Тренд «бежевая мама» снова набирает обороты в интернете, переживая второй пик популярности. Так иронически называют женщин, которые выбирают нейтральные, приглушенные цвета — бежевый, серый, песочный, молочный — для всего, что связано с их детьми: от одежды и игрушек до цвета стен в детской комнате. Ученые Пермского Политеха объясняют, что стоит за этим феноменом с психологической и социальной точек зрения и какое влияние «бежевая среда» может оказывать на развитие ребенка.
Зачем мамы выбирают бежевый
— Тренд имеет не только и не столько индивидуальную психологическую природу, сколько социально-обусловленное поведение, опирающееся на потребность в самоидентификации и самопрезентации. Так, «бежевые мамы» стремятся сконструировать и транслировать во внешнем мире определенный образ себя как матери с некоторыми характеристиками и ценностями, и облик своей семьи с неким уровнем достатка и потребления. Даже если женщина не публикует в социальных сетях подробности своего «бежевого выбора», она, тем не менее, в своем сознании присоединяет себя к определенным стандартам, к нормам значимой для нее группы людей. Это «общество», с которым мы все взаимодействуем, даже когда вокруг никого нет. И многие представительницы с разной степенью осознанности следуют нормам и стандартам этого социального конструкта «бежевости», — комментирует Ольга Ганина, старший преподаватель кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, практикующий психолог.
Почему возникает желание создать «стерильную» среду
Психологические мотивации, побуждающие маму окружить ребенка минималистичной и нейтральной средой, многогранны. Во-первых, это может быть связано с тенденцией к контролю и повышенной тревожностью.
— Она таким образом пытается обезопасить ребенка от сенсорной перегрузки. Если этот контроль становится чрезмерным, он может перейти границы разумного и навредить как матери, так и ребенку, передав ему свою тревогу. Во-вторых, это может быть реакцией на информационный шум, с которым сталкиваются современные взрослые, — говорит Михаил Сухогузов, ассистент кафедры «Философия и право» ПНИПУ, клинический психолог.
Кроме социально-обусловленного поведения, есть еще и стремление научить ребенка важным вещам, транслировать актуальные ценности и установки.
— В нулевые годы это были ценности самореализации, успеха и практики социальной активности. В 90-е годы — безопасности и адаптации в условиях высокой неопределенности и риска. До этого — коллективизма и практики коллективных процессов (пионерия, октябрята, детские летние лагеря, комсомольцы, студотряды и другие). Со сменой эпох меняется и то, что родители транслируют детям для успешной жизни в сложившихся условиях. Сейчас у «бежевых мам» — это значимость экологичности и информационной разгрузки. Бесспорны их актуальность и востребованность, однако такие ситуативные ценности и практики всегда должны дополняться фундаментальными, общечеловеческими, — добавляет Ольга Ганина.
В-третьих, огромную роль играет влияние соцсетей, где формируются определенные эталоны «идеального» материнства и «правильной» эстетики. Стремление соответствовать этому цифровому идеалу, создать красивую, гармоничную картинку для внешнего мира часто становится мощным двигателем тренда.
«Бежевые мамы»: вопрос статуса и ценностей
— Тренд неслучаен и тесно связан с социально-экономическим и культурным бэкграундом родителей. Судя по всему, он более характерен для женщин с высшим образованием из среднего и высшего класса и для так называемых детоцентричных семей, в которых воспитание ребенка ставится на первое место, — объясняет Михаил Сухогузов.
Стоит отметить и смену ценностных парадигм.
— Значимость натуральности выходит на первый план в противовес пластмассовым игрушкам, искусственным тканям. И это становится атрибутом не простой, бедной жизни, а наоборот — изобильной. Исторически простые, некрашеные вещи ассоциировались с бедностью, а богатство — с разнообразием. Сегодня же произошел переворот: минимализм, натуральность и экологичность стали новыми маркерами элитарности и благополучия, — подтверждает Ольга Ганина.
Чем опасна «бежевая среда» для развития ребенка?
— Ребенок учится различать цвета и формы, взаимодействуя с окружающим миром. Однотонные игрушки сами по себе не создадут «информационного вакуума», но если еще и среда вокруг «скудная» и однообразная, мозг лишается необходимой тренировки — страдает умение сосредотачиваться, распознавать узоры и интересоваться новым, — подчеркивает Валерий Литвинов, старший научный сотрудник кафедры «Химия и биотехнология» ПНИПУ, кандидат медицинских наук.
Что касается эмоционального развития, то здесь также кроются риски. Дети познают мир и собственные эмоции через разнообразие стимулов. Однородная спокойная среда, навязывающая состояние условного покоя, может неявно запрещать яркие и шумные эмоциональные проявления.
—Такой повышенный контроль над определенной цветовой гаммой может посылать невербальный сигнал «чаду» о том, что определенные цвета или чувства, которые за счет этих цветов выражаются, могут предполагать некий запрет, неприятие определенных «живых» реакций, — комментирует Михаил Сухогузов, ассистент кафедры «Философия и право» ПНИПУ, клинический психолог.
Подавление самовыражения и личности ребенка
Важным аспектом является влияние «бежевого подхода» на формирование собственного вкуса и идентичности детей. Они часто выражают себя через выбор любимого цвета, игрушки или предмета одежды. Если же их окружает исключительно палитра, навязанная эстетическими предпочтениями матери, это может ограничить такую возможность.
— Если мы с вами поместим ребенка в среду, в которой все будут реагировать на красный цвет негативно, то вряд ли он выберет такие игрушки как свои любимые, потому что будет понимать, что значимые для него люди интерпретируют это как нечто плохое или неприятное. Это формирует у него определенные шаблоны восприятия и сужает поле для самовыражения. Однако это может происходить в случае какой-то крайности, если сын или дочь становится «проектом» матери, а одержимость цветом переходит в крайние формы и фанатизм, — считает Ольга Ганина, старший преподаватель кафедры «Социология и политология» ПНИПУ, практикующий психолог.
Долгосрочные последствия могут проявиться в подростковом возрасте.
— Подавленность свободы выбора для ребенка в том, какие у него будут игрушки, одежда, это все, конечно, в подростковом возрасте может сталкиваться с сопротивлением, с несогласием, с бунтом, — предупреждает Михаил Сухогузов.
Как найти здоровый компромисс?
Специалисты сходятся во мнении, что ключ к гармонии — это отказ от крайностей. Идеальной стратегией может стать использование спокойной, нейтральной палитры для базовых элементов интерьера, таких как стены или крупная мебель, что создает спокойный, неутомляющий фон. При этом активно вводить цвет и разнообразие стоит через игрушки, книги, материалы для творчества, одежду для активностей и игр. Главное — это учитывать возрастные потребности ребенка.
— Важно наблюдать за реакцией детей, позволять им делать выбор и помнить, что никакой, даже самый модный эстетический проект, не заменит живого, эмоционального общения и совместного времяпровождения. В формировании личности ключевым является само взаимодействие с близкими, а не внешние атрибуты обстановки и игрушек. Главные драйверы развития и раскрытия потенциальных способностей малыша — это совместный опыт, проживаемый с родными, осваиваемые увлекательные занятия и умения, убеждения, рассказывающие о том, как устроен мир, и эмоциональный фон. Опасно преувеличивать социализирующее значение вещей и заменять ими живое человеческое общение — оно и так уже становится дефицитом XXI века, — резюмирует Ольга Ганина.
Фото: freepik.com
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.