Брейгель-младший. www.commons.wikimedia.org
Точное время его возникновения неизвестно. Всему виной высоко залегающие грунтовые воды, которые в буквальном смысле не дают археологам докопаться до правды. Известно лишь, что в III тысячелетии до н.э. Двуречье делилось на два царства – Аккадское и Шумерское. Они состояли из небольших городов-государств, одним из которых была Кадингирра, что в переводе с шумерского – «врата богов». Этот небольшой и ничем не примечательный шумерский город, возведенный, как полагают историки, не позже III тысячелетия до н.э., ждала великая судьба – он стал первым мегаполисом в истории Старого Света. Аккадское словосочетание «врата богов» звучит как «баб-илу». «Бабилоном» и назвали город.
Как и положено древним цивилизациям, две с половиной тысячи лет его истории – сплошные войны и бесконечные пертурбации. Разрушительные набеги соседних племен сделали свое дело – в XX–XIX веках до н.э. Шумеро-Аккадское царство распалось на множество мелких. На севере Междуречья часть из них вошла в Ассирийское государство.


Но междоусобные войны не прекращались. Благодаря им постепенно и возвысился Вавилон, где воцарилась первая Вавилонская (аморейская) династия, основателем которой в 1895 году до н.э. был царь Саму-абум. Почему именно Вавилон? Потому что расположение его было удобным как для нападения, так и для обороны – между реками Тигр и Евфрат. К тому же здесь брала начало ирригационная система южной Месопотамии и проходили торговые пути – речные и сухопутные.
А вот свой расцвет Вавилон пережил уже во времена шестого царя первой Вавилонской династии – в 1792–1750-е годы до н.э. Его славное имя известно каждому школьнику – Хаммурапи. Он был одним из первых в истории выдающихся государственных лидеров, стратегов и дипломатов и подчинил себе все народы, живущие в долине «великих рек», в том числе крупнейшие ассирийские города – Ашшур и Ниневию. Так и возникло Вавилонское царство, а Вавилон стал его столицей. А еще Хаммурапи издал свои знаменитые законы – один из древнейших правовых кодексов, который называют кульминацией клинописного права.
Стела со сводом законов Хаммурапи. www.awesomestories.com

Законы Хаммурапи оказали влияние на всю правовую культуру Древнего Востока. Превзойти их смогли лишь во времена позднейшего права Древнего Рима. Кодекс Хаммурапи был прост, справедлив и не демократичен. Вот лишь некоторые выдержки из свода, состоящего из 282 параграфов: «Если врач сделает свободному человеку операцию и сделает ее неудачно, то ему надо отрубить кисть руки», а «Если строитель построил человеку дом и свою работу сделал непрочно, и дом рухнул, убив домовладельца, этот строитель должен быть казнен».

Хаммурапи приказал высечь эти сентенции на больших базальтовых столбах, которые были выставлены в разных концах державы.
Заботился Хаммурапи и о благосостоянии страны. При нем расширялись посевы, развивались скотоводство и ремесло, внешняя и внутренняя торговля, появились новые оросительные каналы (один из них был настолько грандиозен, что его назвали рекой Хаммурапи). Жизнь стала лучше и веселее – страна задавала экономический пульс Передней Азии. Вавилонские товары служили эталоном качества для всего древнего мира. И не только качества, но и моды, как сегодня Париж. Местные изделия из камня, кости, кожи, шерсти или тростника, а еще вино, масло, пиво, хлеб, крупы и косметика влетали в копеечку, но моментально продавались.
Особенно ценилась керамика. Уж чего-чего, а запасов глины самых разных сортов в этих краях было не счесть. Гончарное мастерство совершенствовалось здесь веками. Именно шумеры придумали покрывать керамику цветными глазурями – толченым стеклом, смешанным с различными веществами: медью, оловом, кобальтом и другими. Гончары отличились не только в изготовлении посуды, но и в строительстве домов. Современников поражала вавилонская городская стена: она была выложена из кирпичей, покрытых голубой глазурью и украшенных изображениями священных животных. А вот размеры стены ошеломили даже потомков. Побывавший в Вавилоне (который к тому времени уже пришел в упадок) «отец истории» Геродот оценил длину городской стены в 96 км, а высоту – почти в 30 м. Современные историки называют Геродота слишком впечатлительным и говорят о других цифрах – 19 км и 12 м
соответственно. Но это не умаляет заслуги строителей «врат богов», ведь для того времени возведение подобной конструкции сродни чуду. Не говоря о том, что для военной техники тех лет (читай – повозок с лошадьми и лучниками) город был абсолютно неприступен и без тридцатиметровых стен. Тем более что стены возвели двойными. Сам же город состоял из одно- и двухэтажных кирпичных зданий, а улицы пересекались почти под прямым углом и имели четкую планировку. При строительстве использовались математические законы, которые сформулировали намного позже, например, теорема Пифагора.

Зиккурат в Вавилоне. Иллюстрация: MUSEO MESOPOTAMIA Y EGIPTO López Iglesias, www.virtualgallery.com

В те времена более грандиозного города просто не существовало – Рим походил
на деревню из глинобитных хижин, а Константинополь еще не появился.
Неудивительно, что Вавилон вошел не только в исторические тексты, но и в религиозные. Современники взирали на первый мегаполис с восхищением и ужасом. А может, и с завистью. Так, ряд ученых считает, что библейская Вавилонская башня реально существовала. Ее прообразом был самый высокий вавилонский зиккурат (многоступенчатая культовая башня в Древней Месопотамии) под названием Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Этеменанки имел 91 м
в высоту и восемь прямоугольных ступеней (так что круглая Вавилонская башня художника Питера Брейгеля вовсе не исторична). Неизвестно, когда именно этот гигант появился на карте города. Наука знает лишь, что во времена Хаммурапи он
уже существовал – по крайней мере, в первоначальном варианте. Башня разрушалась и реставрировалась несколько раз. Последнюю «версию» возвел царь Навуходоносор II, и этот вариант был самым грандиозным – для его строительства, по подсчетам ученых, ушло 85 млн кирпичей. В 331 году до н.э. Александр Македонский приказал разобрать зиккурат, чтобы провести его очередную реконструкцию. Этому помешала смерть полководца. Откуда же в Библии взялась разрушенная Вавилонская башня? Есть мнение, что евреи, насильственно переселенные Навуходоносором II в «вавилонский плен», видели «ремонтные работы» на зиккурате и восприняли их как справедливое уничтожение образца невиданной наглости и вызова богу.
А вот существовали ли в реальности висячие сады Семирамиды – вопрос. Мир узнал о них из ассирийского каменного барельефа тысячелетней давности и из свидетельств того же Геродота. Руины их, впрочем, не найдены до сих пор. Считается, что огромную ступенчатую башню, на которой росли тропические деревья, Навуходоносор II
построил в честь любимой жены Амитис. Так что висячие сады следует связывать с ней, а не с ассирийской царицей Семирамидой, которая жила двумя веками раньше и по имени которой ошибочно назвали одно из чудес света античного мира.
Висячие сады Семирамиды, www.art.com
Амитис, дочь царя соседнего государства Мидии, любила свою родину, что утопала в зеленых холмах, и скучала в пыльном и шумном Вавилоне – якобы поэтому Навуходоносор и распорядился создать для нее висячие сады. Археологи проводят эксперименты и доказывают, что такая конструкция вполне могла существовать, хотя проект – воистину эпохальный для своего времени. Мало того что эта махина с землей и деревьями не должна была рухнуть под собственным весом, так еще и обеспечивала бесперебойную подачу воды, чтобы поливать буйную растительность.
Одна только постройка этого «парка» требовала опережающей время смекалки сотен инженеров и огромного труда тысяч рабов.

Кстати, о рабах. В Вавилоне жила самая разношерстная публика: шумеры, аккадцы, вавилоняне, амореи, касситы, халдеи, арабы, евреи, персы, ассирийцы и многие другие народы Междуречья. Все они делились на три сословия. Свободного гражданина называли авелум, то есть просто «человек», или мар авелим – «сын человека». «Авелумом» мог быть кто угодно – от крупного торговца до крестьянина. Прослойка зависимых, так называемых мушкенумов, что в переводе с местного –
«склоняющий ниц», – работала на царской земле и была ограничена в правах. Мушкенумы могли владеть имуществом и рабами, отстаивать свое мнение в суде. А вот рабы – вардум – были полностью бесправны, их могли продавать и покупать. Рабами становились военнопленные, преступники и те, кто не смог расплатиться с долгами. При этом вардум могли иметь некоторое имущество и даже передавать его по наследству. Их даже могли освободить за хорошую работу и примерное поведение.
А вообще в античном обществе раб считался «говорящим орудием», хотя и членом семьи. В целом с ним обращались гуманно, ведь он стоил денег. Небогатые семьи даже работали наравне со своими рабами. Зверски эксплуатировали только тех, кто служил при храмах, – такие рабы доставались даром, и с ними обращались как
с вещью.
Вавилонские ворота Иштар. Иллюстрация: BlongJr, www.flickr.com
Стены ворот Иштар (современный Ирак). Фото: Johann Sparragus, www.portierraporlatierra.blogspot.com
Но рабы были обычным делом для древнего мира. Куда больше соседские народы были недовольны нравами «зажравшихся» вавилонян. Главным местом притяжения горожан и торговцев из других стран были городские ворота, где расположился шумный и красочный рынок, шла бойкая торговля и вершились судьбы. Здесь ссорились, иногда убивая друг друга, продавали и покупали рабов, проигрывали свободу за долги. Благодаря тому, что дела предприимчивых вавилонян шли в гору, они умели считать деньги и прослыли образцом жадности.
«Каждая сделка, будь она самой незначительной и с кем бы она ни заключалась: с близким соседом, родственником, братом, женой, мужем, сыном, дочерью, отцом, – фиксировалась письменно. Когда дело доходило до денег, голос крови, дружбы, любви и привязанности у вавилонян замолкал. Поэтому вавилонское общество
производило отталкивающее впечатление на многих иноземцев, которые близко соприкасались с ним. Не случайно в Библии Вавилон стал синонимом неуемной корысти и бессердечия», – пишет в своей книге «Вавилон легендарный и Вавилон исторический» ассириолог, специалист по Нововавилонскому царству Виталий Белявский.
Вавилонский «брачный рынок». Иллюстрация: Sir Edwin Long, www.commons.wikimedia.org
Но особенному остракизму подвергся вавилонский обычай храмовой проституции. Сходные традиции были, например, в Египте и Древней Греции. Несмотря на это, современники шушукались именно по поводу «вавилонских блудниц». Геродот писал по этому поводу: «Самый же позорный обычай у вавилонян вот такой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты (на самом деле, речь шла об аккадской богине любви и плодородия Иштар. – Авт.) и отдаваться за деньги чужестранцу. Многие женщины, гордясь своим богатством, считают недостойным смешиваться с толпой остальных женщин. Они приезжают в закрытых повозках в сопровождении множества слуг и останавливаются около святилища. Большинство же женщин поступает вот так: в священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из веревочных жгутов на голове. Одни приходят, другие уходят. Прямые проходы разделяют по всем направлениям толпу ожидающих женщин. По этим-то проходам ходят чужеземцы и выбирают себе женщин». Сумма, за которую продавалась любовь, могла быть совсем небольшой, но отказать вавилонянка не могла и обязана была пойти с любым, кто бросит ей монеты в подол. Деньги при этом доставались храму. После того как дама отдавала священный долг богине, она возвращалась домой и, как пишет Геродот, «уже ни за какие деньги не овладеешь ею вторично». Красавицы покидали храм очень скоро, а вот тем, кто был менее симпатичен, приходилось иногда оставаться там по три-четыре года.
Но ничто не вечно, даже Вавилон. Дальнейшая его история состоит из череды междоусобных войн и иноземных захватов. Уже во времена правления сына Хаммурапи – Самсу-илуны, в 1749–1712 годах до н.э., страна начинает медленно, но верно приходить в упадок. На юге вавилонян теснят эламиты, которые захватывают шумерские города, а на северо-западе возникает очередное государство – Митанни, отрезавшее Вавилонию от основных торговых путей. В стране массово нищают крестьяне и воины. На территорию государства проникают племена касситов и хеттов, которые в 1595 году до н.э. захватывают и разоряют «город грехов». Этим завершается трехсотлетний Старовавилонский период и приходит конец правлению первой Вавилонской династии.

Касситы старались возродить страну из пепла: возвращали захваченные статуи богов, перенимали культуру и обычаи. Но Вавилонию это не спасло. Она была зависима сначала от Египта, потом – от Митанни и Хеттского царства. А уже в XIII столетии до н.э. очередной удар нанесла окрепшая Ассирия. На этом закончила свой век и касситская династия.
Ассирийцы штурмуют город в Вавилонии. «Вавилон легендарный и Вавилон исторический», В. А. Белявский
Вторгались в Вавилонию и все те же эламиты. На западе страны начал зреть протест против захватчиков, и столица временно перешла в город Исин, а на трон взошел Навуходоносор I. Вавилония снова пережила расцвет, правда, кратковременный. Эламиты были разгромлены, а их государство, Элам, понесло тяжелейшие потери. Но войны в древнем мире не прекращались никогда. В середине XI века до н.э. государство вновь одолевали полукочевые племена – на этот раз арамеи, что обитали к западу от Евфрата. А потом снова Ассирия. Вавилон разрушили и затопили, жителей угнали в рабство.
В 626 году до н.э. халдейский царь (племена халдеев давно облюбовали вавилонские земли) Набопаласар учинил восстание против ассирийской тирании и одержал победу. Да еще какую – помимо Ассирии, Вавилония захватила Сирию и Палестину. На троне властвовал сын Набопаласара – Навуходоносор II, которому приписывают постройку висячих садов Семирамиды и самого высокого «варианта» Вавилонской башни. Он захватил Иерусалим и ликвидировал Иудейское царство. Страна вновь расцвела, а Вавилон стал самым крупным городом на Древнем Востоке. Численность
его жителей была гигантской по тем временам – около 200 тыс. человек.

Навуходоносор II, www.ru.wikipedia.org

«Вавилонское завоевание Иерусалима», Уильям Хоул. www.edition.cnn.com

После смерти Навуходоносора страна вновь погрязла в междоусобных войнах, а в 639 году до н.э. к ее границам приблизился новый сверхмогущественный противник –
персы. Через полтора столетия они полностью поглотили Вавилонию, но и их могущество было недолгим. В 331 году до н.э. на эти земли торжественно вступил Александр Македонский и провозгласил себя «царем Вавилона и четырех сторон света». После окончательного завоевания персов он хотел сделать Вавилон столицей своей империи, для чего возле города приказал соорудить верфь и гавань для стоянки тысяч кораблей. Новому возвышению «врат богов» помешала внезапная смерть Александра Великого в 323 году. После этого город уже никогда не знал былой славы, а в начале новой эры превратился в деревню. В XII веке «река времен» окончательно потопила его в «пропасти забвения»: от прошлого величия остались одни руины.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ