Вороны умеют себя контролировать так же, как дети

Вороны могут осуществлять самоконтроль почти так же, как человеческий ребенок. Они не ели угощения, если знали, что позже им дадут что-то более вкусное.

Новое исследование основано на известном эксперименте, проведенном в 1960-х годах. В рамках «Зефирного эксперимента» детей помещали в комнату с зефиром и говорили, что если им удастся не есть зефир в течение 15 минут, они получат второй зефир. Награды были несъедобными: обычным подарком были простые наклейки, а более престижным подарком были блестящие наклейки.

Способность откладывать что-то приятное демонстрирует такие когнитивные способности, как планирование. Первоначально эксперимент был проведен для изучения развития человеческого познания, а именно в каком возрасте человек становится достаточно умным, чтобы отложить что-то приятное для того, чтобы получить что-то лучшее.

Конечно, провести абсолютно такой же эксперимент с воронами не получится, так как они не понимают человеческий язык. Поэтому ученые его модернизировали, использовав аппарат, состоящий из вращающегося лотка в прозрачном корпусе с окном, позволяющим показывать часть лотка.


На лоток помещались два лакомства: одно было доступно сразу, а другое становилось доступным, когда поднос поворачивался. Лучшее угощение было либо более высокого качества (например, мясо вместо кусочка яблока), либо в большем количестве.

Девять диких ворон и 61 ребенок в возрасте от трех до пяти лет были обучены тому, как работает аппарат. Затем они прошли два испытания: с видимыми наградами и с одной или двумя наградами, спрятанными под крышкой на подносе.

Когда награды были видны, и дети, и вороны откладывали первое вознаграждение, чтобы получить лучшее угощение. И, что особенно интересно, для участников было важнее качество угощения, а не его количество. Но когда дело дошло до спрятанных удовольствий, дети действовали лучше, чем вороны. Пока неясно из-за чего, но ученые предполагают, что причина — страх птиц перед человеком. Всякий раз, когда ученые входили в вольер, принося поднос, вороны держались от них подальше, а подходили к подносу только после того, как человек уходил.

То есть они не знали, какая награда была спрятана под крышкой, и, чтобы выяснить, стоит ли ждать скрытой награды, им приходилось полагаться на умозаключение. Дети не испытывали такого страха и могли наблюдать, как ученый размещает наклейки, и помнить, что было под крышкой.

Фото: 1) freddesmoulins/iNaturalist, CC BY NC; 2) Miller et al., Animal Cognition

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ