Три спектакля об исследователях, которые можно посмотреть в Петербурге.
«Антарктида»: трое в снегах, не считая собаки
Театр «На Литейном». Режиссер – Петр Чижов, по пьесе Ульяны Гицаревой
Со сцены сразу предупреждают: съемка… разрешена. И даже приветствуется. Кстати, в саму постановку вплетена документальная хроника, которую герои создают на глазах у зрителя.
1990-е, трое полярников и собака застревают на подлежащей закрытию антарктической станции «Молодежная». Что привело сюда каждого из них? Вера, принципы, воля. Концентрированная жизнь (и выживание) в буквальном смысле на краю света. А где-то, за тысячи километров отсюда, исчезает знакомая им страна…
«Сегодня посмотрел «Антарктиду». Думал — лажа! Но пробрало так, что мокро под глазами. Да, и режиссура потрясающая, необычная. Полное ощущение соучастия. Думаю, ещё сходить на спектакли этого режиссёра. А этот — посоветую друзьям» (Юрий, полярник-зимовщик 1996 и 2000 годов).
«Враг народа»: глас вопиющего в пустыне
МДТ – Театр Европы. Режиссер – Лев Додин, по пьесе Генрика Ибсена
Доктор Стокман – уважаемый провинциальный врач, много сделавший для процветания своего города: именно он занимался изучением лечебных вод, ставших основным источником дохода горожан. Однажды Стокман обнаруживает, что курорт становится опасен: в целебные воды попадают отходы из канализации, вызывая у отдыхающих тяжелые заболевания. Доктор взволнован и при этом воодушевлен, он разрабатывает проект реконструкции канализации и направляет его на рассмотрение главе города, своему брату.
Стокмана ждет жестокое разочарование: люди не просто не осознают надвигающейся катастрофы – они сознательно игнорируют ее. Бóльшим несчастьем для них является закрытие прибыльного курорта. Стокман восстает против общества, для которого становится врагом. «Самый сильный человек на свете – это тот, кто наиболее одинок», – подводит итог главный герой.
«Враг народа» – это “одинокий голос человека” против лжи и демагогии. Спектакль, задевающий каждого, кто молчал из-за боязни пойти против своего сообщества» (МДТ – Театр Европы).
«Дети солнца»: трагикомедия “всевидящего слепца”
Театр на Васильевском. Режиссер – Владимир Туманов, по пьесе Максима Горького
Химик Павел Протасов живет в мире возвышенных идей: наука, предназначение человека, значение интеллигенции... Как солнце в кругу планет, Павел Федорович – центр небольшой вселенной («Если б вы слышали, что он говорил там... как он говорил! Мне говорил, одной мне, Мелании Кирпичевой, да!»). До того же, что на этих планетах делается и по каким они движутся орбитам – ему дела нет. Тем временем – события бьют ключом, подталкивая надвигающуюся катастрофу…
«Диагноз – не только в распаде коммуникации, но вполне сознательном нежелании ее поддерживать. Слова становятся защитной ложью, а произносящие их люди агрессивны в опеке своего «я» и не затрачиваются даже на минимальное уважение друг к другу. Стоит ли лишний раз писать, что диагноз Горького нимало не устарел, а описанная им болезнь в наши дни на глазах прогрессирует?» (Андрей Пронин, «Фонтанка.ру»).
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.