Дзерен, пеструшка, песчанка, поползень, геккон, бабочка и, конечно же, лошадь. Это все – виды животных, названные в честь Николая Михайловича Пржевальского. Великий путешественник с медалью «Первого исследователя природы Центральной Азии» за пять своих экспедиций собрал несметное множество этнографических данных, но сегодня разговор пойдет о его, пожалуй, самом известном открытии – Лошади Пржевальского.
Первая встреча
В своих путешествиях по Центральной Азии Николай Пржевальский провел в общей сложности более 9 лет. Оседлую жизнь он не переносил и не интересовался никаким искусством. Пржевальский занимался научно-исследовательской деятельностью: собирал ботанические и зоологические коллекции, составлял планы местности, проводил съемки, наблюдал за птицами и млекопитающими, изучал метеорологию и местных жителей и записывал все это в свои дневники. Тяга к исследованию мира и феноменальная память безусловно помогали ему в его деятельности.
В своей книге про третье путешествие в Центральную Азию (1879–1880) «Из Зайсана через Хами в Тибет и на верховья Желтой реки» Пржевальский рассказывает о наблюдениях за дикой лошадью. Она небольшого роста, но имеет довольно крупную голову, а уши меньше ослиных. Темно-бурая грива без челки, хвост также напоминает ослиный с короткой шерстью в начале и длинными черными волосами в нижней части. Ноги сравнительно толстые, а копыта круглые и широкие. Цвет лошади бело-рыжий, а зимняя шерсть довольно длинная и слегка волнистая. Обитает животное в самых диких частях Джунгарской пустыни, киргизы называют животное кэтаг, а монголы – тахи (дух). В стадах обычно 5–15 особей, но, что интересно, только один самец. Охота на них крайне затруднительна, у животных чрезвычайно хорошо развиты зрение, обоняние и слух, а также они очень осторожны и осмотрительны. Вживую Пржевальскому посчастливилось увидеть два стада, одно даже на расстоянии точного выстрела.
Экземпляр такой лошади, правда мертвой, был доставлен им в Санкт-Петербург в Академию наук. Животное убили охотники-киргизы, а подарил его Пржевальскому бывший начальник Зайсанского поста А. К. Тихонов. Лошадь впоследствии в 1881 году описал И. С. Поляков и назвал в честь путешественника (Equus przewalskii). Зоолог выдвинул теорию о том, что животное имеет промежуточную форму между ослом и лошадью и, вероятно, является диким родоначальником некоторых пород домашних лошадей.
Предок или потомок?
Долгое время считалось, что лошадь Пржевальского – последний существующий дикий предок домашних лошадей. Сандра Ольсен, археолог из Университета Канзаса, полагает, что биологов обманула схожесть лошадей Пржевальского с наскальными изображениями диких особей в пещерах Испании и Франции.
В 2018 году были произведены новые исследования, благодаря которым выяснилась природа происхождения вида Equus przewalskii. Ученым удалось найти артефакты времен Ботая (территория современного Казахстана): развалины загонов со слоями навоза, следы конского молока в глиняной посуде, уздечки, лассо, колышки, следы удил на зубах. Удивительно, но были обнаружены даже могилы лошадей. Это означало, что лошадь Пржевальского была одомашнена еще в древности. «В какой-то момент времени часть из них сбежала, одичала и начала вести примерно такой же образ жизни, как современные американские мустанги (они тоже являются одичавшими потомками домашних лошадей. – Авт.). В результате этого изменился их облик – их грива стала прямой, а шкура окрасилась в серый цвет и покрылась пятнами», – говорит Ольсен.
Этот вывод был подтвержден анализом образцов геномов 20 лошадей из Ботая и также геномов 22 лошадей со всей Евразии, живших за последние ~5000 лет. Также в свою работу они включили ранее опубликованные геномы 18 древних и 28 современных лошадей и 7 лошадей Пржевальского (одна из которых XIX века, а остальные – современные). Исследование показало, что все особи делятся на два независимых кластера. К первому кластеру (Ботай и Борли) относится как раз лошадь Пржевальского и является единственным оставшимся на Земле потомком лошадей, одомашненных в ботайской культуре в медном веке. Ко второму кластеру на основе составленного филогенетического древа ученые отнесли всех остальных современных особей и их предков, одомашненных в бронзовом веке. Их геном имеет лишь 2,8 % ботайских сородичей. Также Лошадь Пржевальского отличается от всех остальных особей и количеством хромосом: у нее их 66, в то время как у других – 64.
На грани вымирания
Такая уникальная лошадь, открытая в далеком 1879 году Николаем Пржевальским, могла не дожить до наших дней. Потому что они не поддавались дрессировке, были своенравными и упрямыми, очень мешали монгольским скотоводам. Лошади Пржевальского конкурировали с домашними за скудные запасы еды на пастбищах, водопои, и их попросту отстреливали.
В 1944–1945 годах была жестокая зима, температура доходила до –40 градусов Цельсия, а после наступило крайне засушливое лето. К голоду и местным недоброжелателям присоединились и переселенцы, которые убивали этих животных ради мяса. Тогда популяция лошадей Пржевальского значительно сократилась, а к 1969 году этот вид полностью исчез из дикой природы.
Первый спаситель и его зоопарки
Восстановить популяцию удалось благодаря немецкому скупщику животных Карлу Хагенбеку. Он был одержим редкими видами еще со своих 14 лет. В 1848 году отец подарил юноше нескольких тюленей и белого медведя. Впоследствии Хагенбек путешествовал по миру и собирал собственную коллекцию. Для того чтобы обеспечить жилище своим животным, он выкупил несколько зданий в Гамбурге. В зоопарке Хагенбека находилось множество различных животных: от горилл и антилоп до львов, жирафов и бегемотов.
Он создавал для них вольеры с естественными для них условиями обитания. Ему и принадлежит идея «парка зверей будущего», где вообще между животными нет решеток, а хищников и травоядных разделяют специальные рвы. Идея была воплощена в жизнь, а зоопарк существует по сей день в Гамбурге и считается одним из лучших в Европе.
По его личным подсчетам он завез в Европу 53 особи лошади Пржевальского с 1899 по 1902 год. Их отдали в различные зоопарки, некоторые животные успешно давали потомство, но после Второй мировой войны даже в неволе выжило всего 26 лошадок, и только 11 из них были репродуктивными. Работу над сохранением вида усилили, так что к 1965 году в 32 зоопарках и еще нескольких частных питомниках было уже 132 лошади Пржевальского.
К 1990-м годам популяция Equus przewalskii выросла почти до 1000 особей, что удачно совпало с переходом Монголии к демократическому режиму правления. Благодаря этим факторам начали предприниматься попытки возвращения вида в естественную среду обитания.
Радиационное выживание
В тех же 90-х около 30 особей лошади Пржевальского выпустили в Чернобыльскую зону отчуждения. Охота там запрещена, так как зона является заповедником, поэтому животные начали приживаться и активно размножаться.
На данный момент, по подсчетам Дениса Вишневского, руководителя научного отдела Чернобыльского биосферного заповедника, у них насчитывается около 120–140 голов. Что касается радиации – для лошадей она проблемой не оказалась. Животные живут благополучно даже в самых загрязненных частях ЧЗО, например, в «Рыжем Лесу», и дают на свет здоровое потомство, не имеющее никаких мутаций и отклонений.
Счастливые лошади
Немало усилий к реинтродукции лошади Пржевальского в пустыни Монголии приложила Клаудиа Фей.
В 1993 году швейцарский эколог перевезла во Францию 11 жеребцов и занялась их разведением, а уже через 10 лет – внедрением в семейные стада других лошадей неподалеку от Национального парка Хар Ус Нуур. Ее проект «Wild Horse Mesh» был удостоен наградой Rolex.
Одним из ключевых моментов стало то, что Клаудия проделала большую работу, рассказывая о важности безопасной среды для возвращения домой лошади Пржевальского. «Невозможно защитить вид, не защищая при этом среду его обитания», – объясняет она местным жителям.
В России программу по реинтродукции популяции лошадей Пржевальского создали в 2003 году специалисты Института степи УрО РАН при участии коллег из Института проблем экологии и эволюции им. Северцова РАН и зоомузея МГУ. А сам проект был запущен в 2015 году на территории Оренбургского заповедника. Доставили к нам лошадей также из Франции. Вожака стада, по кличке Авен, Клаудиа Фей знала еще с «жеребячества». Она присутствовала на открытии заповедника в Оренбурге и наблюдала за пасущимся вдалеке табуном в свой бинокль: «Счастливые лошади. Им здесь очень хорошо».
На данный момент во всем мире насчитывается приблизительно 2700 лошадей Пржевальского. Более 500 особей обитают в дикой природе в пустынях Монголии и в ЧЗО, остальные пока еще находятся в зоопарках и питомниках. Людям удалось спасти уникальный вид лошади от вымирания, хотя все еще ведутся работы по адаптации и переселению в дикую природу новых партий животных. Ученые отмечают, как важно человечеству иметь популяции разных животных в неволе, ведь по неизвестным и неожиданным причинам любой вид может резко оказаться на грани полного исчезновения.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.