Что могло бы затормозить прогресс? Если исключить застой в науке, демографические и разные геополитические факторы, то остается не так много. Например, другие достижения прошлого и инертность правительственных структур. Сразу на ум приходят времена Джордано Бруно – правда, сейчас в большинстве стран не принято сжигать людей на кострах. Вместо этого существуют бюрократия и негибкое законодательство: может в одночасье зарыть отличные идеи и наработки – как, например, с Uber. Но всему приходит конец.
Вообще, Uber и так успели поднять шумиху с их экономической моделью peer-to-peer, но разбирательство с роботами – это куда более весомо. А дело в том, что спустя несколько часов после запуска тестового роботизированного такси в Калифорнии власти поспешили отозвать разрешение. Регистрация таких транспортных средств, по версии администрации города, должна была проходить, как в случае с автономным автомобилем, но представители Uber настаивали на том, что машина не передвигается сама, внутри всегда находится водитель. Компромисс найти не удалось, проект переезжает в другое место.
С аппаратной точки зрения Uber занимает достаточно весомую позицию в списке робомашин. Летом компания приобрела стартап Otto, который как раз и сделал всю начинку для легковых автомобилей. А это современные лидары, которые состоят из 20 камер, установленных на крыше и направленных по периметру, передатчик и приемник GPS и другие сенсоры. Изящностью это решение несколько уступает Tesla, однако технические составляющие их даже превосходят. К сожалению, сравнительного теста пока никто не делал.
Сердце машины
Кстати, лидары (от английского lidar – Light Identification Detection and Ranging) – не новое изобретение, их первые образцы появились задолго до лазеров. В робототехнике применяются уже современные устройства, где в качестве излучателя используется лазер. Принцип действия практически не отличается от радара: излучатель испускает пучки света, а приемник улавливает отражения от него. GPS тоже изобретен не вчера, и проблемы, которые встают перед такими устройствами, хорошо известны. Например, практическая беспомощность в тоннелях и на крытых пространствах. Но и тут есть возможность увеличить точность определения координат – использовать квазистатические электромагнитные поля. Для этого в рамках проекта POINTER (Precision Outdoor and Indoor Navigation and Tracking for Emergency Responders) создан источник и регистратор таких полей. Они позволяют определить положение в пространстве и направление движения даже там, где GPS не ловит. Зона покрытия одного устройства – несколько сотен метров, так что для трудных участков города и тоннелей должно хватить пары регистраторов. Правда, это еще прототип, и передатчик первого поколения больше рюкзака, но в перспективе размер уменьшится до карманного. До производства надо решить много вопросов с программным обеспечением, техническими спецификациями и, конечно, все задокументировать.
Автономная доставка
В октябре 2016 года Otto смог провести успешные испытания автопилота на грузовых Volvo: партия пива с завода Budweiser была успешно доставлена в Колорадо Спрингс. Водитель спокойно перелез на заднее сидение, когда фура выехала на шоссе. Набор оборудования не сильно отличается от того, что смонтирован на легковом автомобиле, и стоимость его составляет около $ 30 000, однако задача проехать по шоссе не в пример проще по сравнению с городом. Междугородние магистрали предсказуемы и хорошо просматриваемы, в то время как городская среда никогда не была благоприятной даже для машин с живым водителем. Перспективы грузовых колон из автономных машин уже всерьез рассматриваются некоторыми экономистами, но до триумфа роботов еще очень далеко. И как только поднимается вопрос о статусе такой техники, то все только разводят руками – законодательной базы в полном объеме пока нет ни у одной страны на планете. И Россия претендует стать первой.
Впереди планеты всей
Венчурный фонд Grishin Robotics предложил вариант законопроекта, который регламентирует отношения человек-робот и робот-робот. Причем подход к роботам будет похож на подход к физическим лицам, а значит, робот может быть полноправным участником общества, стать социальной единицей и обзавестись своими роботами. Однако ответственность за его действия по умолчанию возложена на владельца устройства. Ошибку в проектировании или написании программного обеспечения придется доказывать в суде. Конечно, сейчас этот документ больше похож на небольшое вступление для книги Станислава Лема, Филиппа Дика или Рэя Бредбери, но рано или поздно похожее законодательство придется разрабатывать.
А пока законотворчество в разгаре, парки Москвы готовятся к наплыву робоавтобусов из Сколково. Volgabus представил модульную платформу Matreshka, одна из модификаций которой представляет собой небольшой беспилотный автобус вместимостью 8 человек. Максимальная скорость – 30 км/ч, запас хода – 130 км. И вновь практически тепличные условия среды, где будут применяться данные устройства, дают надежду на успех. К сожалению, автомобильные стартапы и новые производства добиваются его не часто, достаточно вспомнить суперкар Marussia и Ё-мобиль, но Matreshka вполне может утереть им нос – это и другая сфера применения, и другая целевая аудитория. Заполнить парки роботами Volgabus обещает до конца 2017 года.
Обреченные на существование
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.