Угнаться за Tesla

Революций в автомобилестроении не было давно, и, если отправить навороченный «Бентли» на сто лет назад, любой водитель того времени с ним справится. Но есть изменения, которые не готовы принять даже мы в нашем технологичном тысячелетии, – беспилотные автомобили. Скорее всего, они ассоциируются у вас с Tesla, но не только детище Илона Маска пытается стать лидером в этом бизнесе.

ГОВОРИМ «ЭЛЕКТРОКАР», ДУМАЕМ «TESLA»

Когда в 2012 году первая Model S от Tesla добралась до покупателя, рынок автомобилей на электроприводе взорвался. Уже к 2018 году треть всех пассажирских авто относилась к электрическим, а в 2038-м легковой транспорт с двигателем внутреннего сгорания будет в меньшинстве. Прогресс уже есть: сейчас в Норвегии более 50 % общего числа машин – электрокары, и правительство планирует полностью отказаться от классических двигателей к 2025 году (подробнее об электромобилях в Норвегии можно узнать в «ММ» № 3 за 2019 год).

В апреле этого года «Тесла» представила обновленные версии Model S и Model X, главным улучшением которых стала дальность хода. В модификации Long Range Model S способна проехать 595 км на одном заряде батареи, а Model X – 523 км. У кроссоверов Jaguar I-Pace и Audi e-tron, выпущенных в 2018 году, заявленная дальность хода – 377 и 328 км соответственно. Помимо дальности, у автомобилей изменили подвеску, сделав ее адаптивной и способной регулировать жесткость в зависимости от условий дороги и стиля езды. Высота кузова в новых моделях тоже оптимизирована: если машина едет с высокой скоростью, то клиренс (расстояние между поверхностью дороги и самой нижней точкой центральной части автомобиля) будет ниже, чтобы снизить аэродинамическое сопротивление. Скорость зарядки аккумулятора увеличили в два раза – новые версии S и X теперь совместимы со скоростной станцией Supercharger V3, которую представили в феврале для Model 3. Вместе с улучшением ходовых характеристик обновление коснулось и программного обеспечения, где появилась возможность полноценного автопилота, совершенно без участия человека.

Это был бы идеальный мир для Tesla, если бы другие автомобильные концерны не пустились в гонку по производству электрокаров и дорожных ассистентов на основе искусственного интеллекта. Кто же пытается откусить кусочек электрического пирога? Все. Электромобили есть у General Motors, Volkswagen, Nissan, Mercedes, Audi, Jaguar и нескольких китайских стартапов. А локомотивом электродвижения бесспорно остается Tesla.


РОССИЙСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

В России уже предпринимались попытки создать собственные электромобили. Громко заявил о себе хоть и гибридный, но весьма интересный ё-мобиль. К сожалению, кроме как «громко», про него сказать нечего – проект изначально задумывался как рекламный, а не продуктовый. Еще была Lada Ellada, разработка которой велась с 2010 года, а в 2013-м создали 100 экземпляров с швейцарскими электромоторами и китайскими литий-ионными аккумуляторами. Стоимость одного автомобиля составляла 1,25 млн рублей. Машины были сделаны специально для одного таксопарка, и на них должны были распространяться государственные субсидии, но что-то пошло не так, и было передано всего пять автомобилей. А покупать «Ладу» почти за 1,5 млн вряд ли кто-то стал бы. Сейчас в России зреет новый концепт электрокара. Он называется «Монарх», и его главное отличие от конкурентов – графен-магниевые аккумуляторы. Их самым сильным преимуществом должны стать размеры, вес и скорость зарядки. По заявлению разработчиков, полная зарядка займет меньше четырех минут, а из-за того, что в основе лежит графен, весить батареи будут совсем немного, и емкость в 1000 Ватт⋅ч должна будет уместиться всего в 1 кг аккумулятора. Для сравнения, литий-ионный аккумулятор, который стоит в Tesla, имеет максимальную электроемкость 245 Ватт⋅ч/кг. Серийное производство «Монарха» обещают наладить в 2021 году, правда, большая часть комплектующих еще на стадии разработки или прототипа. Но ведь бывают в мире чудеса, правда?

Lada Ellada — первый серийный российский электромобиль. Фото: auto.dmir.ru, www.motorbi.ru


А КТО ЗА РУЛЕМ?

Казалось бы, у Tesla кругом конкуренты, которые без жалости оторвут у компании кусок рынка, стоит ей хоть немного зазеваться. Тем не менее ARK, инвестор Tesla, настроен весьма оптимистично и заявляет, что процессоры, выпускаемые самой Tesla для работы автопилота, на три года обгоняют процессоры Nvidia, которыми оснащались автомобили раньше. Как бы то ни было, полноценного автопилота, исправно работающего в городской обстановке, ни у кого до сих пор нет. Один из кандидатов, SuperCruise от General Motor в Cadillac CT6, помогает только в дороге по многополосным автострадам, причем без возможности отвлечься от управления автомобилем. В руль кадиллака встроены камеры, которые следят за тем, чтобы вы всегда смотрели на дорогу. В целом, это действительно продвинутый круиз-контроль. Большая часть информации поступает от GPS-спутников, что позволяет придерживаться маршрута на скоростном шоссе, где риск возникновения внештатной ситуации минимален. Tesla же оборудована разными радарами и лидарами, которые изучают дорожную обстановку и снабжают систему достаточными данными, чтобы принять решение без участия человека. Еще на более ранних этапах автономного управления находится Volvo. Их система называется Pilot Assist и выполняет как раз функцию ассистента, который подсказывает и не дает вам уснуть за рулем.


Pilot Assist поможет удерживать автомобиль на полосе движения между линиями разметки, поддерживая равномерную скорость и выбранное отставание по времени от идущего впереди автомобиля. www.volvocars.com

Рынок электромобилей растет невероятно быстрыми темпами, и скоро в странах начнут вводить ограничения на использование двигателей внутреннего сгорания, вплоть до полного запрета. У Tesla появятся мощные конкуренты в лице как старейших автомобильных концернов, так и различных стартапов, готовых предложить машины по более привлекательной цене. Правда, у всех этих электромобилей нет того, что умеет делать Tesla, – автопилота. Да, у Audi более приятный интерьер и дизайн, как в премиум-классе, но я убежден, что будущее не за милым дизайном кузова или кожаным салоном. Я верю в будущее автоматизации, когда такие задачи, как дорога от дома до работы или от дома до аэропорта, будут решаться без участия человека. Автономные средства передвижения – шаг в будущее, электрические машины – всего лишь отправная точка для этого.

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ