В Арктике начала работу дрейфующая станция «Северный полюс-42»

30 сентября 2024 года в Северном Ледовитом океане начала работу российская дрейфующая станция «Северный полюс-42», организованная специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Открытие состоялось в точке с координатами 81°15’ с.ш. 141°15’ в.д.

Научно-экспедиционное судно «Северный полюс» пришвартовано к кромке ледового поля площадью около 165 квадратных километров. На лед выгружается научное оборудование, транспорт и техника.

Первой в ледовом научном лагере начала работать метеорологическая лаборатория, откуда по многолетней традиции на «большую землю» была отправлена первая метеосводка. Сразу после этого состоялось торжественное открытие дрейфующей станции «Северный полюс-42» - на льду в Северном Ледовитом океане полярники подняли российский триколор.

«Арктика - это стратегическая для России территория. Она обеспечивает нашей стране преимущество не только своими богатейшими природными ресурсами или новыми логистическими возможностями, но и научными открытиями. Российские ученые ведут практически непрерывные исследования в высоких широтах, что позволяет улучшить понимание о климатических изменений, которые будут оказывать влияние на всю планету. Получаемые данные могут быть использованы для подготовки долгосрочных стратегий в разных, значимых для нашей страны областях – от сельского хозяйства до строительства крупных инфраструктурных проектов», - сказал Александр Макаров, директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института.

Под действием течений и ветра, вмороженное в лед научно-экспедиционное судно «Северный полюс» и научный ледовый лагерь, будут двигаться в приполюсный район и далее в направлении Гренландского моря. После выхода на открытую воду в проливе Фрама, предположительно весной 2026 года судно своим ходом вернется в Мурманск.

Научная программа экспедиции «Северный полюс-42» включает свыше 50 различных научных проектов, направленных на изучение изменений природной среды Арктики и оценки степени уязвимости экосистем. Продолжатся исследования геологического строения дна Северного Ледовитого океана, необходимые для уточнения внешней границы континентального шельфа Российской Федерации и других научных задач. Российские ученые также намерены определить, существуют ли предпосылки для дальнейшего уменьшения летнего ледяного покрова в Северном Ледовитом океана, что может быть важно для планов по развитию навигации на трассе Северного морского пути. Для решения этих задач будет использоваться самое современное оборудование, в том числе беспилотные аппараты.

Программа дрейфующих полярных экспедиций «Северный полюс» началась в 1937 году с экспедиции под руководством Ивана Папанина. За 75 лет в высокоширотной Арктике успешно отработало 40 дрейфующих станций. В 2013 году программу пришлось свернуть из-за таяния льдов. Специалисты Арктического и антарктического научно-исследовательского института проанализировали и обобщили уникальный опыт предшествующих экспедиций и нашли оптимальный вариант для долговременного базирования научно-исследовательских лабораторий – ледовую самодвижущуюся платформу «Северный полюс».

Судно, не имеющее аналогов в мире, построено в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях и спущено на воду в 2022 году. Оно стало для полярников одновременно транспортом, домом и научно-исследовательским центром, позволяющим комплексно изучать природную среду Арктики от дна Северного Ледовитого океана до ближнего космоса.

Фото: aari.ru


Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ