Когда спрашивают: «Веришь ли ты в бога?», ответить бывает непросто, но вопрос «Во что ты веришь?» еще сложнее. Однако издатель «ММ» Александр Новиков – из тех, кому всегда есть что сказать. Возражения, дополнения и комментарии к нашему с ним разговору о вере приветствуются.
– Александр Иванович, что такое вера, и нужна ли она вообще человеку?
– Не просто нужна, а необходима. Без веры человек жить не может, так как не все, что нас окружает, можно объяснить. На мой взгляд, вера – понятие многослойное, в том числе она может быть основана на опыте и авторитете других людей. В процессе своего развития мы все время кому-то или чему-то верим, так как сами не можем это проверить. Но мы всегда живем в вере. Ну, а вера религиозная – это один из небольших кусочков самого понятия веры.
– Стоит ли веру убивать, разрушать?
– Бывает по-разному…
По моему мнению, человек – это, в общем-то, некая машина, а мозг человека – компьютер. Любой компьютер программируется, следовательно, человеческий мозг тоже. Когда на первом этапе мы доверяем авторитетам – это не программирование, а всего лишь передача ответственности для принятия решения другому человеку. Для ребенка она вполне обоснована, поскольку человек еще не сформировался и не имеет такого всестороннего опыта, чтобы принимать решения. Поэтому он опирается на авторитеты, и до определенного момента это нормально.
Но если человеку что-то внушать длительное время и с определенной последовательностью, то вера может перейти в программируемую. И вот тогда она становится опасной. Человек начинает действовать шаблонно, по команде, и принимает решения по той жесткой программе, которая, условно, установлена в его подсознании. И вот такую, запрограммированную веру надо разрушать, безусловно.
Человек может натворить беды в своей жизни и в жизни других людей. Потому что он выполняет не свою волю, а действует в пользу тех, кто поставил ему эту программу. Я к тому, что вера может быть вредна. И такой веры надо бояться.
– Есть ли смысл жить только для веры – в монашестве, например?
– Ну, монашество к вере не имеет прямого отношения. На мой взгляд, в монахи попадают люди, обреченные на смерть. И молодежь в том числе, да. Для них это единственный способ выжить – по разным причинам... Но давай мы сначала определимся с самим понятием веры, с тем, как она воздействует на человека, а потом вернемся к монахам.
Мозг человека каждый день программируют – ну, хотя бы передачами по телевизору. НЛО, экстрасенсы… Дают определенную информацию, которая закрепляется в памяти, и на каком-то этапе человек начинает сомневаться – а вдруг это правда? Всякое ведь бывает... Бога тоже никто не видел, но огромное количество людей в него верят.
– А вы совсем не верите в потусторонний мир, в экстрасенсорные способности?
– Почему я не верю? Верю. Но только те вещи, в которые верю я, они основаны на каких-то авторитетных мнениях, а также на моем личном опыте и ощущениях. Моя вера прагматична. Я считаю, что если мы чего-то не знаем, то это не значит, что этого нет.
Все, во что я верю, я в первую очередь пытаюсь «потрогать руками». Или мозгом. Если я потрогал «нечто» и понимаю, что это есть, я стараюсь вложить это в некую мозаику своего миропонимания. Но если оно никуда не подходит, я откладываю его в сторону, и оно лежит там до тех пор, пока не будет иметь шанс на истину в моем понятии, и только тогда войдет в какую-то ячейку пазла.
В моем возрасте у меня уже нет авторитетов, которым я мог бы безоговорочно поверить. Я уже ничего не приму на веру, потому что я перерос этот момент – мое личное мироощущение сформировалось. На сегодняшний день переубедить меня в чем-то достаточно сложно. Хотя возможно. Но только абсолютно логическим путем, и неважно в чем – это могут человеческие взаимоотношения, физика, эзотерика...
– Какая религия вам ближе по духу? Или можно быть приверженцем нескольких религий сразу?
– Меня устраивает наша православная религия. Хотя, на мой взгляд, в основе своей, в «скелете», постановке цели и задачи все религии одинаковы. Все остальное – то, что обросло обрядами, традициями, культами, еще какими-то внешними проявлениями, – это способы привлечения людей и работа с ними. У каждой религии есть своя задача и цель. Это своего рода партия, задача которой – управлять людьми с целью формирования гармоничного общества. И любая религия эту функцию жестко выполняет. С одной стороны, она формирует законы и правила, чтобы управлять людьми. С другой стороны, нужно управлять таким образом, чтобы это общество было достаточно справедливым. Но вообще религия – это длинный разговор.
– Хорошо, бог с ней, с религией. А в интуицию вы верите?
– Конечно, верю.
– А в то, что будущее можно предсказать?
– Верю.
– С вами такое случалось?
– Понимаешь, так, чтобы мне кто-то предсказал будущее в буквальном смысле, – такого не было. На самом деле, предсказание будущего – это, в любом случае, некая вероятность. Мы каждый день предсказываем будущее в нашей жизни. Как прогноз погоды.
– Прогноз погоды – это не предсказание.
– Это математика. Сбор определенной информации. Расчеты, которые позволяют сделать прогноз на будущее с определенной долей вероятности. И чем сложнее математические вычисления и точнее изначальные параметры, введенные в компьютер, который делает эти вычисления, тем выше доля вероятности предсказания будущего хотя бы в области погоды. И таких прогнозов мы делаем много.
– Но в жизни есть еще и случайности, в том числе и в погоде.
– Бывают и случайности. Случайность – это не просто какое-то ниоткуда свалившееся событие, это недоработка специалиста, который вводил первоначальные данные. Он не заметил каких-то параметров, и они на выходе оказали влияние на результат.
Будущее можно предсказать, а на мой взгляд – скорее, даже вычислить. Если бы мог существовать некий колоссальный компьютер, в который постоянно вводятся данные о состояния природы и общества, и эти данные обрабатываются по определенной программе, у него можно было бы узнать вероятность будущего как для общества, так и для конкретного человека.
Но в любом случае это вероятность. Чем ближе расстояние по времени до запрашиваемого события, тем вероятность больше. И если предположить, что такой компьютер вдруг где-то существует, – будущее, наверное, посчитать можно. Поэтому я в него верю, почему нет.
– Как, согласно вашей теории, охарактеризовать понятие «слепая вера»?
– А это и есть программирование, про которое я уже рассказывал, когда человек перестает думать при принятии решения. Опасная и очень негативная штука для человека и общества.
– Я думаю, что к вере человек должен подходить осознанно и решать самостоятельно, верить ему во что-то или нет.
– Вот сейчас ты затрагиваешь третье состояние веры. Потому что первые два – это начало веры и формирование человека. Я уже как-то рассказывал, что разумная жизнь – это принятие решений. Любых. Сознательных, подсознательных и так далее. Одно из ключевых значений при принятии решений имеет система ценностей, которая формирует человека. Материальных и духовных. Иначе я бы сказал, что человек формирует в себе не ценности, а некие богатства. В материальном мире мы накапливаем материальные богатства: обрастаем бытовой техникой, машинами, квартирами, дачами. А отношение к ним – это наши материальные ценности. Кому-то это ценно, кому-то нет – все относительно. Параллельно с этим, проживая жизнь, вместе с материальными богатствами мы накапливаем и духовные богатства.
Духовные ценности, на мой взгляд, состоят из трех глобальных вещей: это знания, опыт и традиции. Так вот, третья, и самая сильная градация веры – это тот момент, когда она переходит в стадию духовных ценностей. Когда мы начинаем во что-то верить не потому, что опираемся на чьи-то слова или какие-то авторитеты, не потому, что нас запрограммировали, а потому, что мы считаем: жить нужно так. И дальше неважно, кто и что нам будет говорить. Мы будем поступать именно так, как сформировались наши духовные ценности. Вот это – уже осмысленное и наиболее важное, на мой взгляд, понимание веры. Оно ближе к слову «верность». Это та духовная ценность, которая формируется у созревшего уже человека.
– Еще немного коснемся религии. Верите ли вы в христианские чудеса – Туринскую плащаницу, благодатный огонь, святую воду, исцеляющие мощи?
– Верю. Почему говорят, что если веришь в победу, то пятьдесят процентов победы тебе уже обеспечено? Это касается и плащаницы, и всего остального. Наши отношения в обществе складываются из двух принципов – обмена информацией и принятия обязательств. А под каждым обязательством стоит какая-то ответственность – это уже некая цель, некая задача. И тут два выхода: или я делаю, или не делаю. То есть при принятии решения я все время двигаюсь либо к цели, либо от нее. В сторону выполнения или невыполнения своих обязательств.
Так вот вера – это, по большому счету, цель, которую ты себе ставишь. Ну, например, если человек верит в победу, он ставит себе эту цель уже изначально, в голове: «Я одержу победу». Все. И дальше все решения, которые автоматически принимаются, вся его жизнь с этого момента переключается на установленную цель. Он определяет важность этого вектора. Тогда все остальное отходит на задний план при принятии решения. А это уже первый шаг к победе.
Дальше очень важная вещь, про которую обязательно нужно сказать: при принятии любого решения нужна сила. В основном – сила воли, хотя может быть комплекс и других сил, в зависимости от того, в каком состоянии бывает человек.
Ну, а если этой силы нет – значит, и душевной энергии в человеке нет.
– Может, это вера в себя?
– Нет. Вера в себя – это тоже составляющая веры, но самая важная из них все-таки внутренняя дисциплина, когда человек заставляет себя принимать какие-то решения в сторону цели. А чтобы применить силу к принятию серьезного решения, надо ее тренировать. Надо все время принимать решения, маленькие, большие… Тренировать эту силу и развивать. Если ты себе что-то пообещал, надо сделать. Вот от этого зависит очень многое, и твое состояние в том числе.
И тут мы можем вернуться к вопросу, почему люди идут в монахи. Понимаешь, если у человека не будет силы принять какое-то решение, то организм его остановится. Это смерть. Человеку для разумной жизни нужно принимать решения. А для этого нужна сила. Чуть-чуть, хоть какая-нибудь. Так вот люди, которые идут в монахи, – они бессильны. Это самые слабые люди. Люди, обреченные на смерть. Что с ними будет завтра, на каком моменте их организм перестанет принимать решения, они не знают. И единственный способ выжить – где-то взять силы. Для этого им нужно начать глубоко верить во что-то. В жизни нет ничего более мощного, чем вера в Бога, и человеку внушают, что его единственный шанс выжить – это искренне поверить в Бога и в то, что Он его спасет.
Человек ставит себе задачу, он уходит от мирского и начинает верить в Бога, хотя ему это, может быть, и чуждо по своей природе. Потому что вера заставляет, поставленная цель заставляет. Она дает ему возможность тренировать свою силу. И чем больше он верит, чем больше он уходит от мирского, тем выше вероятность, что он выживет, что силы к нему вернутся. Ну, конечно, не в том масштабе, в котором они были у него изначально, но для существования, ограниченного пространством монастыря, достаточно.
– С монахами понятно, но без ответа остался вопрос о христианских чудесах…
– К святыням люди приходят, чтобы чего-то просить, – в основной своей массе. Здоровья для близких, силы, карьеры, денег... Так вот, если они просят, что называется, «в нужное время и нужном месте», их вектор принятия решения через несколько лет приведет к правильной ситуации, которая будет для них удачной, такой, какую они просили. Но просить чуда нельзя. А вот задать параметры в «компьютер», который может их сдвинуть в нужную сторону, наверное, можно. Вот в это я верю.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.