Виртуальное забрало

Пока шлемы виртуальной реальности предлагают нам нырнуть с головой лишь в игровую вселенную. Но уже сейчас технические специалисты раздумывают над тем, что, помимо зомби и орков, видно лучше с «опущенным забралом». «ММ» выяснил, чем отличаются три главных технологии полного погружения в виртуальность и кому они нужны.

     Шлем виртуальной реальности во многом подобен персональному кинотеатру. Устройство, все же больше похожее на объемные очки, чем на шлем, надевается на голову и показывает пользователю трехмерное изображение в нескольких сантиметрах от глаз – никаких случайных предметов и людей «в кадре». Базовое отличие шлема от кинотеатра – наличие сенсоров для отслеживания положения (трекинга) этой самой головы. Для этого используются как встроенные датчики (акселерометр, гироскоп и магнитометр), так и внешняя камера, фиксирующая положение в пространстве особых меток, размещенных на шлеме. Результат – картинка на экране меняется в зависимости от движений пользователя. 
Версии разных разработчиков и производителей отличаются методом построения 3D-картинки, типом дисплея и, конечно, совместимостью или несовместимостью с различными устройствами.


Oculus Rift
Дисплей: OLED
Разрешение: 1920 × 1080
Угол обзора: 100°
Совместимость: ПК (Windows, Mac OS X, Linux)
Вес: 440 г

Самым популярным и известным среди семейства шлемов, без сомнения, является Oculus Rift. Он разрабатывался именно как аксессуар к играм, впервые был продемонстрирован еще в 2012 году и тогда произвел настоящий фурор. С тех пор проект вырос – улучшились характеристики, а команда получила поддержку именитых производителей компьютерных игр и значительное финансирование. 

Как устроен Oculus Rift? Две картинки (для правого и левого глаза), из которых строится трехмерное изображение, показываются на одном экране, разбитом, соответственно, на две половины. Для 3D это ноу-хау. Обычно изображение строится либо с помощью пассивной поляризации (как в IMAX, когда картинки накладываются друг на друга, а у вас на глазах специальные очки, отсекающие каждому глазу лишние волны), либо каждому глазу сразу показывают «свое», но тогда картинки обычно находятся вообще на разных экранах. Решение, которое предлагает Oculus Rift, с одной стороны, улучшает качество изображения, особенно когда человек вертит головой, а с другой – заставляет делить разрешение всего экрана на два.
Акселерометр, гироскоп, магнитометр и внешняя камера, следящая за положением белых точек, нанесенных на корпус, в первой версии позволяли Oculus Rift реагировать на повороты головы пользователя, а во второй, представленной в этом году, еще и на наклоны вперед-назад и вбок.
Те, кто надевал шлем на себя, в один голос заявляют, что до этого погружения в игры просто не было и в персональном 3D-шлеме все воспринимается по-новому. Правда, есть маленький нюанс – с первого раза наслаждаться новыми технологиями дольше получаса ни у кого не выходит. Глаза видят одно, тело чувствует другое, в итоге новичков попросту укачивает в виртуальном аттракционе. Но это, говорят, дело привычки. 



Sony HMZ-T3Q и Morpheus
HMZ-T3Q
Дисплей: OLED × 2
Разрешение: 1280 × 720 × 2
Угол обзора: 45° × 2
Совместимость: пока неизвестно
Вес: 320 г 

Sony Morpheus
Дисплей: LCD
Разрешение: 1920 × 1080
Угол обзора: 90°
Совместимость: Play Station 4
Вес: неизвестно

Японский гигант Sony уже успел выпустить несколько персональных кинотеатров. Последним из них был Sony HMZ-T3. Тогда же в компании заявили, что устройство будет иметь три модификации: с проводным интерфейсом, с беспроводным интерфейсом и, самая интересная, с трекингом головы. Последняя модель носит название HMZ-T3Q и уже может считаться не кинотеатром, а полноценным устройством виртуальной реальности. К сожалению, о дате выхода пока ничего неизвестно, но шлем уже был продемонстрирован на Международной выставке потребительской электроники CES 2014. Правда, главное, чем он удивил, – заявленной ценой в 1000 долларов (гораздо выше Oculus). 
Однако этот шлем не единственный у Sony. Гораздо интереснее выглядит проект Morpheus. Он создавался как игровой шлем. Для более точного позиционирования головы здесь тоже используется камера, правда, отслеживает она не точки, как у Oculus Rift, а специальные LED-маячки. На презентации в марте 2014 года многие сразу оценили их – с ними можно играть в абсолютной темноте. К тому же выглядит это воистину супертехнологично. Те, кому довелось сравнить Morpheus и Oculus Rift, говорят, что первый немного проигрывает в степени погруженности, а также в качестве картинки, из-за того что японцы использовали LCD-панель, а Oculus – OLED, но в то же время Morpheus не оказывает такого влияния на вестибулярный аппарат.

ANTVR Kit
Дисплей: LCD
Разрешение: 1920 × 1080
Угол обзора: 100°
Совместимость: все
Вес: неизвестно

Не отстают и китайские умельцы, которые всегда славились способностью делать копии технологий, иногда даже до официального выпуска. Итак, китайская версия Oculus Rift – это ANTVR Kit. Технически, да и внешне, он очень похож на Rift, за некоторым исключением – другой тип дисплея, экран чуть меньше, но все-таки этот шлем все еще достаточно хорош. Самым главным его преимуществом перед другими производителями будет его мультиплатформенность. По заявлению разработчиков шлем совместим со всем, чем можно: ПК, Xbox, Sony, Android… Деньги на разработку собирались на Kickstarter, и эта кампания уже успешно завершена, так что вполне возможно, ANTVR Kit увидит свет в сентябре 2014 года, как и планировалось.
Использование шлемов виртуальной реальности в первую очередь, несомненно, изменит игровую индустрию. Однако есть еще немало сфер применения новым технологиям. С их помощью уже можно попасть на виртуальную экскурсию, пройтись по интернет-магазину или создать дизайн помещения, пользуясь преимуществами эффекта присутствия «внутри» объекта. Это, впрочем, как и сочетание шлема с обучающими программами, достаточно предсказуемо.
Неожиданно то, чем шлем виртуальной реальности заинтересовал военных и… биржевых трейдеров. Норвежские вооруженные силы тестировали Oculus Rift в управлении танком. Обзор из бронетехники для водителя сильно ограничен, поэтому они решили оборудовать танк внешними камерами, а полученное с них изображение объединять, обрабатывать и выводить на Oculus Rift. 
В свою очередь, компания Bloomberg, один из главных поставщиков финансовой информации для профессионалов, этим летом представила виртуальный макет торговой системы, отражающей положение дел на фондовом рынке. Если система выйдет за рамки эксперимента, биржевые трейдеры смогут в прямом смысле погружаться в свои диаграммы, таблицы и графики, которые, конечно, будоражат их не меньше, чем обычных людей нашествие зомби и орков.


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ