Несмотря на то, что цвет и звуки мы воспринимаем разными органами чувств, почти у каждого из нас есть представление о том, как цвета и гласные соответствуют друг другу. Это доказано лингвистами из Университета Радбу и Университета Эдинбурга.
Для писателя Владимира Набокова «а» было цвета полированного черного дерева, а «е» – желтого. У Набокова была синестезия: его сенсорные восприятия смешивались друг с другом. В его случае он видел цвета, когда слышал определенные гласные, но возможны многие формы синестезии. Только у одного из 25 человек есть синестезия, но новое исследование показывает, что определенная интуиция о «звуковых цветах» разделяется гораздо большим количеством людей.
Звук «А» больше красный, чем зеленый
Во время исследования более 1000 человек приняли участие в онлайн-тесте, в котором они выбрали цвета для 16 произнесенных гласных. Подавляющее большинство считало, что «а» было скорее красным, чем зеленым, а «э» более светлым, чем темным, независимо от того, была ли у них синестезия или нет. По словам Марка Дингеманса, одного из исследователей: «похоже, что есть какая-то логика в том, как мы связываем звук и цвет, и структура языка играет важную роль в этом процессе».
Система гласных диктует цветовые ассоциации
Более ранние исследования показали, что цветовые ассоциации связаны с высотой звука: чем выше высота, тем светлее цвет. Но новое показало, что цветовые ассоциации в большей степени обусловлены системой гласных языков. Например, многие участники описали звуки, которые были близки к голландской гласной «e» как светло-зеленые, в то время как соседним звукам, напоминающим «a», был присвоен другой цвет. Ассоциации формируются в соответствии с тем, как наш язык разделяет пространство гласных.
Дингеманс говорит: «Если бы цветовые ассоциации были чисто зависимы от акустических факторов, цвета аккуратно натыкались бы друг на друга, как в радуге. Вместо этого мы видим, что звуки сгруппированы в соответствии с тем, как наш язык разделяет пространство гласных: несколько синих пятен, а затем внезапно красные, без перехода через сине-пурпурно-красный. Можно сказать, что гласные должны пройти через сортировочную машину, которая является нашим языком, прежде чем мы сможем связать с ними цвета, даже у синестетах, для которых подобные ассоциации непроизвольны».
Синестезия – это особый способ чувственного переживания при восприятии некоторых понятий (например, дней недели, месяцев), имен, названий, символов (букв, звуков речи, нотных знаков), упорядоченных человеком явлений действительности (музыки, блюд), собственных состояний (эмоций, боли) и других подобных групп явлений («категорий»).
Синестезия
Исследователи использовали новый метод, чтобы глубже изучить структуру цветовых ассоциаций. Для каждого участника они сравнили выбранные ассоциации гласных цветов со случайной выборкой из 10000 случайных ассоциаций. Они использовали это, чтобы измерить, насколько систематичны были выбранные ассоциации.
«Ассоциации синестетов были более систематическими, чем ассоциации несинестетов. Но некоторые паттерны встречаются повсюду: кажется, что люди выравнивают пространство гласных и цветовое пространство друг с другом и соединяют точки из одного пространства в другое». Например, цвета, выбранные для «e» и «a», имеют тенденцию быть достаточно близкими друг к другу, в то время как цвета для «a» и «o» находятся дальше друг от друга. Поэтому автоматические ассоциации, такие как у синестетов, основаны на тех же принципах, которые несинестеты используют для соединения гласных и цветов», – сообщили исследователи.
Это новость от журнала ММ «Машины и механизмы». Не знаете такого? Приглашаем прямо сейчас познакомиться с этим удивительным журналом.