Ученые СГМУ имени В.И. Разумовского выяснили, как первая встреча с пациентом влияет на ход болезни
СГМУ имени В. И. Разумовского –
Эксперты Саратовского государственного медицинского университета имени В.И. Разумовского провели масштабное исследование, посвященное роли эффективной коммуникации в работе врача.
Изучение особенностей взаимодействия врача и пациента выявило ключевые моменты, влияющие на успех лечения. Так, положительное первое впечатление формируется благодаря внешнему виду специалиста, вежливому обращению и организации места приема. Важную роль играет и умение поддерживать прямой зрительный контакт, демонстрировать дружелюбие и открытость через мимику и жесты.
Однако полученные данные показали различия в восприятии пациентами и самими врачами своей роли в процессе общения. Например, значительная часть опрошенных отметила нехватку эмоциональной поддержки со стороны медиков, несмотря на заявления самих специалистов о регулярном проявлении сочувствия. Около трети пациентов сообщили, что чувствуют недоверие и дискомфорт при общении с врачами. Чаще всего это связано с равнодушным отношением к их проблемам, недостатком психологической поддержки и отсутствием интереса к индивидуальным особенностям.
Около 88% врачей утверждали, что всегда поддерживают аккуратный внешний вид. Вместе с тем некоторые пациенты отметили небрежность некоторых специалистов, что снижало к ним доверие.
Существенную роль в установлении контакта играют приветствие и представление врача. 85% медиков отметили, что обращаются к пациенту на «Вы» или по имени и отчеству. Это подтверждают более 70% респондентов. Негативные оценки вызвали случаи отвлеченности врачей на звонки и работу за компьютерами прямо во время приема, что оставляло неприятное впечатление.
Информированность пациента о диагнозе, лечении и образе жизни оказалась еще одной проблемой. Большинство врачей утверждают, что детализируют всю нужную информацию, однако часть пациентов ощущают ее недостаток. Эта ситуация усугубляется недооценкой важности профилактики и коррекции образа жизни. До четверти пациентов признались, что эта тема игнорируется специалистами, что снижает мотивацию к изменениям и ухудшает результаты лечения.
По мнению исследователей, улучшение навыков общения врача с пациентом существенно повышает эффективность лечебных мероприятий и улучшает самочувствие пациентов. Они предложили включить дополнительное обучение молодых специалистов по развитию навыков активного слушания, использованию невербальных техник и лучшему пониманию потребностей пациентов.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.