Название трассы происходит от двух населенных пунктов в Индии. Пролегает дорога через заснеженные гималайские перевалы высотой до 2–3 км, так что многие участки и без того опасной дороги покрыты льдом. Это еще что – на шоссе регулярно съезжают оползни и сходят лавины. Неудивительно, что Лех-Манали открывают лишь на четыре месяца в году. И этот сезон спешат не пропустить беспечные туристы, которые предпочитают брать в аренду автомобиль, чтобы прокатиться с ветерком. На что опытные водители, конечно, качают головой – на трассе не рекомендуется развивать скорость более 30 км в час, а кое-где и 15. Про обгон и думать нечего: по дороге передвигается много грузовиков и автобусов, которые поднимаются по крутым склонам очень медленно и создают длинные пробки.
Еще одна туристическая Мекка, на этот раз французская. 4,5-километровая трасса соединяет остров Нуармутье с материковой частью Франции и является самой длинной среди приливных дорог. До XVIII века здесь не было никакой дороги, потому что кругом была вода. Потом она отступила, а в 1840 году появилась трасса. Проехать по ней можно лишь несколько часов в день – во время отлива. Все остальное время дорога стоит затопленной (высота воды – от 1 до 4 м). Самое ужасное, что вода наступает очень быстро, и многие автомобилисты попросту оказываются в ловушке. Что уж говорить про легкомысленных туристов. Французские власти даже установили вдоль дороги специальные спасательные башни, на которых можно переждать прилив. Для людей, конечно. Автомобили спасти не удастся.
Этот опаснейший серпантин знают все любители ралли «Монте-Карло». Узкая дорога, на которой нет ни одного прямого участка, состоит из одних лишь крутых поворотов (многие из них – 180 градусов) и пролегает во французских Альпах на высоте 1600 м. Пейзажи здесь и вправду впечатляющие, но автомобилисты рекомендуют передвигаться по Коль де Турини не быстрее 30 км в час, а то и вовсе пешком. На трассе почти не встретишь никаких серьезных ограждений: все, что отделяет водителя от пропасти, – 10 см элегантного бордюра. А в некоторых местах дорога сужается настолько, что не могут разъехаться даже два легковых автомобиля. И, конечно, многочисленные животные регулярно выбегают на трассу в самый неожиданный момент. Особенно ночью.
Именно так переводится название тоннеля Гуолянь, который находится в горах Китая. Его открыли в 1977 году для жителей одной из местных деревень. Правда, особенно разоряться ради 300 человек не стали, поэтому вместо того, чтобы обогнуть гору, ее решили пронзить насквозь.
В итоге в отвесной скале появился каменистый извилистый ход (по-другому эту «трассу» не назовешь) с тридцатью «окнами», чтобы смотреть наружу. Хотя лучше туда, безусловно, не смотреть вовсе. Высота «хода» составляет 5 м, ширина – 4, а вот протяженность – целых 1200. Говорят, этот тоннель прорубали вручную! Причем всего 13 добровольцев (из той самой деревеньки), которые построили его всего за пять лет. Несколько человек погибло еще при строительстве. А сегодня тоннель считается одним из самых красивых и важных достопримечательностей на карте туризма в Китае.
Guoliang Road – дорога и достопримечательность. www.elmundo.es
Кое-где могут даже разъехаться две машины. Фото: Xinhua / Li An, www.impressio.dir.bg
Дорога смерти
Ее еще называют Дорогой судьбы. И не зря: эта в высшей степени извилистая трасса находится в горных тропиках Боливии и считается самой опасной в мире. Длина ее – почти 70 км, ширина – чуть больше 3 м, а кое-где и меньше. Глубина пропасти под ней – до 3,6 тыс. м. Довершает картину глинистое покрытие трассы, поросшее мхом и регулярно размываемое тропическими ливнями, которые идут здесь несколько месяцев кряду.
Прибавьте к тому постоянные туманы, которые снижают видимость почти до нуля, и перед вами живо встанет место, по которому ездят… нет, вовсе не велосипедисты-экстремалы, а грузовики и автобусы. А в них – обычные жители города Коройко, добирающиеся до столицы Боливии – ЛаПас. На работу, к примеру. Потому что Дорога смерти – единственная трасса, соединяющая эти два города. Неудивительно, что ежегодно на ней гибнет не менее 200–300 человек.