Прокатиться из Мидделбурга в Майнц на авто я собирался давно, да все как-то не складывалось: то времени нет, то не сезон, то работа навалится – вообще не до поездок. Но прошлой осенью решил-таки – еду! Мой немецкий друг Томас заявил, что пословица про то, как русские очень долго запрягают, в данном случае особенно к месту. Именно к Тому в гости я и собрался.
Автор: Геннадий Стороженко
Чтобы всем было понятно, где это – Мидделбург, и что это такое – Майнц, поясню: Мидделбург – небольшой городок в 47 тысяч жителей на юго-западе Нидерландов, своеобразная столица провинции Зеландия и место моего обитания. Буквально в нескольких километрах юго-западнее Мидделбурга находится портовый город Влиссинген, так что до Северного моря рукой подать. Тут великолепные песчаные пляжи.
Мидделбург был основан в IX веке, так что архитектура его несет отпечатки многих эпох. Правда, во II Мировую городу здорово досталось, но большинство старинных зданий потом восстановили. Визитная карточка Мидделбурга – древняя ратуша, возведенная еще в тысяча четыреста забытом году. Живут в Мидделбурге добрые и приветливые люди, а сама жизнь идет размеренно и спокойно, что мне очень нравится.
Майнц – также старинный город, построенный на месте военного римского лагеря более двух тысяч лет назад. В свое время был столицей Верхней Германии – из-за удачного расположения. Известен своим потрясающим театром, собором святого Мартина, вкуснейшим шампанским и смешным шустрым паровозиком «экспресс Гуттенберга», на котором катаются туристы. От Майнца до Франкфурта-на-Майне совсем недалеко, поэтому раньше я ездил к Тому на поезде.
Ехать в Майнц можно через Антверпен, Хасселт и Дюррен, под Кельном направо на Найвид и Кобленц, до Майнца. Это самый короткий маршрут, он проходит через Бельгию, возвращается в Нидерланды и потом в Германию. Можно поехать через Бреду и Эйндховен, так на 25–30 км дальше, но пересечение границы только одно – мне этот маршрут показался более удобным. По расчетам поездка должна была занять около шести часов, с кофепитием и перекусом (если, тьфу-тьфу, не застряну в пробке). Расстояние от моего дома до дома Томаса составило по GPS 505 км.
Для тех, кто никогда не был в Нидерландах, развею некоторые мифы: в Голландии вовсе не суперэкологичный подход к транспорту. Здесь не ездят повально на электромобилях с солнечными батареями на крыше, как иногда думают. Экономят – да, стараются беречь природу – да, очень любят велосипеды – да. Но не стоит рисовать себе картины из фантастических фильмов – все гораздо приземленнее. Тут редко можно встретить и огромные представительские седаны или мощные джипы – как правило, на них ездят не голландцы. В большинстве своем жители Нидерландов используют компактные экономичные авто, удобные вместительные универсалы, преимущественно европейского производства. У меня самый обыкновенный Volkswagen Polo, трехдверный хэтчбек с бензиновым двигателем в 1,2 литра. «Кушает» он по городу около 7 литров, а по трассе – до 5. Так что на поездку туда-сюда я планировал потратить литров 65–70 горючего. Кстати, о горючем. Что в Нидерландах бензин дорогой – общеизвестный факт. Сейчас цена на него вообще бешеная – 1,6–1,7 евро за литр, но и осенью прошлого года 95-й стоил 1,43–1,45. Так что содержание автомобиля, даже со скромным двигателем, обходится недешево.
Итак, как говорится, помолясь усердно Богу, собираемся в дорогу. Проснувшись около 7 утра и позавтракав кофе с бутербродами, я выехал из Мидделбурга по трассе Е-312 прочь с острова Валхерен. Дорога хорошая, погода солнечная, так и хочется немного прибавить скорости, но… не стоит увлекаться. Нидерланды – страна законопослушная. Здесь не любят лихачей, поэтому и штрафы приличные. За превышение скорости можно расстаться с 100–140 евро. Разбитным и предприимчивым автолюбителям России совет: не пробуйте «договориться» с полицейским. Нарушили – лучше молча заплатите, а то штраф запросто может вырасти в несколько раз. В населенных пунктах скорость ограничена до 50 км/ч, на магистралях же дозволяется разгоняться до 120, чего, по моему мнению, вполне достаточно.
Первую остановку я запланировал сделать в городе Бреда, это 100 км от Мидделбурга – к моему стыду, я там ни разу не бывал, поэтому решил «хоть одним глазком»…
Город тоже древний (ему больше 1000 лет) и, по меркам Нидерландов, большой – около 170 тысяч жителей. Много достопримечательностей, а главная – замок Бреда, где сейчас находится Королевская военная академия. На него я решил посмотреть, коль уж выпал случай.
Добрался до Бреды я без проблем и, оставив машину в трансфериуме, отправился на улицу Cindelstraat, к замку, на автобусе. Трансфериумы – это бесплатные стоянки для личного транспорта, обычно они располагаются возле вокзалов и на окраинах городов (кстати, здорово разгружают город от лишнего личного транспорта). От них в центр и к важнейшим точкам городов ходит общественный транспорт. Пользоваться трансфериумом вместо того, чтобы петлять по незнакомому городу и платить за стоянку, и удобно, и выгодно. В часы пик эти стоянки заполняются, но найти место все равно не проблема. Конечно, если вам уж очень хочется проехаться на своем авто – не вопрос, только придется платить за стоянки, когда захотите прогуляться, и немало. Хотя в общественно важных, социальных местах есть много дешевых и бесплатных стоянок (они обозначены знаками «P+R»).
Увы, увидеть Королевскую военную академию мне удалось только снаружи. Раньше тут проводились регулярные специальные экскурсии, но сейчас их почему-то нет. Разговорившись с местным жителем по имени Марко, я узнал, что посещение Бреды стоит запланировать на май – если я любитель музыки, или на август – если мне нравятся эффектные мероприятия. В мае здесь проходит джазовый фестиваль, а в августе – праздник воздухоплавания на воздушных шарах.
Пусть в замок я не попал, зато смог полюбоваться им снаружи, рассмотреть мощные Испанские ворота, напоминающие Петропавловскую крепость в Питере, и выпить вкуснейшего кофе по-венски, заглянув в Tapasbar. Бреда вообще производит впечатление города-кафе – на всем протяжении моей поездки на автобусе и во время пешей прогулки различные пабы, кафе и рестораны попадались через каждые 50–100 метров.
Вернувшись к машине часа через два, я продолжил свой вояж. Дальнейший путь лежал по все той же магистрали Е-312 до Эйндховена, а затем по Е-26 до города Венло, где территория Нидерландов заканчивается. Эти 135–140 км я также преодолел без проблем, хотя под Эйндховеном мне показалось, что я пробил колесо. Запаска у меня была, да и техпомощь на автомагистралях Нидерландов работает исправно. Ее обеспечивает Королевский нидерландский туристический клуб (ANWB) – желтенькие автомобили с его аббревиатурой на дорогах не редкость. Путешественникам на заметку: чтобы получить срочную техпомощь ANWB, достаточно позвонить по бесплатному номеру 0800 08 88 с сотового или воспользоваться таксофоном – желтые будочки стоят на магистралях чуть ли не через каждую пару километров. Конечно, техпомощь не бесплатна, но цены умеренные, у Королевского турклуба имеются госсубсидии. Во всяком случае, по телефону вас о стоимости предупредят.
С шинами было все в порядке – скорее всего, что-то попало под колесо. Продолжив путь, я вскоре добрался до Венло, свернув за Эйндховеном на магистраль Е-34. На этом отрезке запомнился мост через реку Маас, слегка разнообразивший пейзаж. По правую руку от реки отходил какой-то широкий «рукав», где располагался грузовой порт и стоянка яхт и катеров. По самой же реке деловито сновали разнокалиберные суда. Сам Венло на первый взгляд скорее деревня, чем город: так он выглядит, если не заезжать в центр. На самом же деле тут есть и современная железнодорожная станция, и красивая ратуша, и старинные узкие улочки, и даже несколько театров. Но меня ждал Майнц, а в Майнце Томас, который уже два раза звонил – где мое хваленое русское «…но быстро ездят»? Поэтому я направился к границе, благо тут и без GPS не заблудишься – везде указатели.
Пересечение границы много времени не заняло. Хотя сказать, что оно было формальным, язык не поворачивается. Строгий, подтянутый немец, поздоровавшись, осведомился, шпрехен ли я зидойч, и, получив ответ: «я, их шпрехе дойч, абер шлихт...», легко перешел на почти безукоризненный английский. Внимательно просмотрев документы, задал несколько стандартных вопросов, прямо-таки сверля меня взглядом. Я сразу почувствовал себя не то контрабандистом, не то беглым каторжником, лихорадочно перебирая в памяти содержимое багажника и сумок – а нет ли у меня там чего недозволенного? Отъезжая от границы, я подумал, что настоящий таможенник таким и должен быть – глаз-рентген.
В третий раз Том позвонил, когда я по трассе А-61 проезжал мимо города Мёнхенгладбаха. Теперь он спрашивал, не паровой ли двигатель у моей машины, и вообще, где я ее взял? Он очень удивился, что мой автомобиль немецкого производства, но тем не менее дважды повторил, что если я буду гнать, то штраф составит минимум 200 евро!
А мне осталось проехать около 230 км по прекрасным немецким дорогам с в меру оживленным движением. Кстати, о телефонных разговорах в автомобиле: помните, без гарнитуры «свободные руки» вас также оштрафуют.
Все же я остановился еще раз: между Бергхаймом и Керпеном решил заправиться. Стоимость бензина в Германии не очень отличается от Нидерландов, но все же тут он немного дешевле. Пока меня заправляли до полного, я прошел в кафетерий, где витал сногсшибательный аромат свежей выпечки. Ну как тут не съесть булочку-другую? Симпатичная фройляйн с гордостью сообщила, что у них собственная пекарня и они пекут лучший хлеб и фирменные булочки. Н-да, немецкая автозаправка все меньше похожа на заправку и все больше – на супермаркет. Скорее всего, это связано с дороговизной горючего и уменьшающейся год от года прибылью от его продаж, а не только с желанием улучшить сервис. Немцы – народ прагматичный.
В Западной Европе уже чувствуется «закат» ДВС. Не скажу, что гибриды и электромобили преобладают, но год от года их число растет, а количество авто с мощными, прожорливыми моторами уменьшается. Экологические требования с каждым годом все жестче. Ничего удивительного, что автозаправки «в чистом виде» стали приносить меньше прибыли. Что же касается «околомагистральной» инфраструктуры, то она развита отлично. Мотели, станции техобслуживания, заправки – всего в достатке и… уже очень давно. Качественное и всестороннее обслуживание автомобилистов здесь просто хорошая традиция, приносящая свои дивиденды.
Дальнейшее путешествие проходило скучновато. За городом Эфртштадтом появилась табличка Е-31, соответственно и максимально разрешенная скорость здесь – 130 км/ч. В населенных пунктах Германии скорость часто ограничивают тридцатью километрами, так что теперь я просто «полетел». Мимо мелькали убранные поля и аккуратные немецкие деревни, остался позади парк Кайзер-Вильхельм, вот я уже обогнул озеро Лоахер (нужно будет как-нибудь заехать взглянуть на него). Вскоре пересек какой-то приток Рейна, а минут через 30–40 и сам Рейн показался слева – я почти доехал. За Дитхельбахом навигатор стал показывать Е-42, и вскоре я уже въезжал в Майнц.
Том живет на Хехтсхаймерштрассе, недалеко от реки. Припарковав машину у дома и прихватив подарки, я нажал на кнопку звонка. Сейчас откроет Том. Будут объятия, шутки и взаимные расспросы. А в ближайшие два дня меня ждут прогулки по древнему и молодому Майнцу, набережная со снующими студентами, Августинштрассе с гаштетами, винными погребками и бутиками, современная «пластика» (так немцы называют скульптуры) и древние архитектурные памятники, музеи и, конечно же, свежее немецкое пиво.Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.