Ученые выявили «точки роста» энергетического сектора в кризисных условиях
СПбПУ –
Ученый Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) совместно с коллегами из Казанского государственного энергетического университета и Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова выяснил, с какими вызовами во время пандемии COVID-19 столкнулся энергетический сектор России на примере Республики Татарстан.
Фото: pixabay.com
Исследование направлено на выявление экономических и социальных рисков и «точек роста» энергетического сектора в реалиях кризиса 2020 года. Результаты опубликованы в “Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity” издательства MDPI.
Авторы статьи обнаружили, что в Татарстане, отличающемся конкурентоспособностью и устойчивым развитием энергетической отрасли, наблюдалось наибольшее снижение потребления электроэнергии, если сравнивать по России, во время режима самоизоляции в период кризиса 2020 года. Научная группа провела глубинное интервью топ-менеджеров предприятий энергетического сектора Казани, чтобы выяснить причины и последствия этой ситуации.
«Опрошенные эксперты воспринимают и трактуют кризис 2020 года по-разному, но оказались солидарны в необходимости селективной государственной поддержки предприятий, в том числе предприятий энергетической отрасли. Стоить отметить, что в управлении энергопредприятиями региона была продемонстрирована гибкая оперативная способность адаптации всех видов деятельности к изменяющимся условиям внешней среды в короткие сроки с сохранением принципов корпоративной социальной ответственности к работникам предприятий и потребителям», – отмечает Анастасия Кулачинская, к.э.н., старший преподаватель Высшей инженерно-экономической школы СПбПУ.
Ирина Ахметова, доктор технических наук, проректор по научной работе Казанского государственного энергетического университета добавляет, что в условиях самоизоляции наблюдалось снижение электропотребления, что повлекло цепную реакцию на сокращение выработки и на закономерное снижение цены на электроэнергию. Вместе с тем потребление электроэнергии характеризовалось расхождением трендов по оптовому и потребительскому сегментам рынка. Так, в режиме самоизоляции потребление электроэнергии населением росло, но снизился заработок граждан и социальные гарантии.
Условия кризиса 2020 года не повлияли на потребление, производство и передачу тепловой энергии. Проседание рынка тепловой энергии связано в первую очередь с климатическими условиями – аномально высокой средней температурой наружного воздуха в отопительный сезон 2019 года.
«Среди всех утверждений, предложенных в интервью, разобщенностью мнений отличается вопрос цифровизации энергетического сектора. Нет никаких сомнений в том, что в условиях «кризиса 2020» цифровизация активизировалась в большей степени в операционной деятельности: организация удаленной работы сотрудников в режиме самоизоляции, электронная форма документооборота, усиление цифрового контроля. Тревогу вызывает то, что при сокращении программ развития цифровизация производственной деятельности «заморозится» до лучших времен», – говорит Варвара Кулькова, д.э.н., профессор Казанского государственного энергетического университета.
Действительно, среди социально-экономических эффектов и ограничений «кризиса 2020», обозначенных опрошенными экспертами, деструктивный потенциал обнаруживает сокращение финансирования инвестиционных программ развития. С учетом доказанного вклада в рост ВВП инвестиций в электроэнергетику, сохранение инвестиций в программы развития предприятий энергетического комплекса Татарстана могло бы стать именно той «точкой роста» в кризисный условиях.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.