Ученые Пермского Политеха рассказали, можно ли вычислить разбавленный бензин

В условиях дефицита топлива и роста цен на сырье появляется все больше сообщений о случаях реализации на АЗС некачественного бензина, который могут разбавлять. Его использование представляет прямую угрозу для безопасности людей и исправности автомобилей. Ученые Пермского Политеха рассказали, почему так происходит, и перечислили признаки, позволяющие распознать фальсификат.

Почему весь бензин разбавляют

При производстве бензина нефть нагревают до высоких температур. Это позволяет ей разлагаться на более простые углеводородные цепочки или фракции, которые затем используются для получения сортовых видов горючего. При этом стоит различать себестоимость получения этих компонентов. Как правило, прямогонное в своей основе имеет преимущественно базовое топливо с низким октановым числом (всего 70–80) — то есть низкой стойкостью к воспламенению от сжатия и риском возникновения детонации. По затратам в производстве оно недорогое, но непригодное для современных двигателей. Бензин, полученный с использованием других видов топлива (октановое число больше 80), лучше подходит для современных авто, но его изготовление значительно затратнее.

— Для получения высококачественного топлива, соответствующего требованиям ЕВРО (европейского экологического стандарта), в него добавляют специальные добавки. Если раньше для этой цели использовали высокоэффективный, но крайне токсичный тетраэтилсвинец, то сегодня его заменили на более экологичные соединения — алкилы, сложные эфиры и спирты. Именно благодаря этим компонентам на выходе получается привычный для автовладельцев бензин с октановыми числами 92, 95 и 98 (по исследовательскому методу). На сегодняшних автозаправках теоретически может появиться продукт, при производстве которого изменено соотношение дешевых и дорогих фракций (путем элементарного смешивания) или который не содержит необходимых присадок. При этом пропорции топлива могут быть изменены только в розничной сети, а замена высококачественных присадок — только на производстве, — поясняет Николай Лобов, заведующий кафедрой «Автомобили и технологические машины» ПНИПУ, доктор технических наук.

Как самостоятельно выявить некачественный бензин

На заправке или при отпуске жидкости в тару отличить бензин, не соответствующий ГОСТ, по внешнему виду: цвету, запаху, консистенции — очень сложно. Однако можно попробовать провести несколько простых тестов.

Стоит отметить, что качественное топливо абсолютно прозрачное, не содержит взвесей (твердые частицы, которые не растворяются), осадка или мути и имеет легкий золотистый или голубоватый оттенок.

По мнению ученых, самый доступный тест, чтобы проверить бензин, — это «бумажный».

— Капните несколько капель на чистый белый лист бумаги. Качественный испарится при комнатной температуре в течение 1–3 минут, оставив место чистым и сухим. Если же спустя 5–10 минут после испарения основной жидкости осталось жирное пятно или маслянистый ореол, это признак присутствия тяжелых фракций — например, дизельного топлива или керосина, — рассказывает Андрей Кудинов, старший преподаватель кафедры «Химические технологии» ПНИПУ.

Еще один из приемов, к которым можно прибегнуть — это проверить, как поведет себя бензин при горении. Однако это чрезвычайно опасный метод. Ни в коем случае нельзя проводить его на заправке, где даже курить запрещено, и не в гараже, только вдали от построек и горючих предметов. Под рукой должен быть огнетушитель. Небольшое количество капель наливается в огнеупорную металлическую емкость с длинной ручкой, поджечь его можно только на открытом пространстве, чтобы оценить цвет пламени.

— Чистое будет гореть ровным бело-голубым пламенем. Если же топливо имеет желтый, оранжевый или красноватый оттенок, это может указывать на наличие посторонних примесей, которые при сгорании образуют отложения и нарушают работу двигателя. Желтый и оранжевый цвет часто выдает наличие спиртов (метанола, этанола) или воды. Красноватый оттенок и обильная сажа указывают на тяжелые фракции — такие как керосин, дизельное топливо или газовый конденсат, — комментирует Константин Пугин, профессор кафедры автомобилей и технологических машин ПНИПУ, доктор технических наук.

Важно отметить: если горючее разбавлено качественным растворителем — ацетоном, эти методы не сработают, потому что и то, и другое вещество являются соединениями со схожими физическими свойствами — они одинаково испаряются и горят.

Полноценная проверка качества требует использования сложного лабораторного оборудования — газового хроматографа. Этот стационарный прибор проводит анализ топлива по 20 и более ключевым показателям.

— Главная сложность заключается в том, что для точной оценки необходимо знать исходный состав бензина, который должен соответствовать сезону: летние марки содержат более тяжелые фракции для снижения испаряемости, а зимние — более легкие для уверенного пуска. Хроматограф позволяет определить содержание парафинов, изопарафинов, нафтенов и ароматических соединений с различной молекулярной массой и выявляет все посторонние примеси, — делится Валерий Рябов, заведующий кафедрой «Химические технологии» ПНИПУ, доктор технических наук, профессор.

Как автомобиль сигнализирует о плохом бензине

Признаки могут проявиться как сразу, так и спустя некоторое время.

Самый очевидный и опасный — это детонация, которая проявляет себя в виде непривычного стука, которого не наблюдалось ранее при разгоне. Это сигнализирует о нарушении процесса сгорания в цилиндре двигателя. Длительная эксплуатация транспортного средства на таких режимах запрещена и приводит к преждевременному отказу мотора.

— Другая неприятная проблема, с которой может столкнуться автолюбитель, связана с повышенным содержанием серы в топливе, и она имеет накопительный эффект. Повышенное содержание серы в бензине приводит к выходу из строя цилиндропоршневой группы и дорогостоящей топливной аппаратуры. Процесс удаления серы не дешевый. Поэтому смешивание топлива одинакового сорта по октановому числу на автозаправках, одно из которых отвечает требования ЕВРО, а другое нет — еще один способ для обмана потребителей, — информирует Николай Лобов.

Особенно опасны спиртовые примеси, которые разъедают резиновые детали топливной системы. В результате в шлангах или трубках появляются дыры, и бензин начинает вытекать прямо под капот. Если горючее попадет на раскаленные детали мотора или выхлопную систему, это может привести к моментальному возгоранию автомобиля.

Последствия использования некачественного топлива могут быть катастрофическими и могут проявиться в виде неустойчивой работы двигателя и плавающих оборотов, что ведет к резкому увеличению расхода топлива и падению мощности.

— В таком случае, машина вместо 7 литров может «поглотить» 10. Параллельно происходит засорение топливного насоса и форсунок, а также ускоренный износ всей силовой установки, — добавляет Константин Пугин.

При первых же признаках использования «плохого» бензина необходимо немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля. Самый эффективный способ минимизировать ущерб — это как можно скорее слить проблемное топливо из бака и топливной системы. Если немедленно это сделать невозможно, временной мерой может стать разбавление некачественного топлива большим объемом проверенного горючего с высоким октановым числом — это поможет снизить концентрацию вредных примесей. Однако следует помнить, что это лишь экстренная мера, не отменяющая необходимости последующего визита в автосервис.

Фото: freepik.com

Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.

Наш журнал ММ