Ученые выяснили, как россияне оценивают помощь государства во время пандемии коронавируса

Специалисты Центра экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета узнали, что жители России думают о законодательных нововведениях для смягчения последствий пандемии, а также кто из россиян ими воспользовался и как это повлияло на их жизнь и работу.

Пандемия коронавируса имела катастрофические последствия для многих представителей бизнеса. Одной из мер помощи стало предоставление субъектам малого и среднего бизнеса права требовать уменьшения арендной платы. Эффективность этой меры признали 85,1 % опрошенных предпринимателей, при этом возможностью уменьшения арендной платы воспользовались 38,7 % респондентов, не воспользовались совсем — больше половины (54,8 %). Правом отказаться от договора аренды в одностороннем порядке в случае отказа арендодателя снижать арендную плату воспользовался каждый седьмой респондент (13,7 %).

Ряд изменений был внесен и в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». В этой области респонденты больше всего поддержали право установления правительством предельно допустимых цен на лекарственные средства и медицинские изделия, ограничение экспорта лекарств за рубеж при угрозе чрезвычайной ситуации и возможность продавать безрецептурные препараты онлайн. 33 % респондентов поддержали изменения, касающиеся особенностей клинических испытаний лекарственных средств и их вывода на рынок в упрощенной форме, при этом половина респондентов выразила опасения по поводу использования подобных препаратов. Более 90 % граждан выступили за усиление ответственности за создание дефицита лекарств, спекулятивный рост цен и фальсификацию лекарственных средств.

Другая государственная мера поддержки была ориентирована на семьи с детьми.

«Суммарно 89,9 % опрошенных представителей населения удовлетворены этой мерой. 44,7 % из них отмечают, что она значительно помогла, и 45,2 %, что она скорее помогла», — рассказывает один из авторов исследования, специалист Социологической клиники прикладных исследований СПбГУ Анастасия Александрова.

Большинство участников опроса (74,4 %) также удовлетворены увеличением пособий по уходу за ребенком.

Пандемия поставила крест на планах многих россиян отдохнуть за границей. Из-за отмененных поездок туристические компании также оказались в трудном положении – большая часть опрошенных представителей отрасли (72,8 %) заявили, что их предприятие находится в кризисном состоянии, в стабильности пребывают только 17,5 % респондентов. Для поддержки отрасли правительство предоставило предприятиям возможность обмена купленного или забронированного тура на равнозначный туристский продукт. Эта мера, по мнению большинства сотрудников фирм (69,9 %), оказалась полезна. Также представители отрасли получили возможность использовать накопленные средства фонда персональной ответственности туроператоров для возврата денежных средств туристам: 39,8 % представителей отрасли не считают эту меру полезной и примерно столько же (38,8 %) придерживаются противоположной точки зрения.

Меры, направленные на поддержку строительной отрасли, в том числе приостановку начисления неустойки как за нарушение дольщиком срока внесения платежа, так и за нарушение застройщиком срока передачи дольщику объекта долевого строительства, 42,5 % опрошенных представителей организаций-застройщиков оценили как положительные, 45 % высказались в целом нейтрально и 7,5 % негативно оценили эффект от них.

«По мнению трети опрошенных дольщиков (29,3 %), меры достаточно сильно виляют на их финансовое благополучие, больше половины (55,2 %) высказались в целом нейтрально. Заметное количество дольщиков (27,6 %) считает, что наблюдается незначительное влияние указанных мер и требуются дополнительные решения правительства по этому вопросу», — сообщает один из авторов исследования, доцент кафедры социологии политических и социальных процессов СПбГУ Сергей Савин.

Право на компенсацию выпадающих доходов и понесенных затрат, связанных с реализацией подакцизных товаров, получили представители гостиничного бизнеса и сферы общественного питания: в гостиничном бизнесе 49,4 % опрошенных посчитали эту меру полезной, в отрасли общественного питания ее одобрили 50,6 %.

Фото: Pixabay

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ