В 2011 году СМИ пестрели сообщениями о том, что Внутренние войска МВД России и Пограничная служба ФСБ подумывают приобрести во Франции легкие бронеавтомобили VBL M11 фирмы «Панар». Несмотря на то что в России без особой огласки полным ходом шли разработка и испытания новейших БМП «Курганец», бронетранспортера «Бумеранг» и тяжелой гусеничной платформы «Армата», наши силовые ведомства проявляли интерес к западной бронетехнике. Речь шла о производстве в России 500 броневиков VBL. Однако переговоры постоянно затягивались, и в 2014 году сделка окончательно рухнула.
История маленького бронеавтомобиля восходит к середине 70-х годов прошлого века, когда французские военные решили заменить джипы «Гочкис» М201, использовавшиеся в разведывательных частях, на легкую бронированную машину VBL (Vehicule Blinde Leger). Она должна была обладать высокой мобильностью и преодолевать вплавь водные преграды. В 1977–1978 годах прошел конкурс на лучшую модель, в рамках которого свои проекты представили пять фирм. Две – гигантский концерн «Рено» и не столь значительный «Панар» – получили финансирование для изготовления опытных образцов.
«Рено» и «Панар» пошли совершенно разными путями. Их бронеавтомобили радикально отличались друг от друга по компоновке, общей была лишь колесная формула 4×4. Двигатель у машины «Рено» размещался в задней части корпуса, что обеспечивало ей хорошую балансировку и проходимость. Это также улучшало обзор, но ухудшало защиту экипажа от мин и обстрела с наиболее угрожаемого переднего сектора. Бронированный стальной корпус с толщиной листов от 4 до 6 мм делился на три отсека: небольшой грузовой спереди, затем кабина экипажа и моторное отделение с форсированным двигателем «Рено» J8S338. Все колеса были ведущими, при движении по шоссе передний привод мог отключаться.
Бронеавтомобиль VBL M11 фирмы «Панар» получил цельносварной монококовый корпус из стальных листов высокой прочности толщиной от 5 до 11,5 мм. В окнах – бронестекла толщиной от 33,5 до 49 мм. Их использование позволило отказаться от наблюдательных приборов с малым полем зрения, типичных для более ранних бронемашин, что давало водителю и командиру обзор, сравнимый с обзором из обычного автомобиля. Переднее расположение двигателя способствовало большей защищенности. На детище фирмы «Панар» использовали военный вариант «мирного» дизеля – «Пежо» XD-3T с турбонаддувом. Точно такие же дизели устанавливаются на автомобилях «Пежо» 504 и «Пежо» 505, а версия XD-3T без турбонаддува применяется на автомобиле повышенной проходимости «Пежо» P-4, состоящем на вооружении французской армии. Доработка двигателя под военные стандарты была минимальной, затронув преимущественно систему охлаждения и его корпус.
На испытания обе боевые разведывательные машины вышли в 1982 году. Довольно быстро стало понятно, что VBL M11 военным импонирует больше. В машине от SEDEMS (дочерняя фирма «Рено») не нравился недостаточный обзор. Хотя в этой конструкции тоже использовались бронестекла вместо традиционных триплексов и перископов, но окна под них имели заметно меньший размер. Заднее расположение двигателя уменьшало внутренний объем корпуса SEDEMS VBL, что ограничивало возможности модернизации броневика. В окончательном решении некоторую роль сыграла и традиционная ориентированность фирмы «Панар» на экспортные заказы.
В 1984–1985 годах французская армия на какое-то время охладела к программе VBL, велика была возможность ее свертывания, но в это же время «Панар» подготовила серийное производство своей машины, получив заказ на 40 бронеавтомобилей от Мексики.
Параллельно с продвижением VBL M11 на мексиканском рынке «Панар» пыталась продать свой передовой товар в соседних США. В 1984 году туда были направлены три машины, которые прошли всесторонние испытания в одном из подразделений 9-й пехотной дивизии армии США. Однако на вооружение американцы все-таки приняли не французский VBL M11, а отечественный «Хаммер», несмотря на отсутствие у него бронезащиты. Кроме того, три VBL для французского контингента миротворческих войск ООН в Ливане 13 марта 1985 года прибыли в Бейрут. Один из них использовался на стационарном посту, второй применялся в качестве машины связи, третий оставался в резерве. Серийное же производство VBL M11 для армии Франции началось лишь в 1989 году.
Всего с 1989 по 2010 год для французской армии было произведено порядка 1621 бронеавтомобиля VBL. Бронеавтомобили VBL M11 разных модернизаций широко поставлялись и на экспорт – в Бенин (10 машин), Камерун (5), Джибути (10–15), Габон (12–14), Грецию (242), Индонезию (18), Катар (16), Кувейт (40) и другие страны. Помимо типичных для французской армии модернизаций зарубежным покупателям предлагались и специальные экспортные версии. Это, во-первых, VBL TOW – носитель ПТУР (противотанковая управляемая ракета) большой дальности BGM-71 TOW американского производства. Боезапас его составляет четыре ракеты. Во-вторых, это VBL ALBI-Mistral – вариант ПВО (противовоздушная оборона), оснащенный башней ALBI с двумя направляющими для зенитных ракет ближнего радиуса действия «Мистраль». Совместно с российскими специалистами в качестве экспериментального образца был разработан VBL Kornet – носитель управляемых по лазерному лучу российских противотанковых ракет «Корнет», имеющих дальность поражения до 5500 м в дневное время. Самым же высокотехнологическим образцом, видимо, надо считать VBL Sourse – специальную разведывательную версию, оборудованную французской мультисенсорной системой наблюдения.
За время своей службы бронеавтомобилям VBL довелось участвовать в целом ряде военных конфликтов. Так, около ста VBL в составе французского контингента войск ООН применялись в операциях на территории бывшей Югославии. Командующий силами ООН в Боснии и Герцеговине канадский генерал Льюис Маккензи выбрал VBL в качестве персонального транспортного средства. Часть VBL французского контингента была захвачена Армией Республики Сербской в ответ на бомбардировки НАТО ее позиций и складов. Позже VBL использовались армией Франции и в Кот-д’Ивуаре. В 2002 и 2003 годах они наряду с пушечными бронеавтомобилями ERC-90 неоднократно открывали огонь по повстанцам MPIGO, чтобы заблокировать их вторжение в эту страну. Следующий эпизод был связан с использованием VBL в Абиджане – крупнейшем городе республики Кот-д’Ивуар – во время операции по свержению диктатора Лорана Гбагбо в апреле 2011 года. В Афганистане французские VBL защищали аэропорт Кабула и ряд логистических направлений. В Мали они были развернуты в 2013 году в рамках операции «Сервал». В дальнейшем в ходе операции «Бархан» несколько французских военнослужащих погибли при подрывах VBL на самодельных взрывных устройствах. В том же 2013 году французы использовали VBL в Центральной Африканской Республике. В наше время VBL состоит на вооружении более чем 15 стран мира. Со времени своего изобретения эта машина участвовала во всех военных операциях, проводимых Францией.
Франция периодически модернизирует свое детище – например, в 2015 году на машину поставили более мощный двигатель, тормоза с антиблокировочной системой, шины большего диаметра и усилили переднюю подвеску. Модель получила название VBL Ultima. Но броневику все равно то и дело наступают на пятки. В 2018 году компания Arquus представила свой бронемобиль Scarabee, оснащенный боевым модулем Hornet 30 с 30-миллиметровой автоматической пушкой и большей эргономичностью. Так что знаменитой VBL, возможно, скоро придется подвинуться.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.