Сегодня, 8 августа, мне представилась замечательная возможность увидеть, как буквально на глазах рождается один из самых удивительных музыкальных инструментов – арфа. Такой шанс «ММ» и другим представителям прессы подарила фирма Resonance Harps.
Игорь Анатольевич Мартыненко (генеральный директор компании, справа)
Resonance Harps – уникальная компания в постсоветском пространстве, единственный производитель арф как в нашей стране, так и в СНГ. Фирма была основана энтузиастами своего дела – мастерами фабрики музыкальных инструментов им. Луначарского в 2006 году. По сути, это возрождение еще советских традиций изготовления педальных арф. Именно своей русской душой эти инструменты привлекают иностранных покупателей. Клиенты улавливают эту «русскость» в звуке, в особом подходе к проектированию музыкального инструмента. А вот российские заказчики, напротив, более привередливы в выборе – отечественное производство все еще вызывает недоверие у нашего брата, и зря. Тем не менее, Resonance Harps входит в пятерку лучших фирм в нише по изготовлению арф среди французских, итальянских и американских компаний.
Немного статистики:
На изготовление одной арфы – от запуска производства до передачи клиенту – уходит в среднем 3 месяца.
Всего Resonance Harps
выпускает порядка 50-60 инструментов в год.
Средняя продолжительность жизни арфы при правильной эксплуатации – 40-50 лет.
Педальный механизм арфы был изобретен в 1801 году Себастьяном Эраром. Эта конструкция до сих пор осталась неизменной.
У современной арфы – 47 струн, настроенных диатонически (целыми тонами или полутонами).
Вес большой педальной арфы – 37 кг.
В цехах Resonance Harps сейчас трудятся всего 20 мастеров. Главные требования при трудоустройстве – техническое образование и умение работать с деревом.
Компания изготавливает 3 вида инструментов: для начинающих, концертные и премиум-класса.
По мнению руководителей компании, арфа должна стать более доступной для потребителя. Однако сейчас 95% сбыта отправляется на экспорт, за рубеж, где главными дистрибьюторами являются Англия, Чехия и Польша. Минимальная цена за одну арфу – 400 тысяч рублей, в этом году самый дорогой инструмент был продан компанией за 700 тысяч. При сравнении с западными производителями, это действительно гораздо более доступное предложение – у американских и европейских компаний цены достигают 6-7 миллионов рублей за арфу.
Местный токарь
· Один из самых популярных вопросов – из чего же изготавливают инструмент?
При производстве корпуса используется отечественная древесина. Ее вид зависит от того, для какой части инструмента выбирается материал. Для деки, к примеру, используют резонансную ель, рама и корпус изготовлены из твердого краснодарского клена, также в устройстве присутствуют компоненты бука и березового шпона. Для других деталей применяются нержавеющая сталь, латунь, цветные сплавы, алюминий.
Только струны у инструментов Resonance Harps
пока иностранного производства – отечественные разработчики еще трудятся над внедрением импортозамещения. В основном сейчас компании используют английские струны. При их изготовлении используются нейлон, жило и металл.
Чтобы никто не запутался, что у арфы как называется, вот "инструкция":
Конечно, арфы отличаются по своему классу. Для начинающих вполне подойдет инструмент с говорящим названием «Petersburg Petite». Его относительно легкий вес (27 кг) позволяет как проще передвигаться с арфой, так и сделать процесс репетиций более комфортным. Она похожа на инструмент «Etude», но широкая дека дает инструменту более глубокое звучание. А вот концертные арфы премиум-класса – это «Style XXI» и «Perfection». Это уже и другая стоимость, и другая акустика и манера исполнения.
арфа Себастьяна Эрара
А теперь давайте все-таки посмотрим, в каких цехах с собственником компании Андреем Игоревичем Мартыненко мне сегодня удалось побывать.
Обработки древесины. Здесь все должно быть понятно: в цехе ведется подготовка и обработка дерева для дальнейшей передачи в арфовый цех.
Арфовый цех. В этом помещении мастера уже изготавливают компоненты арф, собирают детали (корпус, колонна, колковая рама, основание), производят предварительную сборку/подгонку. Далее всё передается в лакокрасочный участок.
Лакокрасочный участок. Опять же – название говорит за себя, здесь мастера придают инструментам нужный цвет. В этом году, кстати, в тренде лакированный инструмент.
Механосборочный цех. Здесь одновременно производится сборка механизмов инструментов, установка и дальнейшие регулировки. Сосредоточенность и скрупулезность требуются максимальные.
Так, шаг за шагом, арфа преодолевает путь от бесформенного куска дерева до уникального по звучанию и форме инструмента. Кстати, клиенты выбирают арфу именно по звучанию, предугадать которое с максимальной точностью практически невозможно. У каждого инструмента при первых щипках музыканта словно появляется своей неповторимый характер, который только покажет себя в дальнейшем. Звуки арфы подобны переливам волн и напоминают о временах, когда этот инструмент еще не считался раритетом или роскошью.
Подробнее с компанией и процессом производства арф можно ознакомиться в этом видео:
Кстати, арфа уже давно является не только академическим инструментом, но и прекрасным дополнением для исполнения рок или даже электронной музыки. У арфы есть не только славное прошлое, но и вполне многообещающее будущее.
Например, солистка этно-группы «Мельница» Хелависа часто использует в своих композициях кельтскую арфу. Это инструмент более миниатюрный, без педали:
P.S. Если кто-то вдохновился и располагает необходимыми средствами, получить музыкальное образование по классу арфы можно в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова. Вот так вот.
Фото автора.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.